Дом, где рождается музыка

По определению поэта, музыка – хорошая музыка – проникает в нашу душу и как бы поджигает её. «А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она». Думается, этот образ близок и понятен многим, кто неравнодушен к живому звучанию музыки, к процессу создания для нас, слушателей, захватывающих или просто интересных звуковых миров. Этот феномен находит ярчайшее своё воплощение в стенах Иркутской областной филармонии, где совершается священнодействие – приобщение к свету и добру, к высшим проявлениям человеческого духа, к празднику. В эти дни Иркутская филармония готовится отметить славный юбилей – своё 70-летие. Накануне события мы встретились с её директором и художественным руководителем, лауреатом премии губернатора Иркутской области, кандидатом искусствоведения Мариной Токарской.

– Марина Николаевна, как ваш коллектив собирается отпраздновать круглую дату?

– Пригласим друзей в концертный зал и дадим большой юбилейный концерт с участием наших творческих коллективов и солистов. В фойе мы уже открыли большую выставку, которую фотохудожник Сергей Дзюба готовил в течение многих лет, посещая наши концерты и запечатлевая самые яркие мгновения. В программе вечера мы хотим показать сегодняшний день филармонии, наш современный уровень, талантливые силы, которые составляют славу и гордость музыкального Иркутска. Это и Губернаторский оркестр, и «Амадей», и фортепианный квинтет, и «Барокко», и ансамбль русских народных инструментов.

Это и наши славные солисты Константин Сероватов, Александр Чудновский, Татьяна Ларина, Михаил Клейн, Наталья Реченская, Майдар Аюуш, Анна Варутина, Борис Изаксон, Анна Гольская, Дмитрий Силаев, Екатерина Максименко, Людмила Еневич, Роман Бурматов, Антонина Истомина, Дмитрий Иванов. Жаль, что нельзя послушать в этот вечер орган, он у нас находится в другом зале. Но, поверьте, нисколько не меньше поклонников у органистки Яны Юденковой, у приехавшей на это время в Иркутск Лидии Янковской, у композитора Дечебала Григоруцэ. Видите, какая у нас мощная команда! А если вспомнить, с кем постоянно сотрудничает филармония, то никакая сцена не вместила бы все хоровые коллективы, музыкальные школы, колледжи, Дворцы творчества... Раздвинуть бы пошире стены нашего зала, чтобы всем желающим поздравить нас места хватило!

– И все, конечно, будут волноваться, выходя на сцену?

– Для филармонии праздник – это естественное явление. Мы ведь каждый свой концерт хотим превратить в яркое событие: не что-нибудь такое заурядно-обыденное продаём, а пробуждаем лучшие человеческие чувства. Но всё равно не волноваться невозможно. И так изо дня в день, целых 70 лет! Сколько людей всходило на эту сцену, сколько слушателей их благодарило своими аплодисментами! Судьба каждого артиста достойна интереснейшего описания, а представляете, какая волнующая повесть может быть рассказана о нашей филармонии за все её славные 70 лет!

Сколько поколений уже сменилось за эти годы, какие громкие имена отзвучали! Наша сцена помнит Святослава Рихтера, Владимира Ашкенази, Даниила Шафрана, Виктора Третьякова, капеллы А. Юрлова и В. Чернушенко, квартет им. А. Бородина и оркестр Эрмитажа, многих других мировых знаменитостей, но не менее дорога нам память о наших, иркутских, музыкантах: Любовь Семенцова, Владимир Сухиненко, Василий Патрушев, Игорь Соколов, Роман Крупенин, Лев Зисман, Леонид Мессман, Лев Касабов, Александр Беляев, Мина Володарская, Михаил Черных, Исай Сирота, Владимир Бесеневич, Александр Перельштейн, Александр Тутурин, Нинель Перфильева, Владимир Тарасенко, Зоя Дмитрусенко, Дина Калаганова, Тамара Филатова, Геннадий Моисеев, Вячеслав Колмыков, Ирина Чижова, Нина Забелинская – вот она, иркутская история!

– А кто из директоров филармонии вам особенно запомнился?

– Ещё в годы своей учёбы я много хорошего слышала о работе Александры Давыдовны Бери. Затем мне посчастливилось работать музыковедом с Валентиной Дмитриевной Булычевой, далее, уже художественным руководителем, – с Владимиром Георгиевичем Зоткиным, Дмитрием Валентиновичем Скоробеговым, Игорем Львовичем Духовным. Для меня это стало очень серьёзной школой, у каждого из этих незаурядных людей можно многому поучиться, и я благодарна им за жизненные уроки, за их самоотверженный труд. Я уверена, что руководство таким уникальным коллективом, как филармония, – это дело, прежде всего, творческое, требующее полной самоотдачи, можно даже сказать, горения. У директора не бывает выходных дней. Но я просто не представляю себе другой жизни, без филармонии.

