Детский джаз в Иркутске развивается под крылом взрослого

Закрываются театральные и музыкальные сезоны, завершил стадию активной деятельности и продюсерский центр «Джаз на Байкале». Завершил событием ярким и знаковым — фестивалем детского джаза. Каким он был? Об этом нам рассказывает генеральный продюсер фестиваля Александр Филиппов.

— Детский джазовый фестиваль проходил в третий раз, но впервые был открытым. До этого его формат был более узким — в нем участвовали дети из музыкальных школ города, не было и широкой рекламы на область, на регионы. Так прошло у нас два фестиваля. И лишь в этом году мы решили в рамках юбилейного года показать городу, что могут наши дети, как они музыкальны и разносторонни.

Нас сразу же, на стадии идеи, горячо поддержала начальник управления культуры городской администрации Светлана Ивановна Домбровская. Мы задумали этот проект, уже сознавая, что дети к юбилею города будут выглядеть достойно.

— Ставка делалась на детей-самородков? Или на тех, кто мог с вашей помощью уже повысить свою джазовую культуру, получить какие-то представления о джазовой музыке?

— У нас это происходит системно. Мы со Светланой Ивановной взяли такой курс: на базе каждой музыкальной школы стимулировать развитие джаза — работать с педагогами, с детьми, с теми, кто учится в детских музыкальных школах на классических отделениях. Таким образом мы расширили возможности педагогов и детей для того, чтобы они могли заниматься джазом: организовывать джаз-ансамбли, готовить солистов, репетировать. То есть это для них — как дополнительное образование, в дополнение к классическому, к «народному» или эстрадному.

И если еще недавно официально в музшколах было не принято поддерживать джаз, все если и держалось, то лишь на голом энтузиазме педагогов и детей, то теперь здесь — с ведома управления культуры — и педагоги, и дети получили официальную возможность реализовать свою любовь к джазовой музыке.

— В результате ваш фестиваль собрал много участников... Как он проходил?

— В первый год было около сотни участников — уже тогда это было серьезно. А на сей раз мы проводили фестиваль в два тура. На отборочном этапе на базе школы искусств мы посмотрели всех и отобрали лучших для участия. В финальной части участвовало до 70 человек из Иркутска плюс ребята из области. В этом году мы увидели два биг-бэнда — это тоже показательно, потому что это большие коллективы.

— Где проходил фестиваль? У нас есть условия для его нормального проведения? Говорят, он угодил в «Берлогу»?

— Уже традиционно наш фестиваль проходит на базе 5-й школы искусств в Академгородке — это новое здание с хорошим концертным залом, оно построено по всем современным технологиям. А по аналогии с большими фестивалями, когда джем-сейшн проходят на клубных площадках, мы провели свой гала-концерт в клубе-ресторане «Берлога», который является нашим партнером. И во время мероприятия для детей мы расцениваем его не как ресторан, а как клуб. Во всем мире так.

Там мы проводили дневной концерт, и помещение было полностью адаптировано для детей: зал украшен, никаких намеков на ресторан, на алкогольное и табачное, все действует как концертная площадка. Есть сладкие призы, чай... И после несколько официальной школьной атмосферы все во время концерта было уместно: профессиональный свет, хороший звук, и дети чувствовали себя артистами. И даже чиновники признали, что все было отлично и наш первый опыт проведения детского джазового фестиваля в клубе вполне удался.

«Берлога», надо отметить, научилась быть джазовым клубом —там у нас проходили концерты и Ришара Бона, и американской джазовой певицы. Поэтому все получилось и на сей раз.

— Остановимся на самых заметных событиях фестиваля. Какие были концертные программы, кто приезжал из звезд? Какие-то ребята ярко себя показали?

— Каждый год мы для этого конкурса привозим специального гостя — это очень важно, ведь для детей получить доступ к свободному общению со звездой — почти нереально, в реальной жизни они об этом и мечтать не могут. Это важнее, может быть, чем сама игра. Мы живем далеко в глуби континента, и возможность «дотянуться до звезды» у нас у всех очень мала.

В первый раз гостем нашего фестиваля был Эрик Мариенталь, звезда-саксофонист, во второй — целый коллектив с Давидом Семеновичем Голощекиным. Эти музыканты приехали к нам и общались, давали мастер-классы. На этот раз у нас впервые была афроамериканская гостья — звезда джаза Арли Леонард. Она прилетела только на наш фестиваль из далекого Нью-Йорка, специально проделала этот путь до Иркутска, у нее не было никакого тура и никаких других концертов. Все — эксклюзивно, ради этого конкурса. Она прослушала финальный тур в 5-й школе, пообщалась с детьми уже после награждения...

