ЧП в Ербогачене: случайность или закономерность?..

Серьезнейшая проблема электроснабжения в районном центре самой северной территории Приангарья возникла, похоже, не вдруг, не на пустом, как говорится, месте...

Как известно, на село Ербогачен вместе с холодами обрушилась
беда: в ночь на 18 октября сгорело здание дизельной
электростанции, и районный центр остался практически без
электроэнергии. Не буду сейчас рассуждать на тему, почему
это ЧП произошло: отрабатывать версии и искать виноватых --
святая обязанность правоохранительных органов. Отдадим
должное правительству региона: команда во главе с
губернатором Дмитрием Мезенцевым сработала оперативно и
сумела найти два новых дизель-генератора и организовать их
доставку в Ербогачен.

В очередной раз россияне доказали, что способны совершать
трудовые подвиги в чрезвычайных условиях. Новые генераторы в
кратчайшие сроки установили, запустили и по веерной схеме
дали электричество в жилые дома и в учреждения...

Параллельно шел ремонт старых дизелей, которые можно было
реанимировать. Вроде бы у областного руководства и у
муниципальной власти во главе с мэром Галиной Головченко
появилась возможность дух перевести, ан нет: пришла беда --
открывай ворота! Как стало известно из сообщений СМИ, один
из новых генераторов скоропостижно вышел из строя.

Причину поломки вроде бы удалось установить быстро: якобы
привередливому агрегату поперек глотки встало местное
дизельное топливо. Якобы с проблемой разобрались, "глотку"
дизелю промыли, запитали его качественной зимней соляркой --
и дизелек, великодушно простив людям жестокие эксперименты
над собой, продолжил крутить генератор...

Если правда, что непродолжительная поломка агрегата
произошла из-за плохого дизельного топлива, то лично я не
стал бы усматривать в этой аварии элемент случайности. И не
только потому, что случайность является формой проявления
закономерности. Дело в другом: в Катангский район завозили
некачественные ГСМ, и это -- установленный факт!

Качество и количество ГСМ, поступающих в Катангский район,
давно беспокоило местных жителей, и они обратились с
открытым письмом к губернатору Иркутской области. В тот
период времени во главе региона стоял покойный ныне Игорь
Есиповский.

Ответ жителям самого северного района Приангарья дал
Владимир Ребриков, заместитель губернатора (теперь уже --
бывший). Он, в частности, сообщил, что "качество завезенного
по зимнику бензина подтверждено паспортом качества.
Администрацией муниципального образования Катангский район с
партии поступившего бензина произведен отбор проб и
направлен на анализ в лабораторию. Окончательное решение по
качеству бензина возможно только после получения заключения..."

Поставками нефтепродуктов в Катангский район занималось,
судя по всему, в основном одно предприятие: ООО "СМ-Вест",
руководимое В.И.Сухановым. Из неофициальных источников
известно, что эта фирма выигрывала тендеры на поставку ГСМ,
давая более низкую цену на бензин и солярку, чем конкуренты.

Теперь можно предполагать, что низкая стоимость горючего
объяснялась одним фактом: бензин был некачественным,
некондиционным и, похоже, приобретался поставщиком у тех
"купцов", которые перегоняют нефть на нелегальных
примитивных "самоварах". На таких кустарных нефтеперегонных
установках получить приличный бензин (в полном смысле этого
слова) невозможно, зато произведенная в "самоварах" горючая
жидкость имеет весьма привлекательную -- очень небольшую --
стоимость.

Надо еще учесть, что владельцы автотранспорта в Катангском
районе находятся в безвыходном положении: они знают, что в
баки своих железных коней заливают убийственный для
двигателей суррогат, но вынуждены это делать. Ведь другое
топливо здесь взять просто негде!

