«Давайте скинемся по сто рублей»

Постоянный автор «Новых Известий» Евгений Евтушенко обратился со страниц газеты к читателям. В своем письме Евгений Александрович рассказал о ситуации, которая сложилась вокруг его пятитомной антологии «Десять веков русской поэзии», главы из которой на протяжении пяти лет печатаются на страницах «Новых Известий». Читатели могли постоянно следить за этой «скачущей через века» антологией, комментировать и оценивать ее главы. Благодаря этой рубрике Евгений Евтушенко подготовил к печати первый том антологии, который должен был выйти в свет в ближайшее время. Однако, как утверждает поэт, Агентство по печати и массовым коммуникациям вычеркнуло книгу из списка изданий, заслуживающих государственной поддержки, а Министерство образования и науки отказалось рекомендовать антологию университетским и школьным библиотекам. В связи с этим давно ожидаемое читателями издание может выйти маленьким тиражом и вместо того, чтобы выполнять в обществе просветительскую функцию, увы, станет библиографической редкостью. Вопрос Евгения Александровича: «Что нужно сделать, чтобы эта книга попала ко всем, кто ее ждет?» – вызвал много откликов. «Новые Известия» публикуют часть из них.

Дмитрий ХАРАТЬЯН, актер:

– Если нет государственной поддержки, надо искать поддержку у частных инвесторов, у меценатов. И если они хотят, чтобы их дети были образованными и знали русскую поэзию, то они должны откликнуться.

Эсфирь ГУТКИНА, старший научный сотрудник Института художественного образования:

– Я всегда читаю в «Новых Известиях» антологию Евтушенко. Для меня это важно и как для человека, который любит стихи, и как для педагога, который ведет элективный курс «Русская поэзия второй половины ХХ века». И я уверена, что сейчас вообще трудно должным образом оценить эту гигантскую работу Евгения Евтушенко. Мне кажется, только в будущем это станет возможно. Я бы назвала это подвижничеством.

Когда я прочла в прошлую пятницу обращение Евгения Александровича, я не могу передать, как меня поразил сам факт, когда министр или председатель комитета по печати говорят одно, а их чиновники – совершенно другое. Это в голове не укладывается! Но я не понимаю, как вообще может поступить такой ответ из учреждений, которые связаны с культурой! Кто же тогда в этих учреждениях работает и как вообще эти люди относятся к культуре? Неужели они не чувствуют ни малейшей ответственности за ее сохранность? Неужели они не понимают, что значит поэтическое слово, какое оно имеет значение для общего развития человека? Не только для развития души, но и для функции мышления, потому что более сложного объекта, чем поэтическое произведение в общем-то не найдешь. Без поэзии развитие человека невозможно, а для этого необходимо, чтобы были тексты. Ведь автор этого удивительного труда просит о немногом: чтобы антологию порекомендовали школьным библиотекам. Он же не предлагает включить ее в школьную в программу.

Я подумала, что можно предложить читателям – давайте сложимся, ведь у газеты довольно большой тираж. Давайте скинемся по сто рублей и сделаем не пять тысяч, а хотя бы две тысячи экземпляров! Сейчас ведь все происходит на таких началах. Люди помогают больным детям, посылают деньги в Фонд дикой природы, почему бы и здесь не сделать то же самое? Почему бы не помочь культуре, раз люди, которые могут это сделать по своему административному положению, этого делать не желают?

Евгений СИДОРОВ, писатель:

– В самом слове «антология» уже заключено развитие и множественность субъектов, которые это должны воспринимать. Тираж чрезвычайно важен именно в таких жанрах. Какой же смысл издавать антологию, если она не достигнет широких читательских масс и в первую очередь молодежи, юношества? Я уже тридцать лет преподаю в Литературном институте и веду там мастерскую. Я вижу, насколько нынешние молодые поэты плохо знакомы с творчеством не только Баратынского и Державина, они не знают ни Твардовского, ни Блока… Так что же говорить о малоизвестных поэтах, у которых есть одно-два гениальных стихотворения. Как, например, у Кочеткова «С любимыми не расставайтесь». Это поэт одного стихотворения, но которое стоит многих сборников посредственных поэтов.

Безусловно, на антологии лежит отпечаток личности автора. А Евгений Евтушенко, собственно говоря, вырос на антологии. Дело в том, что он сам начал писать стихи гораздо раньше, чем начал читать хорошие стихи. Понимаете, его потрясающая любовь к поэзии воспитала в нем настоящего поэта. Он человек редкой начитанности. Отсюда и тяга к антологии и к поискам стихов и поэтов, которые малоизвестны или забыты. Конечно, у него были замечательные учителя в этом плане. Я имею в виду прежде всего Александра Межирова. Женя – человек антологии, вот что очень важно. Он просветитель, а это довольно редкая должность в нашей стране. Просветитель должен учить людей чувству слова, а если у него будет армия всего в две тысячи человек в огромной стране, то эта просветительская проповедь не достигнет того успеха и эффекта, на который она рассчитана по определению.

Лев АННИНСКИЙ, литературовед:

– Антология, над которой работает Евгений Евтушенко, – это очень интересный замысел и это блестящее исполнение. В ряде случаев оно, конечно, субъективное, но оно и должно быть субъективным, потому что это его авторский проект. То, как он это делает, то, как он мыслит – мне всегда очень интересно. Я не эксперт по части того, какой должен быть тираж. Я знаю только, что меня самого это очень интересует. И я рад, что люди это читают. Конечно, надо, чтобы эта книга была в библиотеках. Это огромнейшая работа и одно из ярких деяний Евтушенко. Он же не просто поэт, он же литературный деятель, который вкалывает, работает всю жизнь. Будет жалко, если это дело таким вот образом будет зажато. А для того, чтобы оно сдвинулось с мертвой точки, нужно как можно громче его обсуждать.

Олег БАСИЛАШВИЛИ, актер:

– Уже одно то, что Евтушенко делает эту титаническую работу, дает основание предпринять все для того, чтобы книга была в библиотеках и в школах. И непонимание этого говорит о полном отсутствии каких-либо культурных представлений у тех, кто эти книги вычеркивает из списка необходимых. Мне кажется, что знакомство с русской литературой является необходимым компонентом образования нормального человека и нормального гражданина. Человек, который не знает истоков и истории русской литературы, который не знаком с ее великими произведениями – это представитель стада. Люди, которые хотят таким образом изъять литературу из школьного образования, пытаются превратить нас, граждан Российской Федерации, в стадо. И мне приятно, что Евгений Александрович Евтушенко борется с этими людьми, сделав такую грандиозную работу, которую он продолжает уже много лет. И позор стране, которая отвергает эту работу в качестве научного и учебного пособия.



"Байкал24"

по материалам

пн вт ср чт пт сб вс