«Борьба с коррупцией Игоря Кобзева многим поперёк горла» - эксперты

22-25 июня в социальных сетях “Фейсбук” и “Одноклассники” появились провокационные видеоролики против «Единой России» и врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, которые вызвали скорее негативную реакцию на вбросы. Редакция ИА “Байкал 24” попыталась разобраться в том, кто и по каким причинам мог их сделать.

Видеоролики, направленные на дискредитацию главы региона Игоря Кобзева и партии «Единая Россия», в социальной сети Фейсбук расположены в паблике “Новостной вестник Иркутской области” и с помощью рекламных механизмов социальной сети целенаправленно распространяются на аудиторию, живущую в южной части Иркутской области.

Известно, что эта страница создана 26 апреля 2016 года и раньше называлась “Боты Иркутска”. А 21 мая 2020 года ее переименовали в “Новостной вестник Иркутской области”. Во время ребрендинга предыдущий контент этой страницы удален.

Илья Щеголихин, политолог:

«У нас нет неприкасаемых», - заявил врио губернатора Иркутской области 18 июня на заседании Правительства Иркутской области. И именно эта фраза цитируется в фейковых роликах, которые были размещены в социальных сетях менее, чем через неделю после его выступления. Запуск фейков может стать одной из излюбленных технологий на предстоящих выборах. Ведь если внимательно рассмотреть саму «рекламу за Кобзева», то тщательно сформулированы все наиболее резонансные темы, влияющие на рейтинг «Единой России».

И в этом смысле разгон фейковых листовок от паблика с говорящим названием «Боты Иркутска» вполне укладывается в логику организаторов. Интернет даёт огромные возможности для такого рода манипуляций. Хотите знать заказчика в данном случае – ищите, кому выгодно нанести имиджевый удар по врио губернатора
».

Стоит отметить, что появление провокационных сюжетов совпало с активностью представителей КПРФ в Прибайкалье. С письмом к президенту РФ Владимиру Путину обратился экс-губернатор Сергей Левченко. В нём бывший чиновник просил разрешить ему идти на выборы главы региона 13 сентября. Однако буквально через несколько часов стало известно, что КПРФ на губернаторские выборы выдвинет депутата ГД РФ Михаила Щапова.

Сергей Шмидт, политолог:

Понятие “черный пиар” - терминология махровая. поэтому назовем это по-научному: “деструктивные технологии”. Которые несут в себе разрушение репутации. Опасность таких технологий в том, что их сложно “отбивать”, особенно в отсутствие прямого соперника и конкурента: оправдываться бессмысленно, демонстрировать серьезное отношение - себе во вред. Кому это выгодно? Думаю, что это было подготовлено под кампанию Сергея Георгиевича Левченко, поскольку из нескольких источников слышал, что он на полном серьезе снова собирался идти в губернаторы Иркутской области”.

В социальной сети “Одноклассники” этот же контент удалось обнаружить на аккаунте пользователя, который несколько лет занимается размещением и продвижением информации о фракции КПРФ в Законодательном Собрании Иркутской области, о партии КПРФ и о Сергее Левченко. После размещения на странице этого пользователя ролики были репостнуты в различные группы иркутского сегмента социальной сети “Одноклассники”. 

Дмитрий Таевский, независимый политконсультант:

Ролики, безусловно, фейковые, причем крайне грубо и примитивно сделанные. Судя по уровню реализации, делалось, что называется, за копейки, на коленке, на чьем-то домашнем компьютере подручными средствами. Трудно даже сказать, кто может быть заказчиком. Нужно, конечно, отталкиваться от старого принципа "ищи, кому выгодно". Выгодно, безусловно, КПРФ, но я не могу представить, чтобы кто-то в иркутском обкоме КПРФ санкционировал такую низкопробную чернуху. Другой вариант - какие-то московские оппоненты Игоря Кобзева. В любом случае это грубая поделка, рассчитанная на примитивные мозги. В то же время уровень сарказма в ролике про "мы победили коронавирус" требует все-таки определенного приложения мыслей, поэтому я бы сказал, что это выстрел в никуда”.

Специалисты по социальным сетям утверждают, что набор групп для распространения провокационных роликов в социальной сети "Одноклассники" характерен для всего контента КПРФ: паблики “Я люблю Иркутск (Братск, Тулун…)”, все “красные” группы Иркутской области плюс “мусорные” группы объявлений, где нет предмодерации контента.

Владислав Шиндяев, политтехнолог:

Причина возникновения у подобных роликов только одна - Игорь Кобзев и его штаб системно работают над его рейтингом и он, соответственно, растет, благодаря тому, что Игорь Иванович высоко мобилен, часто появляется в медийной сфере и проводит множество встреч с различными людьми. Рейтинги периодически замеряются, их видят как сторонники, так и конкуренты. Соответственно у противников возникает задача параллельно росту рейтинга основного кандидата, наращивать его антирейтинг. Другое дело - качество исполнения все-таки оставляет желать лучшего. Да и охват, должен быть несколько иным: чтобы достигнуть необходимого и достаточного воздействия, и чтобы достигнуть “порог реагирования”. Но все только начинается, и борьба ещё впереди. Так что подобные приемы воздействия на аудиторию, скорее всего, будут носить накопительный характер”.

В “Одноклассниках” под видеороликом были оставлены 6 комментариев с аккаунтов, по словам специалистов по соцсетям, напоминающих “ботов”. А вот в фейсбуке, где пост продвигался технологиями таргетинга самой соцсети, видны комментарии и реальных пользователей, и аккаунтов, похожих на “ботов”. В целом, набор мнений о “продукте” очень негативный.

пн вт ср чт пт сб вс