191 школа региона начала учебный год без лицензии

В прокуратуре области состоялась коллегия, на которой были рассмотрены результаты проверки исполнения законодательства о доступном и бесплатном общем и дошкольном образовании, безопасности образовательного процесса.

Результаты проведенной проверки свидетельствуют о многочисленных нарушениях в сфере образования.

Так, в нарушение установленного Законом РФ «Об образовании» права на ведение образовательной деятельности только после получения образовательным учреждением соответствующей лицензии, в ряде муниципальных образований 191 школа, в том числе 9 областных образовательных учреждений, начали учебный год в их отсутствие. Зачастую препятствием к получению лицензий является наличие не устранённых нарушений Правил пожарной безопасности либо санитарных норм.

По указанной причине в Тайшетском районе из 85 образовательных учреждений лицензии на право ведения образовательной деятельности имеют лишь 23; в Качугском - 18 из 31. Не имеют лицензий часть учреждений образования в Чунском, Жигаловском, Заларинском районах, г. Шелехове, областные учреждения - СКШИ № 3 г. Иркутска, школа-интернат № 11 п. Лесогорск Чунского района, школы-интернаты Киренского района, г. Усолья-Сибирского.

По данным фактам прокурорами, кроме иных мер реагирования, направлено 73 заявления в суд о понуждении администраций учреждений к получению разрешения на ведение образовательной деятельности.

Выявлены нарушения, не требующие значительных финансовых затрат: хранение горючих материалов, мусора под лестницами, на чердаке, невозможность использования эвакуационных выходов. Например, в одной из школ Жигаловского района данный выход был заколочен снаружи.

По информации министерства образования, основанной на сведениях муниципальных органов управления образованием, 20 муниципальных образовательных учреждений нуждаются в проведении полного или частичного капитального ремонта. Между тем, не всегда эти сведения соответствуют действительности.

Так, по информации Качугского РОНО, в районе нет зданий, находящихся в аварийном или ветхом состоянии. Однако прокурорской проверкой совместно с органами Роспотребнадзора, установлено, что несущие конструкции здания Качугской СОШ № 2 деформированы, здание «вросло в землю». На первых и вторых этажах установлены дополнительные опоры для поддержания второго этажа и крыши. Органами местного самоуправления оценка технического состояния здания школы не проводилась. С целью защиты права несовершеннолетних на безопасные условия обучения прокуратурой иск о запрете деятельности школы.

Органы государственной власти субъектов РФ обязаны обеспечивать права граждан на получение образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Законом области субвенции в муниципальные образования выделяются в расчёте на одного обучающегося 455 рублей в год. Однако этого явно недостаточно на обеспечение полноценной образовательной деятельности, поскольку потребности превышают фактическое финансирование. Учреждения вынуждены выбирать, в каких приобретениях имеется наибольшая потребность. Например, муниципальному образованию «город Братск» при общей потребности на указанные выше нужды в размере более 20 млн. руб. в текущем году бюджетом области выделено около10 млн. руб. Аналогичная ситуация и в других территориях.

Особенно сложная ситуация с обеспечением школьников учебниками. По данным отчётов органов управления образованием, как в прошлом, так и в текущем учебном году обеспеченность детей учебниками составляет 100 процентов. Фактически же имеющееся их количество в школьных библиотеках не позволяет пользоваться ими всем обучающимся. При этом Минобрнауки РФ периодически изменяет федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в обучении, что не позволяет применять устаревшие учебники. В связи этим основная часть затрат на их приобретение ложится на плечи родителей.

Так, в Нукутском районе учебники нового поколения составляют немногим больше половины. Из них лишь треть предоставляется детям школами, остальные приобретаются родителями. В г. Черемхово на учебники в прошлом году. затрачено 220 тыс. руб. субвенции и почти 1 700 тыс. руб. родительских средств; в 2011 году - 415 тыс. руб. и 1 736 тыс. руб. соответственно. В МОУ Капсальская СОШ Эхирит-Булагатского района на 9 учеников третьего класса имеется один школьный учебник литературы, для учащихся 9-го класса нет учебников алгебры, биологии, информатики.

Данная проблема существует в каждом муниципальном образовании, в связи с чем участились обращения граждан в органы прокуратуры.

