Художник-вулкан

Прошла выставка памяти Клавдия Киц-Ковязина

Выставки для галереи современного искусства «Дом художника» — дело привычное, они проходят здесь часто, сменяя одна другую. Но в середине января состоялось открытие выставки не совсем типичной, она была посвящена памяти одного из старейших иркутских художников — Клавдия Николаевича Киц-Ковязина. На обозрение было представлено 37 работ на тему Сибири и Байкала. Выставка действовала всего два дня: 14 и 15 января.

Клавдий Киц-Ковязин родился в Комсомольске-на-Амуре. Впервые приехал в Иркутск в 1939 году. Затем жил в Бодайбо, Киренске, Усть-Киренге. В 1945 году его семья вернулась в Иркутск. Клавдий Николаевич окончил 11-ю школу, занимался в изостудии при Дворце пионеров, а затем по настоянию родителей поступил в Иркутский политехнический институт.

Он успешно освоил профессию металлурга, но душа его рвалась к искусству, и он снова окунулся в учебу, но уже в Иркутском художественном училище. Днем он работал на заводе в Шелехове, куда перебрался в 1968 году, а по вечерам учился живописи.

Эту коллизию в его биографии чуть не дословно излагает его коллега Геннадий Шихалев:

— Он хоть и работал металлургом, но в душе всегда был художником. Видимо, творческое начало было в нем сильнее. Он всегда был полон какого-то внутреннего азарта, желания рисовать.

В конце концов Киц-Ковязин оставил работу на заводе и полностью отдался искусству. Клавдий Николаевич стал преподавателем в детской художественной школе Шелехова. Параллельно работал в живописи. С середины шестидесятых Клавдий Николаевич стал принимать участие в региональных выставках, в 1975-м вступил в Союз художников СССР. Рекомендации ему дали Евтихий Конев, Виталий Рогаль и Анатолий Костовский.

— Его мощь — в размахе мышления, в подаче сюжета. Он всегда шел в ногу со временем, а идея нередко и опережала его, — говорит на вернисаже Анатолий Костовский.

— У шелеховских художников свой стиль, — говорит искусствовед Татьяна Ларева. — Клавдий Николаевич отличался эмоциональностью и размахом кисти. Когда он пришел к нам, в Дом художника, и принес огромнейшие работы — на чем бы вы думали? — на листах ДВП, мы были поражены их размерами и теми эмоциями, которые они вызывали.

— Лучше всего о нем говорят картины. Такие же честные и справедливые, открытые и эмоциональные, как он сам, —говорит его коллега Геннадий Шихалев. — Он был практичным в деле и непосредственным в искусстве. Наверное, то, что он был металлургом по образованию, по-своему отразилось на его творчестве, придав своеобразие его картинам. А в работе на заводе успеха он достигал за счет творческого начала.

В художественной школе Киц-Ковязин и Шихалев работали вместе. По признанию знающих его людей, он многое сделал для самой школы, активно участвовал в организации выставок, конкурсов. Ученики любили его.

Геннадий Васильевич был не только коллегой Клавдия Николаевича, но и товарищем по жизни.

— Нередко мы проговаривали с ним ночи напролет — настолько было интересно. Это был человек, безоглядно преданный искусству, его обуревали какие-то новые идеи, мысли, — это был постоянно действующий вулкан, — говорит Шихалев.

Еще одним товарищем, самым близким, была его жена Анна Константиновна.

— Это была замечательная, удивительная женщина. Она всегда поддерживала мужа, заботилась о нем, была очень внимательной к нему, тонкой, интеллигентной. Жен художников по праву можно назвать героинями, — говорит Ирина Бордовская.

В основном Клавдий Киц-Ковязин писал пейзажи и натюрморты. Многие работы посвящены озеру Байкал: «Рабочие зори. БАМ» (1976), «Байкал. Чудеса природы» (1977), «Байкал» (1982)... Одна из самых ярких работ — натюрморт «Цветы Сибири» (1976).

Особое внимание привлекает картина «Песня сибирских добровольцев» (1976). Огромная картина, выполненная масляными красками, передает бурю эмоций. А вот акварели настолько живые, что кажется: перед вами фотография.

— Клавдий Николаевич был человеком непростым, с трудной судьбой, — говорит куратор галереи Надежда Куклина. — Он был скромным, выставки его работ проходили нечасто. Поэтому большинству иркутян его творчество незнакомо. Однако работы его уникальны. Истинным ценителям живописи стоило бы обратить особое внимание на творчество Клавдия Киц-Ковязина.

Совсем недавно, 6 декабря 2010 года, Клавдий Николаевич ушел из жизни. Но он продолжает жить в сердцах близких, в памяти друзей и, конечно же, в своих творческих достижениях.

Анастасия Кисеева, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора

пн вт ср чт пт сб вс