Мэры не пожалели для себя

Контрольно-счетная палата Иркутской области по запросу прокуратуры проверила, как в первом полугодии соблюдались нормы законодательства при начислении и выплате зарплаты мэрам, а также спикерам муниципальных дум. Ревизии подверглась и численность сотрудников местных администраций. Как выяснилось, главы многих территорий получали зарплату значительно больше, по сравнению с нормативами, установленными правительством региона. Об этом рассказала глава КСП Ирина Морохоева на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания 20 октября.

Внеплановая проверка охватила 28 муниципалитетов первого и второго уровней. Исключением стали Иркутск, Братск, Свирск и Ангарское муниципальное образование, на которые в текущем году не распространяются нормативы, прописанные в Постановлении правительства области от 18 декабря 2008 года («Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих…»). Напомним, оно вступило в силу в этом году, но не во всех МО: поселения, образованные после 1 января 2006 года, будут руководствоваться им со следующего года. Между тем, как отметила Ирина Морохоева, в документе отсутствовал переходный период, что вызвало у муниципалитетов массу вопросов и привело к многократному внесению поправок в местные бюджеты. Так, многие муниципалитеты приняли новые нормативы уже в 2009 году, хотя могли сделать это в 2010-м. И, узнав об этом, вернулись к старой схеме оплаты труда (ранее действующий порядок установления надбавок и иных выплат выходит за пределы норматива), что вызвало дополнительные бюджетные расходы и рост кредиторской задолженности. К примеру, такая ситуация сложилась в Байкальске.

Много неясностей возникло и в части формирования годового объема оплаты труда.

– Из-за отсутствия такого порядка в Постановлении отдельные муниципалитеты второго уровня предусмотрели дополнительно в расходах бюджета-2009 единовременную выплату к отпуску и материальную помощь мэрам, – сообщила Ирина Морохоева.

Кроме того, проверка показала: в Жигаловском и Качугском районах применяются повышенные районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате на основании решений муниципальных органов, а не в соответствии с областными методическими рекомендациями. В итоге, вместо 30% там действует 50%.

Что касается тех МО, которые начали применять указанные в Постановлении нормативы (по состоянию на 1 июля это сделали все городские округа и районы), то без недостатков и нарушений здесь не обошлось. Некоторые привели размер зарплаты к нормативной в более поздние сроки, что повлекло дополнительные расходы. Это Саянск, Куйтунский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Чунский, Слюдянский и Заларинский районы. В целом установлено, что размер оплаты труда мэров во всех муниципалитетах второго уровня не соответствует расчетным годовым нормативам. Максимальное превышение зафиксировано в Усть-Илимске, Заларинском, Братском и Качугском районах. Помесячная оплата деятельности мэров колеблется от 66,7 до 164,3 тыс. рублей.

Сравнительный анализ штатной и фактической численности местных чиновников в городских округах и районах показал, что она не превышает нормативы, утвержденные методрекомендациями. Чего, кстати, нельзя сказать об отдельных МО первого уровня.

В числе рекомендаций контрольного органа можно выделить предложение применять новый регулирующий коэффициент при установлении размера оплаты труда мэрам и главам территорий. А зависеть он должен от числа фактически выполняемых полномочий. Ведь не секрет, что зачастую поселения, не справляясь с нагрузкой, передают свои финансовые обязанности на уровень района. По информации министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, в среднем по региону муниципалитеты первого уровня выполняют свои полномочия на 70%. Действующая же редакция Постановления рассчитана на 100%-ное исполнение. То есть все муниципалитеты, согласно данной методике, находятся в равных условиях. Впрочем в ближайшее время, по информации областного минфина, документ претерпит серьезные изменения.

– При определении нормативов зарплаты мэров мы будем исходить из следующего: она будет тем выше, чем больше численность населения и чем ниже его дотационность. Будем учитывать и регулирующий коэффициент, – отметила заместитель министра финансов Анна Милицына.

Вместе с тем старший помощник прокурора области Петр Парцей озвучил более радикальную идею на счет того, как восстановить справедливость: предложить мэрам вернуть переплату. Однако, по мнению представителей правового управления ЗС, сделать это невозможно, ведь мэры получали зарплату сверх нормативов по действующим на тот момент актам. А потому руководствоваться приходится не моралью, а законом.

А депутат Борис Алексеев предложил направить итоги проверки в адрес главы региона:

– Хотя Постановление было запущено в работу, в ряде муниципалитетов его просто проигнорировали. Нельзя надеяться только на совесть, скромность и честь глав территорий, иногда следует принуждать их к соблюдению правил.

Мария Огнева

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://og-irk.ru/?doc=3713>"Областная"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс