В НГУ создана новая лаборатория, анализирующая отраслевые рынки

Почему именно эмпирический анализ отраслевых рынков? Это не столько новая тема, сколько современный, логичный этап развития экономической науки. Раньше экономисты изучали и моделировали «средние в отрасли» величины: зарплаты, цены, прибыли. Теперь, в эпоху цифровизации и больших данных, становятся доступными детальные данные: по фирмам, по индивидам и даже по-трансакционные (per transaction). Для анализа таких данных, с целью достижения реалистичных прогнозов, рождаются новые теории и методы анализа.

Например, один из малопонятных рынков – продуктовый ритейл России. В нем продолжается вытеснение мелких продавцов крупными сетевыми продавцами (X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси» и др.), проникновение интернет-торговли и доставки на дом. Вызывают вопросы и прогнозирование будущего этой отрасли, и рекомендации по ее регулированию.

Новая лаборатория эмпирического анализа отраслевых рынков ЭФ НГУ нацелена не только на развитие методов и построение сугубо теоретических моделей. Дело в том, что накопленные компаниями данные кроме научного интереса (тестирования новых моделей и проверки теорий) представляют еще и коммерческий интерес, заинтересованные компании могут получить выгоду от подробного анализа этих данных, решить совершенно конкретные текущие задачи, например получить оценку спроса на товары или услуги, оптимизировать ценно-ассортиментную политику.

Важнейшая задача – интенсификация исследовательской деятельности на Экономическом факультете, развитие молодых кадров, а также привлечение заказов от бизнес-партнеров, развитие связей с ведущими российскими и зарубежными университетами и лабораториями в сфере анализа отраслевых рынков.

– Как-то, будучи с семьей в новосибирском дельфинарии, я заметил, что сегменты, на которые разделены посадочные места, заполнены крайне неравномерно: наш сегмент был заполнен полностью, а соседние места все пустые. Цены за разные сегменты отличались существенно, и потребители сделали свой выбор. Была бы другая ценовая политика, наверняка дельфинарий мог бы получить больше прибыли за этот сеанс, назначив другие цены на места в тот пустующий сегмент. При этом часть потенциальных посетителей все же решились бы купить билеты и получили радость от посещения, другими словами, общественное благосостояние было бы выше. Подобным образом анализ рыночных параметров может не только подсказать, как повысить прибыль, но и улучшить полезность потребителей. Анализ таких случаев есть одна из тем лаборатории, – рассказал доцент кафедры Применения математических методов в экономике и планировании Экономического факультета НГУ Евгений Шильцин.

Мировой опыт показывает, что именно университеты активно действуют на рынке эмпирического анализа, сочетая исследовательские вопросы и прикладные задачи от компаний. При этом крупные или срочные проекты на время реализации быстро наполняются исполнителями-аналитиками из числа студентов, которые на старших курсах уже владеют инструментарием и, как говорится, «в теме». Для компаний это выгодно.

Ставка лаборатории именно на молодежь. На факультете подготовлен и с этого года будет читаться курс для бакалавров «Эмпирический анализ отраслевых рынков», а к концу года планируется завершить разработку такого курса для магистратуры. Студенты будут работать в аналитических проектах с компаниями, приобретая ценный опыт.

Проект по созданию и развитию лаборатории направлен на развитие перспективной тематики исследований в направлении гуманитарно-экономического профиля: предполагается оборудование лаборатории и проведение семинаров, где актуальные вопросы функционирования рынков будут обсуждать исследователи, представители компаний и студенты.

пн вт ср чт пт сб вс