Необычный форум в необычный год

В Год учителя стартовал шестой форум «Образование Приангарья – 2010». Продлится он, в отличие от предыдущих пяти, не одну, а три недели. Первое мероприятие уже в разгаре: 16 февраля в Сибэкспоцентре открылась выставка-ярмарка образовательных услуг.

Затем будут конференции, семинары, курсы повышения квалификации. В завершении определят лучшее образовательное учреждение и, конечно же, выберут Учителя года. Важным моментом станет то, что в рамках областного форума состоится первый Межрегиональный детский форум, который соберет лидеров ученического самоуправления и детских общественных организаций со всей Сибири.

Особенности «Образования Приангарья – 2010»

В очередной раз столица Восточной Сибири собрала передовую педагогическую общественность. Представители всех муниципальных образований Иркутской области, а также гости из регионов Сибирского федерального округа, Санкт-Петербурга и Москвы принимают участие в форуме «Образование Приангарья – 2010».

Масштаб форума впечатляет. В конкурсе «Лучшее образовательное учреждение Иркутской области» 56 участников; в конкурсе муниципальных систем государственно-общественного управления – девять; в конкурсе молодых руководителей «Дебют» – 15. На победу в смотре-конкурсе современного педагогического опыта претендует 41 учебное заведение и семь преподавателей; в финал конкурса «Лучший территориальный ресурсный центр» вышло десять учреждений. В заседании Координационного совета по образованию ассоциации «Сибирское соглашение» принимают участие министры из 12 регионов СФО.

С приветственным словом к собравшимся на открытии форума 16 февраля обратился заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Моисеев:

– Хотелось бы, чтобы слово «учитель» стало значимым, великим, событийным понятием для каждого человека. Ведь все в нашей жизни начинается с учебы, с того человека, который учит. Образовательный форум – это демонстрация высоких достижений наших педагогов и успехов их одаренных учеников. Но форум – это не только напряженные конкурсы. Это еще и сотрудничество, налаживание новых партнерских связей, деловое и творческое общение.

Нынешнему форуму предшествовали пять, каждый из которых запомнился по-своему. Первый определил стратегию развития системы образования в Иркутской области, второй представил возможности современных информационных технологий и интерактивного обучения. Третий дал старт реализации национального проекта «Образование». Четвертый открыл новые имена в педагогике и приобщил к своим проектам широчайшие круги общественности. Пятый, юбилейный, подвел итоги целого ряда важных мероприятий.

– Шестой форум у нас особенный потому, что проходит в Год учителя, и потому, что вышел за рамки Приангарья. Сегодня он привлекает внимание многих регионов Сибири и России, – подчеркнула глава комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова и от имени председателя Законодательного Собрания Людмилы Берлиной поздравила всех присутствующих со столь значимым событием.

Новички и «старички»

Тем временем в павильонах Сибэкспоцентра развернулась выставка-ярмарка педагогических достижений. Первый стенд, который мы посетили вместе с министром образования Иркутской области Виктором Басюком, – школа райцентра Баяндай. Директор Ольга Бузинаева рассказала, что хоть учебное заведение и впервые участвует в областном форуме, ему есть чем гордиться:

– Смотрите, эмблема нашей школы – радуга. Насколько она многоцветна, настолько многогранна наша работа. Особенность наша в том, что мы, являясь сельской школой, охватываем все аспекты развития способностей у детей. Помимо общеобразовательных классов, у нас есть профильное и специальное коррекционное обучение.

За последние пять лет, по словам директора, ни один ребенок не уехал из Баяндая для получения профильного образования: все необходимые навыки дают в школе. При этом поступление в вузы выпускников приближается к 100%, на бюджетной основе учатся почти 70%. В учебном заведении сохраняют и национальные традиции.

– У нас обучаются дети трех национальностей: татары, русские и буряты, – продолжает Ольга Бузинаева. – Работают хореографические и вокальные коллективы, в которых ребята под руководством опытных преподавателей разучивают народные песни и танцы. Например, мужской хор, состоящий как из учителей, так и из старшеклассников, замечательно поет и на бурятском, и на татарском языке. С первого по шестой класс в нашей школе факультативно преподается бурятский язык. Среди желающих посещать факультатив много и русских ребятишек.

Нередко выпускники, получив образование, возвращаются в родную школу, поэтому кадрового голода здесь не испытывают. Педагогический коллектив, по словам Ольги Бузинаевой, на 52% состоит из бывших учеников.

А начальник управления образования администрации Бодайбинского района Марина Крамаренко – опытный участник форума:

– Мы каждый год привозим что-нибудь новенькое, интересное. В этот раз, например, представляем свой опыт государственно-общественного управления. Благодаря тому, что мы заинтересовали нашей работой руководителей градообразующих предприятий, значительно улучшилась материальная база учебных заведений. За последние три года в систему образования было инвестировано более 28,5 миллионов рублей, причем только в 2009 году поступило 11 миллионов. В результате нам удалось достроить детский сад № 2 в Бодайбо, более 8 миллионов рублей было направлено на подготовку школ к новому учебному году, около 2 миллионов выделено на развитие физкультуры и спорта. Создан Общественный совет по развитию образования.

Музей педагогики

Иркутская школа № 76 удивляет уникальными проектами. Один из них – «Музейная педагогика».

– В большинстве школ создают краеведческие музеи, а мы решили сделать музеи по предметам, – объясняет директор Людмила Тучкова. – У математиков есть свой музей, у химиков – свой, у технологов – тоже, и так по всем дисциплинам. История вычислительной техники – в музее математики, история русского костюма – в музее технологии. Девочки шили вещи для экспозиции пять лет. Это коллективное творчество. Сначала они изучали каждую деталь костюма, знакомились с историей его создания и только потом приступали к практической работе. А вот эта палеонтологическая выставка – из музея истории. Смотрите, у нас есть зуб мамонта и бронзовые наконечники стрел. Их подарили родители учеников.

Для пополнения музея биологии дети ходят в походы. А некоторые экспонаты привозят из путешествий в жаркие страны. Не каждая школа может похвастаться пойманными руками своих учеников мухой цеце или скорпионом!

Проект «Зеленая сеть» тоже очень интересный. Педагоги и ученики хотят посадить на пришкольном участке все виды деревьев, встречающихся в Иркутской области. Это, говорит Людмила Тучкова, будет музей природы.

Ценные профессии и хобби

Профессиональное училище № 51 из села Кимильтей Зиминского района имеет сельскохозяйственную направленность. Основная профессия с 1934 года – тракторист-машинист. Не менее востребованы растениеводы и слесари по сельхозтехнике. Недавно стали готовить поваров, кондитеров и швей.

– У нас обучается 252 человек, 116 из них – сироты из детских домов области, – рассказывает директор Людмила Кренделева. – Наши специальности всегда были востребованы, а в последнее время спрос на них особенно повысился. Сельскохозяйственные кадры стареют, и агропромышленный комплекс нуждается в молодых квалифицированных специалистах. Сейчас очень сложно найти работу, тем более если у ребенка нет поддержки: ни отца, ни матери. А с нашей специальностью он не пропадет.

В училище есть хозяйство: 150 га пашни засевают зерновыми, выращивают овощи, держат свиней и лошадей. Хлеб пекут из своего зерна. А еще – его лучшие выпускники уже 20 лет проходят срочную службу на крейсере «Варяг».

Центр творческого развития из поселка Новая Игирма Нижнеилимского района посещают около 900 детей, они занимаются в 32 творческих коллектива.

– Ребята, которые увлекаются декоративно-прикладным искусством, принимают участие не только в районных и областных конкурсах, но и в международных, – рассказывает директор Наталья Спешилова. – Поскольку в Новой Игирме работает совместное русско-японское предприятие, поделки наших детей регулярно возят на выставки в Страну восходящего солнца.

Однако главная особенность центра в том, что при нем действует детский поселковый парламент. Он организует большие массовые мероприятия, в которых участвуют не только дети, но и взрослые.

Учитель – это состояние души

Детский сад № 46 «Жарок» из Усть-Кута в 2009 году завоевал серебряную медаль Всероссийского конкурса «Сибирский росточек. Мир спасут дети», его педагог стал дипломантом конкурса «Учитель года», а само учреждение получило свидетельство о включении в реестр Всероссийской Книги Почета.

– В нашем садике есть бассейн, сауна, солевая шахта, зал аромотерапии, – показывает фотографии заведующая Нина Хряпко. – По Иркутской области у нас самая низкая заболеваемость ОРВИ. А наш методический кабинет – единственный в Усть-Куте, который работает по инновационным технологиям. Двухлетние ребятишки у нас осваивают компьютер. А еще посмотрите, какие у нас кружки!

Кроме традиционных есть, действительно, уникальные. Например, «Город мастеров», где малыши под присмотром опытных педагогов делают игрушечную мебель.

– Самая главная наша ценность – это учителя, – заключил, завершая осмотр выставки, Виктор Басюк. – Учитель – это состояние души. Энергичный, умный, любящий детей. Человек, который понимает, что в его руках будущее. И старается сделать это будущее прекрасным. В третью неделю форума мы выберем лучшего из лучших. Думаю, это почетно и значимо – стать Учителем года в Год учителя.

Фотограф: Николай Рютин

Автор: Анна Виговская



пн вт ср чт пт сб вс