Местные вернисажи невозможно представить без одной интеллигентной пары. Они все время вдвоем - Юрий и Татьяна Извековы. История их жизни полна трагических случайностей, невероятной борьбы и лишений. И все же они выстояли и идут вместе по жизни
Любовь на лестничной площадке
Юрий Извеков, многогранная творческая личность, известный в Улан-Удэ как художник, журналист, фотограф и поэт. Когда-то он и его будущая жена Таня жили на одной лестничной площадке, но не знали друг друга. Познакомились, когда в 1976 году Юра вернулся после учебы из Иркутска. Тогда они стали пересекаться в богемных компаниях. Извеков был одним из подпольных художников-авангардистов, которые устраивали закрытые показы для неформалов на частных квартирах.
- Квартирные выставки — это были пьянство и разговоры, - признается Юра. - В той атмосфере антисоветчину говорили свободно, может быть, кто-то доносил, но никаких последствий и притеснений не было.
Более свободно он чувствовал себя в фотографии, участвовал в фотовыставках. Вот на этих многочисленных выставках, мастерских художников и кухонных посиделках они встречались.
- Сейчас 20 человек в гости не пригласишь, - вспоминает Юрий. - Все время находились поводы для общения в кругу множества общих знакомых, и как-то я пошел провожать ее. Каково же было мое изумление, когда оказалось, что мы живем на одной лестничной площадке!
Юра с Таней стали заходить друг к другу в гости. Они были достаточно зрелые люди, им было лет по 26. Она всю жизнь работала свободным художником-оформителем, специализировалась на музейном дизайне. Первая экспозиция Музея истории города, экспозиции в Этнографическом музее и других музеях города, в Иволгинском дацане, Бурятском научном центре - это все ее работа. Юра, между тем, трудился в республиканских газетах, фотографировал, а иногда писал репортажи.
Портрет дамы с попугаем
Поскольку они жили рядом, все произошло само собой. «Я поступил как обыкновенный лентяй, - признается Юра. - Как говорится, без особых фантазий нашел невесту у соседа». Впрочем, это соседство было лишь благоприятным стечением обстоятельств. Скорее их взаимоотношения строились, как впоследствии оказалось, на нерасторжимом родстве душ. У них были общие интересы, разговоры об искусстве, Юра показывал Тане свои вещи. А она помогла ему оформить первую персональную фотовыставку в зале Союза художников.
В итоге девушка просто-напросто перешла через лестничную площадку, и образовался союз двух художников. Это главное событие в их жизни произошло в 1981 году, а в 1982 году родился сын Андрей.
Семейных конфликтов практически не было. Таня спокойная и Юра спокойный, они считают, что «ругаться с людьми как-то нехорошо». «Мы всегда договаривались между собой и не провоцировали друг друга», - выдает секрет семейного согласия Таня.
Жили они тихо, мирно, общались с друзьями. Дружили с Аллой Цыбиковой, с которой Таня была знакома еще до Юры. Как раз тогда еще никому неизвестная Цыбикова приехала из Москвы и взялась за портрет Тани. Он был забыт, недописан и 30 лет пролежал у Извековых в цилиндре для чертежей. Мистическое совпадение! Портрет обнаружили незадолго до открытия нынешней выставки Аллы в Художественном музее. И теперь можно прийти в зал и увидеть этот портрет.
Таня написана в любимой романтической манере Цыбиковой. Она сидит в широкополой шляпе с павлиньим пером и цветами - Алла любила располагать на шляпах большие роскошные натюрморты. Позади идут какие-то люди, Таня держит в руках попугая, а во взгляде и во всей ее позе есть неизъяснимая печаль. Как будто она видела нечто ужасное, что их еще ожидает.
Удары судьбы
В 1993 году тяжело заболел отец Юры, он сломал шейку бедра и тут же у него случился инсульт. Два года они ухаживали за отцом, необходимых лекарств в аптеках не было, а если были, то очень дорогие. Это было очень тяжелое время для страны и для них в том числе.
У Тани почти не стало заказов, а у Юры развалились реставрационные мастерские Минкульта, где он трудился. В 1995 году отец умер, но беда не приходит одна, и при оформлении очередного музея Таня отравилась, надышавшись нитрокраской. После выписки из больницы врачи не сулили ей ничего хорошего.
Несмотря на это, она пошла оформлять музей подарков в дацане и, когда после двух недель работы в нем сделала анализ, оказалось, что пошла на поправку. Тем временем Юра устроился в редакцию «Тарбагатайской нивы». Жизнь налаживалась и входила в привычную колею.
Но в 2003 году Таню сбил автобус. Она месяц пролежала в состоянии комы. За ней ухаживала племянница, оставив работу, а дети остались на попечении Юры. Домой Таню привезли на носилках, она не могла ходить и почти не говорила. Для ухода за ней Извеков взял отпуск, но затем редакцию перевели из Улан-Удэ в Тарбагатай и его сократили. У жены были парализованы руки и пропала память. Юра все делал по дому сам и постоянно занимался с женой. Он носил ее на руках, заново учил есть, ходить и разговаривать. Жили они на ее пенсию и его пособие по безработице.
От вернисажа к вернисажу
Самостоятельно Таня пошла только через год, и он сразу стал водить ее на выставки. Сейчас они все делают вместе. Готовят обед, чтобы у ней развивались руки, хотя Юра мог один бы все быстрее сделать. Вместе они выиграли суд, и виновный в наезде водитель оплатил расходы на лекарства, закрыл какие-то долги.
И все же эта реальность была так тяжела и беспросветна, что Юра ушел в другую... От выпавших на его долю лишений у него случился нервный срыв. Были еще старые травмы головы, вплоть до удара топором, и не мудрено - он сорвался. Трижды лечился в психоневрологическом диспансере и все-таки выбрался. Словно стойкий оловянный солдатик он снова в строю.
«Не по зубам вам этот человек», - так начинается одно из стихотворений Извекова.
«Юра, не трудно ли так жить, в ежечасной заботе о жене?» - «Я забочусь о Тане, и я держусь, - говорит Извеков. - Это дает мне силы жить».
Александр Махачкеев
На фото: Юрий Извеков. Автопортрет с женой в реальном и ирреальном мирах