– Думаю, в этом вы не одиноки?

– Да, конечно. Именно это чувствуют и наши ветераны. Мы нынешней весной создали Клуб друзей филармонии. Музыковед-ветеран Лидия Михайловна Пухнаревич, возглавившая его, проводит тематические вечера в честь людей, ставших частью нашей истории: Василия Патрушева, Татьяны Бендлин, Валентина Тихонова, Евгении Городецкой. Имена-то какие!

– И как же стать членом этого нового клуба? Где он собирается?

– О, я думаю, скоро органный зал филармонии уже не сможет вместить всех желающих. Клуб быстро растёт, поступают заявления со всех сторон, иногда целые организации просят записать их в число наших друзей. Дело-то ведь это очень интересное и благотворное: летопись культуры создаётся с нашим участием, как говорится, «никто не забыт, ничто не забыто».

Кстати, дружба – понятие многогранное, и для того, чтобы стать другом филармонии, не обязательно посещать клуб. Можно и по-другому проявлять интерес к музыке. Например, доцент кафедры телевидения, радиовещания и истории журналистики ИГУ Игорь Петров собрал свою звуковую коллекцию из интервью и радиопередач о деятельности филармонии. В начале этого года он пришёл ко мне и сообщил, что у него есть материал на более чем сорок часов прослушивания. Я спросила: «С какого года?» – «С 1982». – «А можно послушать?» – «Пожалуйста!». Представьте мое изумление: первый трек – интервью Илмара Лапиньша двадцатисемилетней давности, затем скрипка Александра Беляева, голоса Петра и Елены Грибановых, юбилей Олега Зверева, органные пьесы в исполнении Людмилы Мацюра, пение Натальи Головиной, интервью Евгения Волынского, награждение Дениса Мацуева – десятки имён, голосов и музыкальных фрагментов на 275 треках. И я размечталась: вот бы всё это богатство взять да и опубликовать, сделать, так сказать, достоянием широкой общественности...

– Интересно, удалось ли вам это в наше непростое время?

– Помогла, как часто бывает, случайность. На глаза попалась реклама региональной ювелирной сети «Алмаз». Оказывается, они тоже только что отметили 70-летие! А что, думаю, не обратиться ли мне к ним за спонсорской помощью как юбиляр к юбиляру? И что вы думаете – получила в ответ согласие! И работа закипела. Игорь Константинович доверил мне редактирование текста описания звукового сборника, это оказалось довольно трудоёмким делом, при таком-то огромном объёме. Спасибо «Алмазу» и Игорю Петрову! И, конечно, слава нашим музыкантам! Звуковой альбом готовится к юбилейным торжествам как оригинальный памятный подарок, первый за всю историю сотрудничества филармонии и иркутского радиовещания. Вот как хорошо иметь друзей!

– Рад это слышать! Значит, у филармонии есть спонсоры, меценаты?

– Теперь есть, слава богу! Нам помогают и МДМ-Банк, и авиакомпания «ЮТэйр», и центр «Никонель», и строительные фирмы, и «СибАтом». Создан и начал свою работу попечительский совет под председательством заместителя председателя правительства Иркутской области Александра Моисеева.

– А как обстоят дела с информационными спонсорами? Вы, я знаю, частенько появляетесь на телевизионных экранах, так сказать, публичный человек.

– Да уж, особенно острые ощущения испытываю, выходя в прямой эфир в «Утреннем коктейле» или в радиобеседах с Ларисой Вороновой и Натальей Ключевской. Я также сотрудничаю со многими печатными изданиями. Каждый месяц участвую в пресс-конференциях. Но самое любимое моё детище – это «Музыкальный момент», авторская программа на Иркутском городском радиоканале. Это же счастье – раскрепостить музыканта для искренней беседы о самом сокровенном. После таких диалогов обычно бывает много откликов: классическая музыка становится ближе каждому радиослушателю, а гости «Момента» обретают популярность в самых широких кругах – эфир ведь не знает пределов. После нашей недавней беседы с пианистом Константином Сероватовым о Моцарте новая программа дирижёра Илмара Лапиньша стала для многих настоящим откровением.

– Да, ведь у вас же действительно начал работу новый дирижёр! Как складываются отношения?

– А вы слышали, как теперь звучит наш оркестр? Я даже новый проект создала для Губернаторского оркестра в содружестве с Илмаром Артуровичем. Из названия проекта всё становится понятным: «Музыка без границ». Действительно, нет предела совершенству, нет границ для творчества. Поверьте, мы очень много работаем, и публика это замечает. Какие же тут могут быть вопросы? Впереди огромные перспективы, планка поднята на небывалую высоту. Я вижу, что Илмар Артурович – человек очень широкого кругозора, настоящий музыкант, опытный и требовательный руководитель оркестра, истинный трудоголик, и я очень ценю его за эти замечательные качества.

