Весенняя встреча с джазом

В один из фестивальных дней Большой зал Забайкальской краевой филармонии наполнился весенними звуками фортепианного джаза. В рамках 37-го Международного фестиваля искусств “Цветущий багульник-2012” в Чите выступил замечательный русский пианист, композитор и аранжировщик, основатель легендарного коллектива “Фонограф Джаз Бэнд”, заслуженный артист России Сергей ЖИЛИН. Создав в зале атмосферу непринужденного творческого вечера, музыкант познакомил забайкальских слушателей с произведениями таких легенд джаза, как Эрл Хайнс (Earl Hines), Дэйв Брубек (Dave Brubeck), Хорас Сильвер (Horace Silver) и Оскар Питерсон (Oscar Peterson). На сцене Сергей Сергеевич много импровизировал и шутил, а после концерта любезно согласился дать небольшое экспресс-интервью для “ЗР”.

— Сколько лет существует “Фонограф Джаз Бэнд” и в чем секрет творческого успеха?

— В следующем году будет тридцать лет. А секрет — работать надо!

— Сергей Сергеевич, вы неоднократно музицировали вместе с мировыми звездами джаза и блюза, даже с бывшим президентом США Биллом Клинтоном. Какая из встреч вам наиболее запомнилась?

— Ну, наверное, больше всего встреча с Клинтоном и запомнилась. Я тогда представить себе не мог, что придется сыграть вместе с президентом Соединенных Штатов. Но это произошло, и, конечно, не могло не запомниться. Нервяк тогда был жуткий! Можете себе представить, что бы случилось, если бы он попросил исполнить песню, которую я не знал или знал плохо. Я в тот момент проклял все на свете, думая: “Господи, почему я так плохо учился?"…

— А что конкретно вы тогда играли?

— Повезло, композиции были достаточно известные — Summertime и My Funny Valentine.

— Американская джазовая певица Шарон Кларк, приезжавшая на гастроли в Читу, говорила, что в США отношение к джазу больше как к фоновой, ресторанной музыке Вы с ней согласны? А в других странах?

— Не знаю. Я не так часто выступаю в Америке в последнее время. Но когда мы там были и участвовали в фестивалях, нас слушали очень внимательно. Может быть, сказывалось любопытство: “Русские приехали — посмотрим, как они джаз будут играть!”. Откуда у нас могут взяться настоящие любители джаза, если вся его история связана с США? Есть здесь, конечно, истинные ценители, но их гораздо меньше, чем за рубежом. И думаю, что в США сегодня все-таки есть место джазу, и он там совершенно другой, не такой, как на сегодняшнем концерте. Джаз там гораздо более современный и модернизированный, что ли.

— Каких современных исполнителей, придерживающихся настоящих джазовых канонов, вы можете отметить?

— Молодых современных я не знаю… Кроме таких идолов, как Чик Кориа (Chick Corea) и Херби Хэнкок (Herbie Hancock), навряд ли кого-то смогу назвать... Оскар Питерсон (Oscar Peterson), ушедший от нас, конечно...

— Сергей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о вашей работе на “Мосфильме” — вы записывали музыку примерно в то же время, когда на студии шла работа над замечательной картиной “Мы из джаза”.

— Да, мы записывали музыку Юрия Сергеевича Саульского к одному музыкальному фильму. Это был такой первый опыт, очень интересный… У меня там даже роль небольшая была — я подходил к Васе Мищенко и, показывая на часы, говорил ему что-то...

— А с Анатолием Кроллом, композитором, написавшим музыку к фильму “Мы из джаза”, вы знакомы?

— С Анатолием Ошеровичем? Конечно, это мой старший друг, товарищ и брат! Человек, у которого очень многому можно и нужно учиться — и его подходу к работе, и его музыкальности.

— Вы занимаетесь преподавательской работой?

— Преподавательской работой я не занимаюсь. Педагогическая работа происходит только во время репетиций. Просто времени нет, и потом это дело — непростое занятие. Одно дело, когда просто много знаешь о джазе. А суметь донести это не до образованного музыканта, а до человека, который имеет определенные сложности… Сегодня приходится заниматься другими вещами, я ведь являюсь еще и директором коллектива.

— Как известно, Чита — родина легендарного джазмена Олега Лундстрема. С маэстро Лундстремом вам играть не доводилось?

— Мы очень хорошо с ним знакомы, но работать вместе не приходилось. С артистами из его оркестра я играл, но было это без Олега Леонидовича. Уже давно есть желание подобрать материал и выпустить пластинку, в которую бы вошли его произведения и мои аранжировки его работ.

— В 2006 году в вашей джазовой коллекции появился “Симфоджаз” — проект с участием достаточно большого числа музыкантов. А что вам сейчас ближе и интереснее — массовые проекты или небольшие джаз-бэнды?

— А мне все ближе! Все нравится, просто везде себя по-разному ощущаю. Только вчера, например, закончили репетировать с большим составом в 40 человек. А с репетиции — сразу в аэропорт, и малым составом — в Читу! Так что, по всем фронтам стараемся действовать.

— Что бы вы хотели пожелать забайкальским любителям джаза?

— Чтобы побольше культивировалась здесь эта музыка и чтоб почаще к вам кто-нибудь приезжал. И чтобы приезжали передовые коллективы, я не себя имею в виду. А публика здесь замечательная и очень теплая!

Андрей ФАРИОНОВ,

внешт. корр.

пн вт ср чт пт сб вс