Чудеса в образовании или как повысить статус учителя

16 апреля в драматическом театре прошёл круглый стол, на котором впервые встретились учителя города и Читинского района с председателем заксобрания Анатолием Романовым, министром образования Константином Карасёвым, ректором ЗабГГПУ, депутатом заксобрания Иваном Катанаевым. Организаторами встречи выступили краевой попечительский совет и региональное отделение партии «Единая Россия».

Начало встречи напоминало показательный урок: учителя внимательно выслушивали все выступления, иногда одобрительно кивая головой. Первым перед педагогами выступил председатель заксобрания Анатолий Романов. Он говорил, что встречи с учителями планируется проводить регулярно – хотя бы два раза в год. «Очень хотелось бы, чтобы у нашей встречи был результат. Пусть мы не сможем ответить на некоторые вопросы, предложения, но в сентябре–октябре мы снова встретимся и окончательно всё утвердим», - отметил спикер заксобрания.

Ректор педагогического университета Иван Катанаев сказал, что нынешний год, объявленный Годом учителя, особо значимый для всех педагогов.

«В начале года была утверждена президентская инициатива «Наша новая школа», где прописаны основные мероприятия, которые необходимо реализовать, чтобы поднять статус учителя. Если не изменим, прежде всего, жизненное пространство учителя, благосостояния ничего, по большому счёту решить не сможем. Что такое «Наша новая школа»? Почему она наша? Это школа, которая должна сохранить традиции российского, советского образования. Почему новая? Меняются жизнь, технологии. Изменилась даже парадигма образования. Если мы вчера говорили – образование на всю жизнь, то сегодня говорим – образование через всю жизнь», - говорил Катанаев.

Основной ответчик - министр образования Забайкальского края Константин Карасёв добавил: «Утверждён новый стандарт начального образования, в середине года будет утверждён стандарт основного образования и начнётся поэтапный переход. Мы знаем эти новые образовательные стандарты, как три Т: требования к образовательной программе, требования к условиям, и требования к итогам».

Далее в цифрах Карасёв описал состояние школ края, заранее предугадав, что учителя будут разговаривать о насущном – отсутствии денег. По словам Карасёва, только в 30% образовательных учреждениях края есть нужные условия для учащихся. Не современные, а самые что есть будничные - горячее и холодное водоснабжение, канализация, достаточная площадь зданий, освещённость, нужный температурный режим. В 70% школ края и этого нет. В прошлом году на ремонт таких школ было выделено 220 миллионов рублей.

«Есть районы, которые не выполнили задачи, не освоили эти деньги и, по сути дела, сорвали государственную задачу. На этот год сумма запланирована меньше – из федерального бюджета – 87 миллионов рублей, из муниципалитетов и краевого бюджета – в пределах 20 миллионов. Эти средства мы сможем направить на ремонт аварийных школ», - отметил министр. И сразу же добавил, что необходимо ещё 2,5 миллиарда рублей для 40 аварийных учреждений и на капитальный ремонт в 181 школе.

Присутствующие, как истинные учителя, хотели слышать только сухие факты и цифры: смогут ли учителя рассчитывать на собственное жильё, как выжить на пенсию в шесть тысяч рублей, когда выплатят деньги за классное руководство. Размытых речей они не понимали и видимо, не хотели оценивать. Так произошло и с ответом на вопрос о том, будет ли оплачиваться внеурочная работа?

Учителя:

- Почему в этом году совершенно не оплачивается внеучебная работа? В школах кружки не ведутся. Оплата труда минимальная… Учителя работают на полном энтузиазме.

Карасёв:

- Сегодня распределений субвенций на общее образование осуществляется из бюджета Забайкальского края исходя из численности учащихся. Что касается распределения этих субвенций внутри городской системы – это прерогатива соответствующих органов образования, в частности, городского комитета образования. Что касается организации внешкольной работы, я сразу задаю вопрос – ваша школа перешла на новую систему оплаты?

Учителя:

- Нет.

Карасёв:

- А почему? Ваша школа - юридическое лицо? Это те моменты, которые являются сегодня чрезвычайно актуальными. Они повышают самостоятельность образовательных учреждений. К 2013 году мы должны внедрить подушевое финансирование во всей системе образования Забайкальского края, а такое финансирование предусматривает выделение норматива на учащегося. Сразу задаю вопросы: какая наполняемость класса, класс-комплект, каким объёмом финансовых ресурсов располагает ваше учреждение, как распределяется фонд на стимулирующую и обязательную часть? Это те вещи, которые сегодня являются необходимыми. Поэтому напрямую ответить, почему у вас не оплачивается внешкольная работа, не смогу – я этот вопрос переадресую к Оксане Кирик (председатель городского комитета образования – авт.).

Кирик не ответила. Сказал ректор ЗабГГПУ Иван Катанаев:

- Чем принципиально отличаются стандарты нового поколения от тех стандартов, которые сегодня реализуются? По новым стандартам до 10% времени будет уделено внеурочной работе. Сегодня эта работа проводится либо на общественных началах, по инициативе учителя, либо исходя из самостоятельности образовательных учреждений. В стандартах нового поколения – это уже обязательное условие проведение внеурочной работы.

Следующий вопрос заставил учителей на время превратиться в непослушных школьников.

Учителя:

- Сегодня прозвучала речь о том, что нужно поднимать социальный статус учителя. Каким образом вы будете повышать этот статус? (аплодисменты) И второе: качество образования, на мой взгляд, без всяких оговорок, зависит от личности учителя. На ваш взгляд, нищий учитель даёт выше качество образования? (аплодисменты)

Карасёв:

- Спасибо. Вопросы острые, но меня волнует их постановка: как вы будете повышать статус? (возмущение в зале, выкрики «Правильно!») Я считаю, коллеги, это не вы, а мы должны вместе повышать статус учителя…

Выкрики из зала:

- В первую очередь повысить зарплату надо!

Карасёв:

- Конкурсы, которые будут проводиться в Год учителя, направлены на то, чтобы учителя-профессионалы получили как материальный, так и моральный стимул. Что касается заработной платы учителя, не случайно говорил о проекте «Наша новая школа». Сейчас заработная плата напрямую увязывается с новой системой оплаты труда. Для справки: в прошлом году 84 учреждения края перешли на новый формат оплаты труда. По краю средняя заработная плата составила немногим больше 10 тысяч рублей.

Выкрики из зала:

-Ну, не знаем. У кого? Поднимите руки!

Карасёв (перебивая голоса):

- Это не моя цифра. Эту цифру даёт статистика. Если говорить об учреждениях, которые перешли на новую систему оплаты труда, то там заработная плата по нашему мониторингу увеличилась до 13,5 тысяч рублей. Я понимаю, что не всех удовлетворяет та заработная плата, которая есть, но она сегодня такова на территории Забайкальского края…

Выкрики:

- Так не правильно!

Карасёв:

- … в этой ситуации мы должны переходить на новую систему оплаты труда, определяя финансовую самостоятельность учреждений, и внедряя механизм распределения тех ресурсов, которые есть.

За министра вступился Анатолий Романов:

- Уважаемые коллеги! Давайте доверять друг другу. Это действительно статистика. Это не Константин Иванович придумал. Давайте будем корректнее. Конечно, есть вопросы и по заработной плате. Тогда давайте будем спрашивать: «Будет ли повышаться заработная плата?» Мы же не для этого здесь собрались…

Учителя:

- А для чего?

Романов:

- Я сейчас в зал к вам спущусь и сяду рядом. Я ваш сторонник. Давайте вместе обсуждать. Мы не согласны с тем нормативом, который действует на территории Москвы или Санкт-Петербурга. У нас плотность населения 2,6 человека на квадратный километр. А где нам взять тот норматив по селу? Нет этого. И по линии исполнительной, и по линии законодательной власти мы такую работу ведём. Изменив норматив наполняемости классов, понятно, оплата труда поменяется. Константин Иванович в прошлую пятницу (9 апреля – авт.) задал Путину вопрос про низкую заработную плату. И мы услышали: «Мы про это думаем». И мы ожидаем какие-то изменения.

Катанаев:

- Что такое статус? Надо вспомнить слова Ленина: «Учитель должен быть поднят на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит, и не будут стоять». Особенно в материальном плане.

Аплодисменты.

Если говорить об итогах встречи, то учителям удалось одно – выговориться, озвучить свои проблемы, которые, по заверениям представителей власти, и так известны всем. Было решено, что в мае учителя соберутся ещё раз на городском родительском собрании, а в октябре на повторной встрече проверят, как выполнили представители власти домашнее задание. Да и Анатолий Романов был согласен: «Если вопросы не решатся, вы можете нам сказать».

Вот только, после окончания встречи, услышав объявления о том, что драмтеатр покажет учителям спектакль «Ночь перед Рождеством», педагоги, покидая зал, выдохнули с оттенком грусти: «Чудеса…»

Юлия Золотуева

пн вт ср чт пт сб вс