Критик Ольга Сенаторова: Лучше всего Вампилов познаётся на берегу Байкала

В Иркутске снова праздник театра: 10 сентября открывается Международный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова.

В этом году в афише всего один спектакль по произведениям драматурга - «Старший сын» в постановке Вологодского областного ТЮЗа. Но, по мнению организаторов, у участников нет цели привезти в Иркутск всего Вампилова, которого ставят разные театры.

Важно под этим именем собрать на родине писателя современную драматургию, понять, как она живёт, есть ли она вообще. Критики также с нетерпением ждут встречи и с современным театром, и с духом Вампилова. О творчестве нашего земляка, его влиянии на сегодняшний театр в эксклюзивном интервью «АиФ в ВС» рассказала театральный критик и фестивальный деятель Ольга Сенаторова.

Не судья, а человеколюбец

«АиФ-ВС»: - Ольга Валентиновна, почему Вампилова считают современным драматургом? Может быть, он сейчас смотрит на нас с небес и думает, что так и не успел написать свои самые серьёзные пьесы.

- Я не уверена, что он смотрит на нас с небес. Мне кажется, он среди нас до сих пор. И главный вопрос, который он нам задаёт, - как жить? Драматургия Вампилова относится к определённому периоду в истории нашего театра и культуры, когда захотелось говорить о человеке: замотанном, закрученном жизнью, не очень задумывающемся о душе, своей ответственности перед другими людьми, о завтрашнем дне. Вампилов посмотрел на него не как судья, имеющий право поставить этого человека в ряд грешников или праведников, а с любовью и желанием понять, какие же струнки в его душе, характере и перипетиях жизни откликаются, сочетаются или не совпадают, и почему. А это ведь вечный путь человека. Путь размышлений, борьбы, адаптации себя к действительности. И, наверное, именно поэтому Вампилов многие годы будет интересен. Я с почтением отношусь к иркутянам, которые раз в два года на фестивале возвращаются к этим размышлениям, привлекают к ним российское театральное сообщество, интеллигенцию.

«АиФ-ВС»: - Когда вы открыли Вампилова для себя - может быть, не как театральный критик, а обычный человек?

- В Государственном институте театрального искусства, в котором училась, мы «проходили» Вампилова. Но по-настоящему я его открыла на Байкале, когда села на скамеечку перед обелиском на месте гибели писателя. Там собираешься в комочек и начинаешь задумываться обо всём, о чём написал Вампилов.

Разговор о жизни

«АиФ-ВС»: - Как относитесь к современным постановкам его пьес?

- Когда еду на иркутский фестиваль, жду встречи с каждым спектаклем. Кажется, что знаешь это наизусть, уже тексты можешь произносить вместо актёров. А на самом деле - какие-то повороты и новые превращения смысла происходят в каждом спектакле. С каким-то особым затаённым вниманием отношусь к тому, когда театры берут «Утиную охоту». Мне кажется, это самый сложный материал у Вампилова. А пьесе «Старший сын» в своё время не лучшую службу сослужил фильм, потому что Евгений Леонов и Николай Караченцов как бы запечатали дальнейшее развитие сыгранных образов. И тем интереснее, когда живой театр подступается к этому материалу и забывает о том, что был фильм, потому что по-своему ощущает время и эти отношения. Мне интересен весь театр, который пытается освоить мир Вампилова, но освоить очень деятельно, креативно и размышляя о своём времени.

пн вт ср чт пт сб вс