Буддийская сокровищница в Бурятии

22 марта в Национальном музее Республики Бурятия (Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова) открылась уникальная экспозиция «Сокровища буддийского искусства. Новые грани». Музейному посетителю предстает комплексное изложение истории распространения и бытования в Забайкалье Учения Будды. Своеобразие буддийской культуры Бурятии на протяжении почти трёх веков показано уникальными предметами буддийской коллекции музея. Впервые представлены комплексы предметов, принадлежавших великим буддийским учителям Бурятии: ганджурве-гэгэну Д. Норбоеву, Пандита Хамбо ламам Ч. Иролтуеву и Д.-Д. Итигэлову, Цаннит Хамбо ламе А. Доржиеву и другим.

Экспозиция «Сокровища буддийского искусства. Новые грани» показывает и поясняет основные положения буддийского Учения, его мировоззрение: космический порядок бытия, вечные законы жизни всех «живых существ», факторы благополучия и неблагополучия личной судьбы человека, силы добра и зла, возможности избавления от страданий земной жизни. По словам куратора экспозиции Светланы Барделеевой, впервые идея выставить в музее подобные буддийские сокровища пришла к доктору исторических наук Ксении Максимовне Герасимовой ещё в начале 1990-х годов.

– В Бурятии за несколько веков не только приняты и усвоены, но и прекрасно развиты многие аспекты буддийской духовной и материальной культуры, – сообщила «Новой Бурятии» куратор экспозиции Светлана Барделеева. – Монастыри стали своеобразными буддийскими университетами: росли монастырские библиотеки, развивалась система духовного образования, изучалась и активно применялась на практике индо-тибетская традиционная медицина, процветали искусство и книгопечатание.

Весь этот исторический процесс отражён в экспозиции, на которой впервые собраны столь уникальные предметы буддийского искусства. Первый экспонат, который приковывает внимание, – это тибетская танка XIX века, иллюстрирующая пути спасения по Лам-ри-му Цзонхавы: цели индивидуального и всеобщего спасения от перерождений в сансаре, достижения нирваны, обретения просветленного сознания Будды.

– Существуют три пути спасения, – пояснила Светлана Батюровна. – В центре картины изображен путь «высших» существ – 22 стадии развития альтруистического сознания бодхисаттвы для достижения святости Будды. На левой стороне изображен путь «средних» существ, цель которых стать архатом, освободиться от перерождений в сансаре, достичь нирваны. Но «средние» существа не становятся Буддами. На правой стороне изображен путь «низших» существ – рядовых верующих мирян. Представления и устремления «низших» – понимание бренности бытия, неизбежности и непредсказуемости смерти, кармического возмездия и воздаяния за греховные и добродетельные деяния.

Экспонаты образно поясняют культовую структуру тибетского буддизма, подробно рассматривают систему Калачакры – поздней стадии тантрийского буддизма в Индии и Тибете. Посетители могут ознакомиться с картинами буддийской Вселенной, космологией системы Калачакры и образом мифической страны Шамбалы.

– Царство Шамбалы является образцовым обществом, где господствовали мир и процветание, управляемое мудрыми и сострадательными правителями. Граждане были добрыми и учеными людьми, – рассказала Светлана Барделеева. – Учения Шамбалы основаны на предпосылке, что существует глубинная человеческая мудрость, которая в состоянии разрешить мировые проблемы. Эта мудрость не принадлежит какой-то одной культуре или религии; она не приходит ни с Запада, и ни с Востока. Она существовала во всех культурах в разные времена.

Развитие кногопечатания, книжной культуры, школьного образования и индивидуального обучения десяти буддийским наукам обусловили возникновение в Бурятии национальной интеллигенции – более 15 тыс. лам различных категорий. За три столетия истории буддизма в Бурятии появилась целая плеяда почитаемых буддийских учителей, высокообразованных лам, просветителей и общественных деятелей. Оформилось и профессиональное литературное творчество, среди населения дацанских приходов распространилась грамотность на монгольском и тибетском языках.

– В экспозиции вы можете увидеть Ганжур, текст которого написан серебром, – добавила куратор. – Это своеобразная буддийская энциклопедия, в которой сконцентрировано все учение Будды. Считается, что чтение Ганжура равнозначно разговору с самим Буддой.

Посетители могут познакомиться и с посмертными скульптурными изображениями выдающихся бурятских лам: ширээтэ Янгажинского дацана Лубсан Ниндаг Банзаракцаева и ширээтэ Анинского дацана Галдана Аюшеева. А также прикоснуться к их жизни, ведь в экспозиции представлены их личные вещи.

В целом, экспозиция «Сокровища буддийского искусства. Новые грани» не просто наглядно показывает произведения буддийского искусства, но и раскрывает духовные истоки буддизма, повествуя о том, как учение Будды оказало мощное воздействие на развитие осознанной личностной веры бурят, продвинуло и обогатило их культуру.

Мария Александрова, "Новая Бурятия

пн вт ср чт пт сб вс