— Интересно, о чем дети спрашивали ее?

— Обо всем, начиная от ее детства и заканчивая какими-то специальными вещами, тонкостями джазовой музыки. Я даже удивился: некоторые дети задавали грамотные вопросы по джазу. Например, одна совсем маленькая девочка спросила ее о манере джазового пения скэт. Есть такой термин в джазе — это когда певец импровизирует без слов. Но это может не каждый вокалист, это довольно сложно, и у каждого певца рождается свой вариант скэта. Такие нюансы дети уже понимают. Это говорит о том, что за два года мы уже чего-то добились.

Во-первых, они долго и тщательно готовятся к фестивальным концертам, во-вторых, у них появляется возможность выйти на сцену и почувствовать себя артистами, попеть со звездами, а так и было в «Берлоге». Арли Леонард, кстати, попала в волну общего настроения и охотно пела, пела полчаса...

— То есть дети выходили на одну сцену со звездой из Нью-Йорка?

— Да, и это действительно важно, потому что это и есть настоящее джазовое общение.

— Сама она осталась довольна?

— Да, при том, что она прилетела к нам в такую даль и у нее был тяжелый перелет, и возвращаться нужно было спешно, потому что там у нее плотный график, — при всем том все ее сомнения оказались напрасными, потому что мы постарались ее хорошо встретить, провезли по городу и показали достопримечательности. А потом, когда она услышала детей, она вникала во все с большим удовольствием, слушала все их выступления, охотно участвовала в обсуждении... Она обладает полным багажом джазовых стандартов, и некоторые номера пела на сцене вместе с детьми. Так что это был настоящий джем-сейшн в лучших традициях.

— Яркие солисты — были?

— Есть ребята, которые уже третий год выделяются и растут на глазах. Например, Алексей Вайман — саксофонист, за которым мы наблюдаем. Ему всего 11 лет, а он уже сейчас как звездочка — играет на каком-то другом уровне... И в этом году он в очередной раз показал себя, удивил. Он играет и в составе ансамбля, и сольно. И видно, что ему обязательно нужно заниматься! В прошлом году спонсор подарил ему саксофон, и этот мальчик действительно может стать звездой. Давид Семенович Голощекин его послушал и сказал, что, если он попадет в хорошие руки и будет правильно развиваться, у него хорошее будущее.

Вокалисты сильные были. Например, Вика Константинова, дочка известных иркутских музыкантов Ивана и Татьяны Константиновых, — у нее джазовая манера уже где-то внутри, может быть, усвоенная генетически.

Есть на удивление сильные вокалисты в Свирске — лишь потому, что там есть педагог-энтузиаст Наталья Воробьева, это во многом и ее заслуга, что такие сильные, интересные там растут ребята.

У нас и в Иркутске есть энтузиасты: Александр Федорович Чекмарев, который всю жизнь занимается как раз с саксофонистами; Владимир Викторович Романенко с его биг-бэндом — это кузница детского джаза, которая у нас всегда была. Его оркестру уже 22 года, Денис Мацуев там играл, я оттуда вышел... И до сих пор они работают в областной школе искусств.

— Организация такого фестиваля — это результат бешеных усилий со стороны вашего продюсерского центра «Джаз на Байкале» или уже стал срабатывать ваш престиж, ваша известность?

— Конечно, важно, что нас поддержало управление культуры, что мы этот наш детский фестиваль решили делать спутником большого фестиваля «Джаз на Байкале», и здесь есть хорошая преемственность: все наши дети, надеюсь, станут потом взрослыми музыкантами. Конечно, со временем становится проще — мы имеем определенный авторитет среди партнеров. Делая большой фестиваль и устраивая концерты стольким солистам в течение шести лет, мы уже зарекомендовали себя.

И еще раз повторю: очень важна заинтересованность в лице управления культуры — создать системную джазовую деятельность, чтобы дети могли обучаться в школах, чтобы педагоги могли получать за эту свою работу зарплату, —сейчас на это уже выделяются отдельные ставки. Так что ведется большая работа, и для нас это важно. Мы видим, что подрастаем смена, что и должно быть в принципе. Есть фестиваль детский, есть взрослый, между ними существует взаимосвязь, и это замечательно.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора и из архива фестиваля







пн вт ср чт пт сб вс