Большая математическая мастерская 2022 успешно завершилась в Новосибирске, Тюмени и Томске

С 24 июля по 13 августа команда Математического центра в Академгородке и их коллеги из Тюмени и Томска провели проектный интенсив, направленный на решение реальных задач науки и индустрии — Большую математическую мастерскую.

В 2022 году Мастерская впервые прошла в очном формате. Всего на трех площадках работу на БММ успешно завершили 147 участников, что составляет более 90% от приступивших к работе над проектами.

— Очный формат организации Большой математической мастерской имеет безусловным плюсом высокую эффективность работы. Мы приятно удивлены тому, что лишь единицы покинули проекты, не дожидаясь их завершения. На Мастерской работа действительно идет очень интенсивно, и атмосфера нахождения на кампусе всех вместе располагала к активному взаимодействию как внутри проекта, так и внутри потока. Да и вообще всей Мастерской! — рассказывает руководитель БММ 2022 Тимур Насыбуллов, заместитель директора Математического центра в Академгородке.

По словам организаторов, вторая неделя интенсива прошла не менее продуктивно, чем первая. Однако подводить финальные итоги еще рано: Как отмечает один из организаторов БММ-2022, руководитель отдела по связям с индустриальными партнерами Математического центра в Академгородке Сергей Оспичев, практика двух предыдущих Мастерских показывает, что многие команды не остановятся на написании научно-популярных заметок, а оформят результаты в виде полноценных научных работ, заявок на гранты или заказных RnD. Один из примеров такого кейса – работа команды проекта от компании ВЗО по применению машинного обучения для подбора лучшего кредита. Исследование будет продолжено уже в рамках RnD-сотрудничества компании и исследователей из МЦА.

— Мастерская – это отличная площадка, в которой за короткий период можно проверить свою идею и создать задел для дальнейшей кооперации, — добавляет Сергей.

Впечатлениями от участия в Мастерской поделилась студентка Инженерной школы Механико-математического факультета НГУ Дарья Шестакова. Для девушки подобный формат не является новым: в прошлом году Даша была куратором школьного проекта «Автоматизация распознавания дефекта печати на 3D-принтере». А в этом году захотела посмотреть, как это – быть участником проекта.

— Я участвовала в проекте «Oncology tools: как анализ данных помогает в поиске онкогенов». Это проект из популярной сейчас области – биоинформатики. У нас был датасет из 105 экспериментов: по каждому образцу у нас были последовательности генома и результат эксперимента на колоректальный рак. Задача была в том, чтобы по наличию химического изменения ДНК определять наличие онкологического заболевания у пациента. Первую неделю мы занимались подготовкой биологических данных: выравнивали геном, осваивали биоинформатические утилиты Bismark и PySam, разбирались в процессе секвенирования генома вместе с заказчиком. Во время второго модуля мы работали уже с алгоритмами машинного обучения. За Мастерскую мы научились отделять пациентов с онкологическим заболеванием. Полученные нами результаты мы проверили в геномном браузере и, действительно, некоторые из предполагаемых интервалов были ассоциированы с колоректальным раком. Но это только маленький шаг в сторону решения задачи, — рассказала студентка.

В этом году Мастерская существенно расширила свои горизонты в смысле тематик проектов и возраста участников — с появлением педагогического потока и расширением потока школьных проектов на Мастерской работали участники с разницей в возрасте более 40 лет.

— Мастерская задумывалась и получилась площадкой, на которой коммуницируют люди с разным бэкграундом: в плане экспертности, образования, опыта деятельности и даже, получается, такие разные по возрасту. При этом коммуникация получается весьма продуктивной. Так, команда проекта «Преподавание математики» смогла не только спроектировать образовательный интенсив, но и провести его с реальными школьниками-участниками. Более того, удалось в динамике проанализировать обратную связь и скорректировать наработки. Надеюсь, что в следующем году нам удастся привлечь больше школьников и педагогов к проработке актуальных проектов, — комментирует руководитель педагогического потока, заместитель декана по развитию ММФ НГУ Анастасия Карпенко.

пн вт ср чт пт сб вс