Капля в море: от Байкала в Адриатику

Артисты ТЮЗа вернулись из Италии

На днях творческая группа представителей Иркутского театра юного зрителя имени А.Вампилова в составе тринадцати человек вернулась с необычных гастролей: тюзовцы стали участниками фестиваля «Странствующий Арлекин», проходившего в городе Порденоне, в Италии.

В программу гастролей входила главная задача — познакомить итальянцев с сибирской театральной культурой и сделать это, конечно же, через показ спектаклей «Каштанка» по рассказу русского классика Антона Чехова и «Небесная Дева-Лебедь» по старинной бурятской легенде. Одновременно с показом спектаклей в Порденоне работала выставка театрального знатока своего дела Бальжинимы Доржиева — заслуженного художника России, главного художника театра имени Х.Намсараева в Улан-Удэ, имеющего самое прямое отношение и к нашему ТЮЗу, ведь это он, Бальжинима Доржиев, стал автором сценографии и костюмов к спектаклю «Небесная Дева-Лебедь».

Фестивалю «Странствующий Арлекин» исполнилось 16 лет, но он по сей день сохраняет свою оригинальность, в том числе и благодаря проведению мастер-классов, в которых участвуют артисты разных стран.

В этом году со спектаклями и мастер-классами в Италию приехали театралы из Новой Зеландии, Испании и России. В дни фестиваля наши, иркутские мастер-классы были посвящены творчеству Чехова и особенностям бурятской культуры.

Подготовка к поездке велась тщательно, в театре шли бесконечные репетиции, артисты делали все, чтобы каждая роль стала для иноязычного зрителя понятной и доступной. Постарались не просто обеспечить синхронный перевод на итальянский, но включить основные фрагменты перевода в саму ткань спектаклей. И сделали это органично, не помешав сюжетному ходу и эстетике всего спектакля.

Об успехе спектаклей говорило многое — и слезы на глазах у зрителей, и их многочисленные благодарные признания. А это немалого стоит — растопить сердца сдержанной, «прохладной» северо-итальянской публики считается у театралов делом нелегким. Но триумф иркутян начался еще раньше — с того момента, когда тюзовцам пришла идея въехать в город верхом на лошадях и так прошествовать по улицам города. Что и было осуществлено: они проехали верхом (лошадей удалось добыть на месте, заранее договорившись с местными организаторами фестиваля) по улицам Порденоне в национальных бурятских костюмах к зданию городской мэрии. Жители города буквально сгорали от любопытства, что для них совершенно нехарактерно: выглядывали из окон домов, бежали вслед по улицам… Необычность и выразительность спектаклей довершили дело: выступления наших артистов не оставили итальянскую публику безразличной.

Хорошо прошла и выставка Бальжинимы Доржиева. В экспозиции были представлены не только эскизы к спектаклю, но и графика, и живопись. «Мне понравилось, как итальянцы отреагировали на выставку, — сказал в аэропорту Доржиев, — они проявили и заинтересованность, и понимание, и художественный вкус, и уважение к другой культуре».

Большой интерес к гастролям Иркутского театра выказали и итальянская общественность, и коллеги по сцене. В этом — дань и серьезной режиссерской работе заслуженного работника культуры России Виктора Токарева, и манере исполнения своих ролей всеми без исключения артистами (а на гастролях были заслуженный артист России Николай Кабаков, артисты Вячеслав Степанов, Наталья Маламуд, Людмила Ревтович и другие).

Итальянские гастроли иркутян наводят на мысль, что театр всегда был интересен людям и не утратил своих позиций и сегодня, — возможно, потому, что художественные ценности, как и ценности человеческие, остаются неизменными. И не важно, где находится театр — в Италии или в России. Он всегда поможет маленькому или взрослому зрителю проанализировать сложную психологическую ситуацию и не запутаться в том, где добро, а где зло, в какие бы нарядные одежды оно, зло, ни рядилось.

За двенадцать дней в Порденоне у иркутян накопилось немало незабываемых впечатлений. Актриса Наталья Маламуд рассказывает и о своих новых дружбах с коллегами из разных стран, с которыми оказалось удивительно много общего и с которыми трудно было расстаться. А директор театра и режиссер Виктор Токарев говорит о традиции вампиловцев привозить с собой на гастроли… байкальскую воду и на месте выливать ее в речку, реку или море. Такой круговорот воды в природе — своего рода братство, в данном случае — братство Байкала и Адриатики, ведь именно в Адриатическое море выплеснули иркутяне эту частицу байкальской воды, когда были на экскурсии в Венеции и на морском побережье. И хочется, чтобы символика эта действительно означала родство не только территорий, но и душ.

Поездка на гастроли в Италию была первой в истории Иркутского ТЮЗа, но есть надежды на продолжение контактов в будущем. Возможно, скоро наши вампиловцы снова побывают за границей. Но пока не будем раскрывать карты…

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото Владимира Безродного, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Сцены из спектаклей «Каштанка» и «Небесная Дева-Лебедь»

пн вт ср чт пт сб вс