Сложившаяся ситуация приводит к прямому нарушению закона. Например, в Тулунском районе администрацией Афанасьевской СОШ практикуется выдача библиотечных учебников «в аренду» за определённую плату. Такими же «предприимчивыми» являются руководители ряда школ Эхирит-Булагатского, Нукутского, Куйтунского и др. районов, где стоимость «аренды» зависит от физического состояния учебника.

Также образовательные учреждения для обеспечения своей деятельности несут иные расходы, не предусмотренные нормативами финансирования, но являющиеся необходимыми. Например, только по фактам непринятия администрациями учреждений мер к очистке крыш зданий этих учреждений от снега прокурорами в суды заявлено 68 исков.

Во всех муниципалитетах выделяемых из местного бюджета средств недостаточно на содержание зданий учреждений, их текущий и капительный ремонт, оплату коммунальных услуг, что потребовало вмешательства прокуроров.

Дефицит бюджетных средств приводит к образованию задолженности учреждений перед поставщиками коммунальных услуг. В Тайшетском районе на начало августа этого гда образовательные учреждения остались должны за эти услуги более 120 тысяч руб. В Заларинском районе задолженность составляла более 476 тысяч руб. Имеется задолженность у учреждений в городах Иркутске, Усть-Куте, Черемховском, Зиминском и др. районах.

В результате образовательные учреждения для обеспечения своей деятельности вынуждены привлекать внебюджетные средства. Использование родительских денег осуществляется во всех территориях и практически в каждом образовательном учреждении, независимо от его типа. При этом не всегда соблюдается установленный законом порядок их привлечения.

Прокурором г. Ангарска принесены протесты на положение о добровольных пожертвованиях и правила поведения обучающихся СОШ-4, которые обязывали обучающихся в связи с нарушением дисциплины отработать «на благоустройстве» школы и предусматривали возможность наложения на детей дисциплинарного взыскания.

Ситуация с систематическим недофинансированием привела к тому, что затраты, которые обязаны нести учредители образовательных учреждений, фактически осуществляются за счёт родителей. Это является основной причиной увеличения количества обращений граждан в органы прокуратуры. Например, по заявлению родителей учащихся СОШ № 14 прокуратурой Октябрьского района г. Иркутска установлено, что по инициативе администрации школы установлен турникет, а с родителей производится принудительное взимание за эти работы денег. При этом решение общешкольного родительского собрания по данному вопросу отсутствует.

В последнее время в образовательных учреждениях создаются общественные организации, целью которых является привлечение на обеспечение деятельности учреждений внебюджетных средств. Однако данные средства принудительно изыскиваются за счёт родителей. Например, в гимназии № 2 г. Иркутска организовано объединение родителей «Перспектива». В соответствии с уставом, для вступления в организацию требуется оплатить взнос в размере 3 тысяч руб., членские взносы составляют такую же сумму. Члены «Перспективы» периодически обзванивают родителей обучающихся гимназии, понуждая вступать в организацию и оплачивать различные нужды учреждения.

Доступность общего образования обеспечивается во всех территориях. Вместе с тем выявлены отдельные случаи необоснованного отказа в приёме детей в образовательные учреждения. Так, в Куйтунском районе администрацией СОШ № 1 незаконной причиной отказа двум детям послужило их проживание на территории, не прилегающей к данной школе.

Прокурором г. Ангарска установлено, что одна из гражданок, желая оформить свою дочь в первый класс СОШ № 36, ночь с 31 мая на 1 июня 2011 провела возле здания школы. В 9 часов она первой обратилась на приём к директору учреждения. Однако в приёме ребёнка в школу ей было отказано, так как по имеющемуся у директора списку она значилась подавшей документы под № 86. Таким образом, директор школы, в нарушение административного регламента предоставления муниципальной услуги по обеспечению общедоступного образования, утверждённого приказом начальника Управления образования, осуществляла приём детей в число обучающихся вне работы приёмной комиссии и до установленного регламентом срока – 1 июня.

Устав Каменской школы Боханского района содержал норму о возможности перейти в 10-й класс только при наличии свободных мест в нём, что является нарушением гарантированного права и одновременно обязанности несовершеннолетних на получение среднего (полного) общего образования.

В области 337 сельских и городских школ осуществляют ежедневную организованную доставку к месту обучения 14,5 тысяч школьников из 770 сёл и деревень. Однако в настоящее время лишь 42 процента автотранспорта, имеющегося на балансе учреждений, соответствует требованиям ГОСТа. По фактам нарушения этих требований (отсутствуют ремни безопасности, кнопки звукового сигнала в салоне и т.п.) прокурорами направлялись в суды направлено более 60 исков. Кроме того, выступали прокуроры с требованиями о возложении обязанности на муниципальные образования по ремонту дорог по маршруту следования школьного автобуса, о получении лицензии на право перевозки пассажиров.