– Марина Николаевна, вы возглавляете филармонию почти уже шесть лет, что изменилось за эти годы?

– Изменилось многое. Благодаря поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области филармония сумела за это время значительно укрепить свою материальную базу. Это лишь на первый взгляд кажется, что только фасад стал чище да афиши ярче. А на самом деле мы провели впервые за всю историю здания капитальный ремонт стропильной системы кровли концертного зала и фойе (это с 1891 года!), реставрацию здания органного зала, первую профилактику органа за всю его историю (с 1978 года) силами немецкой фирмы-изготовителя, установили систему специальных кондиционеров в органном зале, заменили кресла в обоих залах, обновили занавес и одежду сцены концертного зала, оснастили филармонию компьютерами, полностью обновили звуковую аппаратуру и оборудование оркестровой библиотеки, заменили всю электрическую систему, оснастили отдельными кабинетами кадровую службу и художника, возродили много лет не работавший буфет для зрителей, и, наконец, в концертном зале скоро можно будет пользоваться новым современным экраном. Это только в хозяйстве.

– А в творчестве?

– В творчестве мы стали первыми в России участниками музыкального проекта Иркутской мэрии для будущих мам «Улыбнись, малыш!», исполнили множество премьерных программ, выступили в Корее, Швейцарии, Германии, городах Иркутской области – это оркестр, а солисты – по всей Иркутской области, а также в Санкт-Петербурге, Самаре, Кемерове, Улан-Удэ, Монголии, Израиле...

– У вас и китайские, и французские, и польские проекты есть, я знаю.

– Да, я с большим удовольствием сотрудничаю с иркутским отделением организации «Альянс Франсез» и с институтом Конфуция. Также с благодарностью хочу сказать о музыкально-просветительских программах Генерального консульства Республики Польша в Иркутске.

– Вы ещё, кажется, автор первого в мире проекта «Поющие врачи»?

– Да, вы здорово его назвали, так теперь и будем говорить. А раньше он назывался «Врачи для врачей», когда День медицинского работника становился праздником музыки с режиссурой и ведением профессора Владимира Викторовича Шпраха.

– У вас сейчас действительно много ведущих.

– Да, это музыковеды Софья Драбкина, Ольга Чиркова, Оксана Усова. И ещё у нас есть Тамара Пружанская, которая со своей группой «Солнышко» творит музыкальные чудеса для воспитанников детских садов. Её у нас постоянно хотят переманить в столицу, ведь по такой методике музыкального воспитания можно сделать меломаном любого малыша. К счастью, она патриотка, не хочет покидать Сибирь, вот сейчас готовит программу к юбилею Иркутска.

– Об этой дате мы ещё поговорим. А в ближайшее время, после юбилея филармонии, к чему будете готовиться?

– К 85-летию выдающейся иркутской пианистки Людмилы Пантелеймоновны Холодиловой! К неделе джаза в Иркутске и Ангарске в самом начале декабря. И к новогодним ёлкам, конечно. Я вообще считаю, что Новый год, Рождество, Татьянин день – всё это повод для нового разговора. С музыкальным обществом и Иркутской епархией хочется посотрудничать в проекте Пасхального фестиваля. С «Доктором-Джазом» тоже интересные идеи намечаются. Ну а самое главное событие впереди – 65-летие Великой Победы. Так что работы много.

– И как удаётся вам во всём этом успевать?

– Во-первых, я не одна. Мы всё делаем вместе: артисты на сцене, административная команда, что называется, за кулисами. Во-вторых, мы живём сейчас в ускоренном темпе – готовимся к переходу в статус автономного учреждения. А самое главное для нас сейчас – уверенно смотреть вперёд, собирая под крышей филармонии всех самых талантливых людей, все самые смелые и яркие начинания и проекты, и представлять их вниманию публики. Много раз уже отмечалось, что в Иркутске она самая требовательная и просвещённая.

– Марина Николаевна, от всей души хочу поздравить вас и в вашем лице весь дружный коллектив филармонии с юбилеем! Желаю флагману иркутской музыкальной культуры и вам, её капитану, дальнейших успехов в этом удивительном деле – создании гармонии в музыке и в жизни.

Беседовал Олег БЫКОВ,
На фото Егоря Соболева Марина Токарская

<p align=right><a target=_blank href=http://www.vsp.ru/culture/2009/11/25/465987>«Восточно-Сибирская правда»</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс