"Глас народа". "Байкал-Энергия" - это социальный или бизнес-проект?

В последнее время иркутские болельщики всерьез обеспокоены снижением посещаемости матчей "Байкал-Энергии". Руководство клуба пошло на диалог и предложило болельщикам озвучить свои мысли по улучшению ситуации на встрече 19 декабря.


Но не все имеют возможность поговорить с руководством клуба лично - даже если для этого специально назначается встреча, не все желающие смогли на нее попасть. Между тем болельщики нередко высказывают свои мысли, и довольно интересные, в обсуждениях. Которые потом "смываются" потоком новой информации, и найти их потом бывает очень сложно. Часто невозможно. 

Мы решили сделать новую рубрику: собирать интересные мнения болельщиков и публиковать их на нашем сайте. Найти все материалы рубрики вы сможете по тегу "глас народа" (теги расположены внизу материала). 

И первое из таких мнений мы публикуем прямо сейчас. На встрече руководства с болельщиками много говорилось о том, что у клуба нет денег, чтобы поднять посещаемость и принять нужные меры. Также было много сказано о снижении цен на билеты - поможет ли оно? Даже если сделать вход совсем бесплатным, говорил директор клуба Василий Донских, вряд ли это поможет. А при этом у клуба огромные расходы! 

Мы предлагаем вашему вниманию довольно интересный комментарий болельщика, опубликованный на гостевой Сибскана.иркутск.ру. 

Предупреждение! Мнение авторов сообщений далеко не всегда совпадает с мнением редакции. Мы просто хотим дать возможность ознакомиться с наиболее яркими выступлениями на заданную тему. 

----------------
825247
Name: Бывалый
From: СССР

Несколько спорных мыслей о клубе «Байкал – Энергия». 

Если это СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, то все разговоры о его самоокупаемости, прибыльности и чьей-то выгоде не имеют никакого смысла. Поскольку, главной задачей такого ОБЩЕСТВЕННОГО проекта является удовлетворение ОБЩЕСТВЕННОЙ потребности, за счет ОБЩИХ денег - казны государства, местных бюджетов и в т.ч. частных пожертвований .

То есть, всем должно быть раз и навсегда понятно, что если вид спорта, клуб являются социальным ( а следовательно – датируемым) проектом, то вожделенная «самоокупаемость» его – это задача стосороквосьмая. Главная задача – удовлетворение потребности социально разнородных групп населения в спортивном зрелище и пропаганда здорового образа жизни.

Выгода социальных проектов, в отличие от «бизнес-проектов» кроется не в сиюминутном финансовом результате (прибыли), а в стратегических достижениях, таких как положительный эмоциональный фон, развитие спортивных площадок, укрепление здоровья населения, занятость подростков и молодежи полезным делом и т.д. Собственно, сама идея массового общественного проекта заключается в развитии положительных личных и социальных качеств граждан, для чего - сами граждане готовы потратить часть ОБЩЕГО бюджета. Например, НДФЛ – который целиком идет в местный бюджет.

К примеру, мои знакомые платят по 250-300 тыс. НДФЛ ежегодно, в местный бюджет г. Иркутска. Как думаете – заслужили они право бесплатно пользоваться таким ОБЩЕСТВЕННЫМ благом, как посещение стадиона на домашних матчах клуба?
Вопрос риторический, верно? Да, они люди не бедные и могут позволить себе билеты и абонементы любой разумной стоимости. Но, думаю только в том случае, если клуб будет БИЗНЕС-проектом группы лиц.

Потому что, свою социальную задачу по наполнению бюджета из которого финансируется команда, они уже давно выполнили и перевыполнили на 100 лет, вперед, чем и заслужили право БЕСПЛАТНОГО пользования ОБЩЕСТВЕННЫМ благом.

Вывод простой: Если клуб «БЭ» является СОЦИАЛЬНЫМ проектом, существующим на ОБЩИЕ деньги граждан, выделяемых из бюджета и пожертвования бизнесменов, которые пользуются такими же общими природными благами для своего бизнеса: водными и другими ресурсами, – разговор об оплате гражданами права посещения матчей клуба, как обязательного элемента «извлечения выгоды» с целью оплаты инфраструктурных расходов просто противоречит и здравому смыслу, и самой идее и главным задачам общественного проекта – удовлетворять интересы общества за счет общественных средств и бюджетов. 

В социальном проекте, граждане являются одновременно и финансистами его деятельности: опосредовано, через налоги и другие отчисления в различные бюджеты, и потребителями услуг, предоставляемых им этим проектом. 

Принцип простой: сами для себя построили, сами оплатили, сами пользуемся. И оплата может быть оставлена на уровне символической, минимальной.

Далее.

Если клуб «Байкал – Энергия» является БИЗНЕС – проектом группы лиц, входящих в местные спортивные и деловые элиты, то и разговор о системной организации этого бизнеса должен быть совершенно иным. 

А именно: БИЗНЕС – проекты существуют для извлечения прибыли, удовлетворяя интересы и потребности только определенной, прямо заинтересованной группы лиц.

И это далеко не масса граждан страны – это конкретная часть населения, имеющая доступ к определенным административным и финансовым институтам. 

Особенность спортивных бизнес – проектов последних десятилетий в том, что они могут АВТОНОМНО обходиться без финансового участия массы граждан – «болельщиков». И совершенно не зависеть от количества проданных билетов и их стоимости. 

Да, какое-то количество людей на трибунах интересно бизнесу, но, только с одной стороны – финансовой выгоды: с помощью «кассы» из карманов населения, бизнес снижает СВОИ издержки на содержание проекта, вот и все.

Вот и вся «заинтересованность» в увеличении количества посетителей матчей клуба. 

Ни для кого не секрет, что в настоящих условиях ВСЕ клубы суперлиги могут играть без зрителей на стадионах, вообще – яркий пример: Динамо Москва, последние 15 лет. Посещаемость в круговом турнире - от силы 20 человек.

Что получаем? Вместо паритетного соотношения из «социального проекта: сами платим из общего котла и сами пользуемся и от нас ВСЁ зависит», это соотношение трансформируется в совершенно иную плоскость. А именно: «кто-то вкладывает, а мы пользуемся, за плату и от НАС (населения) ничего не зависит».

Разумеется, когда население имеет дело с бизнес-проектом, как с видом услуги, например, по комфортному просмотру спортивного мероприятия, оно вправе требовать от бизнесменов ПРЕДОСТАВИТЬ услуги соответствующего качества. 

А бизнес, в ответ, ОБЯЗАН вкладывать в проект СВОИ средства или не заниматься проектом совсем. Запомните, никакой бизнес в РФ НИКОГДА не «отбивал» вложенных в инфраструктуру денег на клубных проектах, в спорте. 

Да, там где дорого стоят игроки (НБА, футбол, ХСШ) там еще можно, спекулируя на их трансферах, выйти в хороший плюс. Но, инфраструктура, при этом, всё равно останется убыточной.
Таково ее свойство, как основных фондов – это вам расскажет любой бухгалтер. Издержки содержания инфраструктуры растут по мере ее амортизации, из года в год.

Что происходит в «БЭ»?  

О «строительстве» команды, на которое должно «уйти» от 5 до 7 лет.  

Заключаете контракты на 1-2 года и собираетесь «строить команду и потерпеть» ? 

А чего терпеть-то? 

Смотреть, как тусуется состав игроков и тренеров, каждые год-два, после чего, новички нам сообщают, что «потерпите, мы будем строить новую команду, лет 5-7», а через пару лет – вся чехарда повторяется снова. 

Это вот как называется? Сами придумайте не бранное слово.  

О влиянии «бизнеса» на нравственную и этическую составляющую спорта и вокруг него.

При всех попытках придать проекту видимость «социального», в основном, за счет того , что Иркутсэнерго выполняет свои «общественные обязанности» по поддержанию клуба деньгами, этот проект носит характер частного бизнеса, в котором возможны такие абсурдно-авантюристические решения, которые наносят НЕПОПРАВИМЫЙ вред и виду спорта, и репутации клуба, в целом.

Разумеется, вы все понимаете, о чем я говорю: только в частном клубе, где руководитель позволяет себе волюнтаристские решения, без оценки неблагоприятных потерь и репутационных рисков, возможна ситуация 9/11. 

Когда мягко говоря, недальновидное, распоряжение президента клуба основано на простой бизнес-формуле: «деньги мои – значит, и командую я».

Да, потом начинаются разборки и прочее. Выплывают дурацкие формулы типа «бизнес и ничего личного», и клуб покидает важнейшая составная эмоционально-практического единства клуба и болельщиков - причастность к жизни команды.

Ребята! Если это «ваш бизнес», в котором вы чего-то там делаете сами себе на уме – при чем тут простые болельщики? Массовка для снижения издержек? И всё? 

Как оказалось, с ролью «массовки» не согласились тысячи болельщиков. И вовсе не потому, что им нечем заплатить за билеты, а потому, что из жизни клуба пропала эмоциональная составляющая, нравственный стержень: оказалось, что «своих» можно бросать, что для сиюминутных выгод можно приглашать «решал», публично обещающих «оставить вам клуб серьезного уровня», а оставляющего развалы и изгнание ряда знаковых игроков. «Ничего личного?» «Бизнес?»

Причем тут какая-то этика взаимоотношений, поддержка игроков, мотивация болельщиков и прочая «лабуда»? Это «не выгодно». Это бизнес.  

- Ну так и занимайтесь там сами, своим бизнесом – мы то здесь при чем? - ответили болельщики, голосуя ногами против такого положения дел. 

В заключение коротко о ценах на билеты.  Даже самому тупому манагеру средней руки, доступна элементарная арифметика:
при цене билета 200 руб. и посещаемости 1000 чел. Имеем выручку 200 т.р. 

Добавив к этой цифре льготников, за 100 р., которых будет, вначале 500, а потом все более, получим прибавку в 50 т.р.с потенциалом роста этой цифры. Добавив сюда льготников по 50 руб/билет – получим прибавку еще 500 чел – 25 т.р.

Итак, с помощью одной только операции по тарификации стоимости билетов, в зависимости от материального положения и др. параметров, можно добиться: 

а).роста посещаемости, в среднем, на 1000 чел. Плюсом к «верным фанатам, итого 2 тысячи.

б) роста выручки от продажи билетов на 75 тыс. руб. Те. 275 т.р. вместо плановых 200 (да и то – в большой натяжкой).

А если не делать с ценами вообще ничего – то будем терять от 75 тысяч руб. на каждом домашнем матче. Демонстративное равнодушие «бизнесменов» к этому вопросу как раз и символизирует как нельзя «лучше» эпоху «бизнеса», в спорте - в котором не осталось «ничего личного». 


пн вт ср чт пт сб вс