Исполнение законодательства о безопасности и антитеррористической защищённости образовательных учреждений со стороны органов власти и руководителей учреждений образования не в полной мере отвечает требованиям законодательства об обеспечении прав детей на охрану жизни и здоровья.

В большинстве учреждений образования отсутствуют системы видеонаблюдения, во многих - кнопки тревожной сигнализации. В учреждениях г. Усолье-Сибирское сигнал от кнопки не выведен на пульт отдела вневедомственной охраны, вследствие чего эффективность от наличия самой кнопки сводится к нулю. Не везде освещение территории находится в исправном состоянии, ограждение по периметру в ряде случаев либо частично разрушено, либо полностью отсутствует (Жигаловский, Аларский, Мамско-Чуйский, Куйтунский, Казачинско-Ленский, Чунский, Баяндаевский, Нукутский, Слюдянский районы, г.г.Иркутск, Шелехов, Ангарск, Усть-Кут, Бодайбо и другие).

Например, в г. Слюдянке СОШ № 4 находится в непосредственной близости от федеральной автодороги. Однако территория школы по периметру не огорожена, что не исключает въезда на неё постороннего автотранспорта и, соответственно, не гарантирует безопасности детей и педагогов.

В г. Усолье-Сибирское выявлен факт отказа сотрудников частного охранного предприятия ООО ГК «Байкальский берег», с которым управлением образования города заключен договор на осуществление охраны всех муниципальных образовательных учреждений, в выезде в ночное время по сигналу сторожа в СОШ № 10. В результате неизвестными лицами, проникшими на территорию школы, были выбиты стёкла в здании мастерских, образовательному учреждению причинён материальный ущерб.

Проблемой, особенно в сельской местности, является обеспечение охраны специально подготовленными лицами. Более того, в большинстве случаев в таких учреждениях дневная охрана отсутствует, ночью объекты охраняются сторожами. Во время учебного процесса охрана детей осуществляется в основном силами педагогических работников.

Прокурором Киренского района установлено, что практически у всех учреждений района отсутствуют паспорта антитеррористической защищённости, планы безопасности и инструкции о взаимодействии образовательных учреждений в случае возникновения террористического акта или его угрозы.

В рамках надзора за исполнением законодательства о безопасности образовательного процесса, в том числе противодействия экстремистской деятельности, прокурорами проверялось ограничение доступа несовершеннолетних к сайтам, не совместимым с целями воспитания и образования.

В ряде территорий контентная фильтрация осуществляется провайдерами и на уровне образовательных учреждений, что исключает доступ несовершеннолетних к сайтам, не совместимым с образовательной деятельностью. Вместе с тем во многих учреждениях контентная фильтрация отсутствует вовсе либо не обеспечивает полной защиты от негативной информации. Например, из 8 проверенных прокурором г. Усть-Кута учреждений в 4 были доступны сайты экстремистской направленности, предлагающие изготовление в домашних условиях бомбы и наркотиков. В г. Ангарске такую информацию можно было получить в 7 из 20 проверенных школ, в г. Шелехове – в 8.

Всего на момент проверки не были обеспечены защитой при работе в Интернете 110 учреждений образования. Кроме того, пользование Интернет-ресурсами в Баяндаевском районе возможно с помощью компьютера, установленного в районной библиотеке, которую посещают несовершеннолетние. Однако контент-фильтр на данном компьютере отсутствует.

По результатам проверки в адрес руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием внесено 56 представлений; 27 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности по инициативе прокуроров; в суды направлено 49 исков.

Всего в результате осуществления надзора за исполнением законов в сфере образования несовершеннолетних за 9 месяцев этого года, в том числе в ходе настоящей проверки, выявлено 2 157 нарушений, внесено 325 представлений, опротестовано 130 незаконных правовых актов, по инициативе прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности 81 должностное лицо, к административной – 20, направлено в суд 293 иска.

По результатам работы коллегии выработаны конкретные меры по улучшению деятельности на этом важнейшем направлении. Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры Иркутской области.

"Байкал24"

пн вт ср чт пт сб вс