К сожалению, мне не удалось узнать, что показали анализы
бензина, проведенные по инициативе администрации Катангского
района. Но мне известен результат другого анализа,
проведенного экспертно-криминалистическим центром ГУВД по
Иркутской области по поручению начальника МОБ ОВД по
Катангскому району С.Сверлова. Он сделал контрольный закуп
двух образцов бензина на АЗС села Ербогачен 28 февраля 2008
года. В одной бутылке был якобы бензин Аи-80, в другой,
соответственно, якобы Аи-92. По крайней мере, именно эти
марки бензина были указаны на ценниках АЗС.

Специалисты из ЭКЦ пришли к выводу, что "исследуемые объекты
к какому-либо виду товарного нефтепродукта" отнести нельзя,
что "представленные на исследование образцы жидкости,
изъятые на АЗС с. Ербогачен 28 февраля 2008 г., являются
нетоварным нефтепродуктом. Анилин, обнаруженный в жидкостях,
используют для повышения антидетонационных свойств моторных
бензинов".

И вот этой гадостью автовладельцы Катангского района
вынуждены заправлять свои машины! Могу предположить, что и
дизельное топливо, поступающее сюда по тем же каналам, не
лучшего качества. На эту мысль меня натолкнул телефонный
звонок из Ербогачена. Мой старый знакомый, фамилию которого
по известным причинам я озвучивать не могу, поведал мне вот
что. Якобы в навигацию нынешнего года завести ГСМ в полном
объеме в Катангский район не успели. И потому якобы на
Подволошинской нефтебазе поскребли по сусекам, наскребли
около ста тонн чего-то непонятного и под видом зимней
солярки, дескать, притащили в Ербогачен...

Если это правда, то очевидно: новый дизель-генератор, не
успевший, так сказать, адаптироваться к местному горючему,
поневоле поперхнулся "соляркой" катангского розлива... Слава
богу, дорогостоящий агрегат сумели откачать и вернуть его к
жизни! Но эта аварийная остановка нового дизеля переполоху
наделала на все Приангарье. И кто-то должен за это нести
ответственность...

Вернусь к ответу В.Ребрикова на открытое письмо жителей
Ербогачена, адресованное губернатору Иркутской области.
Бывший заместитель главы региона уделяет внимание
происшествию, случившемуся в конце мая 2006 года. Тогда на
реке Нижней Тунгуске затонули две баржи, перевозившие
емкости с нефтепродуктами.

Ссылаясь на заключение Ленского бассейнового управления
государственного надзора на внутреннем водном транспорте РФ,
В.Ребриков утверждает, что "при данном эксплуатационном
происшествии загрязнения реки Нижняя Тунгуска
нефтепродуктами нет. По результатам рассмотрения дела к
административной ответственности... привлечено должностное
лицо -- директор ООО "СМ-Вест" В.И.Суханов. Сумма
наложенного административного штрафа составляет 40 МРОТ".

С 1 мая 2006 года минимальный размер оплаты труда был
определен в 1100 рублей, то есть получается, что общий
размер штрафа составил 44 тысячи рублей. Много это или мало?
Все зависит, полагаю, от реальных обстоятельств,
сопутствовавших затоплению барж, перевозивших ГСМ. Судя по
всему, Владимира Ребрикова "подставили" некие должностные
лица, которые обеспечили заместителя губернатора
недостоверной, мягко говоря, информацией.

На самом деле, как свидетельствует акт, составленный и
подписанный комиссией из шести человек (председатель
комиссии -- руководитель КУМИ Катангского района
В.В.Козлов), в реку Нижнюю Тунгуску вылилось 256 928
килограммов дизельного топлива и бензина. Не будучи экологом,
я не могу оценить ущерб, который нанесен природе разливом
такого количества ГСМ. Но, полагаю, в этой ситуации никаким
административным штрафом обойтись невозможно. Тут дело
пахнет не только бензином и соляркой, но и уголовной
ответственностью!

...Вот на такие мысли, вызванные фактами, навело меня
чрезвычайное происшествие в селе Ербогачен, Катангского
района, случившееся в ночь на 18 октября 2009 года.

Юрий Удоденко,

<p align=right><a target=_blank href=http://politirkutsk.ru/view.php/909/1.php>"Байкальские вести"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс