Притяжение авангарда

Мэтр иркутской живописи народный художник России Виталий Смагин не устает удивлять своих поклонников, учеников, последователей и просто зрителей. Он удивляет и тем, что, будучи человеком личностно зрелым, остается ярким представителем авангарда, что, может быть, больше говорит о его душевной и творческой молодости, неугомонности, непрекращающихся творческих поисках.

Однако при этом, как признают его ценители, Виталий Смагин — еще и мастер реалистической живописи, что было хорошо видно по его недавней выставке этюдов в техническом университете, где он является профессором на кафедре монументально-декоративной живописи и где основными посетителями были студенты и преподаватели. И вот аналогичная выставка, экспозиция которой пополнилась как минимум на полтора десятка новых работ, открылась в галерее Виктора Бронштейна.

Несмотря на летнее затишье — общественно значимых событий в культурной жизни сейчас не так много, все готовятся к кульминации юбилейных торжеств, — гостей на выставке собралось множество. Яблоку негде было упасть — так можно сказать об этом вернисаже. Собратья по кисти — художники, ученики и коллеги, галеристы и пресса, просто зрители — все они собрались в эти залы, чтобы подышать чистым воздухом искусства.

Многие работы, несмотря на свою «этюдность», воспринимаются как совершенно законченные вещи. Трудно представить, что можно дописывать такие полотна, как, скажем, «Байкал. Красный вечер», или «Вечер. Аршан», или «Байкал» (работа 1989 года). Они не нуждаются в дополнительной детализации. Они пронизаны золотистым, жизнеутверждающим свечением. Магия света вообще характерна для живописи Виталия Георгиевича — взгляните на «Байкал. Золото вечера», «Байкал. Осень»… Свет у него до неузнаваемости преображает не только водную поверхность, но и небо, и береговые скалы, и горные вершины.

И в то же время искусствовед Тамара Драница назвала Смагина самым известным в Иркутске мифотворцем… Москвич по рождению, он глубоко проник в особенности сибирского, даже точнее — прибайкальского пейзажа, уловил в нем его тайны, почувствовал магическое начало.

Неожиданным, волшебным кладом назвал живописные этюды Смагина, выполненные в реалистической манере, хозяин галереи Виктор Бронштейн: «Раньше я знал этого большого художника как мастера авангарда и абстрактной живописи. И я очень хочу поделиться этим сокровищем с иркутянами. Надеюсь, что вы разделите со мной это открытие и испытаете гордость за нашего земляка — почетного гражданина города Иркутска, народного художника России».

А директор галереи Виктора Бронштейна Елена Щеголева отмечает: «Этюды Смагина — это не только яркость первых впечатлений и возможность остановить прекрасное мгновенье, это… способ продлить его, погружая нас в многоцветный чарующий мир».

Открыть для себя эти неизведанные мгновения, поддаться внезапному озарению, которое освещает вас при внимательном взгляде на полотна, — все это вы можете испытать сами в залах галереи. Не упустите такую возможность.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

пн вт ср чт пт сб вс