Ожившее застывшее

В мире существует красота, при созерцании которой человек испытывает состояние настоящего блаженства. В этот миг можно стряхнуть с себя все наносное, суетное, малозначимое и ощутить счастье единства с божественным. В вашей жизни, наверное, случалось такое. Мне кажется, такую вспышку радости, доброты и сострадания даруют работы бурятского ламы-скульптора Санжи-Цыбика Цыбикова. Глубина проникновенного взора Зеленой Тары, сосредоточенное внимание Белой Тары, которые предстают перед тобой в Иволгинском дацане, трогают до глубины души, словно раскрывая всю сущность бытия и смысл жизни.

Несколько лет назад в Бурятии был издан альбом этого культового скульптора. Вышедшее тиражом 1000 экземпляров издание сразу же стал раритетом – даже за большие деньги сегодня невозможно приобрести его. Издание альбома с работами буддийского скульптора стало возможным благодаря депутату Народного Хурала РБ, его земляку Цыденжапу Батуеву, тогдашнему главе администрации Агинского округа Баиру Жамсуеву.

В альбом вошли творения Санжи-Цыбика Цыбикова из фондов Музея истории Бурятии, а также Иволгинского дацана. В 1998 году в музее истории впервые были выставлены в таком большом количестве произведения этого мастера и его учеников.

Как удивительны эти божественные творения, так же удивительна жизнь самого скульптора. Санжи-Цыбик Цыбиков родился в 1877 году в местности Ошор-Булаг, что сейчас стало селом возле Иволгинского дацана. Еще малолетним ребенком Санжи-Цыбик лепил из самого подручного материала – свежих коровьих лепешек – фигуры животных, человеческие подобия и даже статуи божеств, чем приводил в шок свою добропорядочную мать. Семилетним мальчиком его отдали в хувараки в Янгажинский дацан. Окончив 16-летний курс буддийской философии, он защитил степень габжа-ламы. Именно его философское и тантрическое образование дало особое доверие лам и верующих и право украшать многочисленные дацаны, создавая красивейшие дуганы с изящными формами и великолепным декором. Выступая на презентации альбома, Пандито Хамбо лама Дамба Аюшев дал очень высокую оценку буддийскому мастеру как человеку, сумевшему внести в буддийское искусство свой весомый вклад: благодаря именно ему можно сегодня говорить о бурятском стиле буддийской архитектуры и скульптуры; благодаря ему же созданные им божества приняли родной нам облик, черты бурятских лиц.

При нем добывалась слава известных оронгойских мастеров, которым доверили строительство Загустайского, Тамчинского, Агинского дацанов. Сегодня о красоте творения Санжи-Цыбика Цыбиковам можно судить, глядя на Дворец драгоценного тела Хамбо ламы Итигэлова – воссозданный Согчин дуган Янгажинского дацана.

Под каток политических репрессий тридцатых годов прошлого столетия не мог не попасть буддийский скульптор. Его арестовали в 1934 году. Человек прямолинейный, он честно признался, что он габжа-лама. Он передал своим родственникам, приехавшим увидеться с ним, что ему нет разницы, откуда уходить в мир иной. На самом деле не представлялось уцелеть, попав в жернова режима. Через месяц на удивление людей его освободили. Он вернулся в родной Ошор-Булаг, но прожил совсем недолго. Вторая дата в годах его жизни значится как 1934-ый.

На постперестроечной выставке работ Санжи-Цыбика Цыбикова в музее были выставлены 25 скульптур: мандала Гунриг, триада Будд долголетия, Белая Тара, Аюша, Зугдэр Намжилма, фигура грозного защитника веры Жамсарана и редкое иконографическое изображение его горной обители – Жамсаранай орон, а также Будда богатства Намсарай. Так было возвращено народу творение удивительного мастера. Этот мир его божеств стал ближе к людям благодаря изданию альбома с его работами. В процессе подготовки к изданию альбома скульптуры были заново освящены настоятелем Дуйнхор дацана на Верхней Березовке Буда ламой. Без этого обряда работа над альбомом была просто-напросто парализована: у известного фотохудожника Вячеслава Урбазаева не получались фотографии. Буда лама провез его и научного сотрудника музея Светлану Бардалееву по святым местам, связанным с именем Санжи-Цыбика Цыбикова: в частности они побывали в долине, где находился Янгажинский дацан. Лишь после такого «посвящения» и вложения в скульптуры их божественного содержимого работа над альбомом сдвинулась с места. Образы божеств ожили и захотели проявиться на фотографиях. В мире нет ничего случайного, только надо радоваться, что мы можем испытывать одно из высших состояний, придя в это мироздание человеком.

Серафима Очирова, пресс-служба Минкульта РБ

"Байкал24"

пн вт ср чт пт сб вс