Правда жизни Галины Новиковой

1 сентября будет 10 лет, как не стало одной из самых известных иркутских художниц Галины Новиковой, а ее имя как будто и не уходило из художественной жизни города. Разве что ее работы продолжают дорожать.

Может быть, поэтому трудно воспринимать экспозицию к ее 70-летию, открывшуюся на двух этажах галереи Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, как выставку памяти. Ее творчество не только классика иркутской школы, а реальность в современном изобразительном искусстве.

В экспозиции представлено более 100 работ из фондов музея и Саянской картинной галереи, владеющей значительным собранием работ Галины Новиковой. Остальные находятся во многих музеях Европы и в частных коллекциях. Ее работы ценители искусства любят за их человечность. Художнице, по мнению многих экспертов, особенно удавались портреты.

– Всю свою жизнь Галина Новикова посвятила человеку, и это служение вылилось в сотни живописных портретов и графических листов, – отметила искусствовед Иркутского художественного музея Тамара Драница. – Каждая встреча с интересным человеком заканчивалась портретной ситуацией. Она писала Беллу Ахмадулину, Михаила Ульянова, Виктора Астафьева. К ней приводили всех именитых гостей, они должны были не только увидеть Байкал, но и убедиться, что здесь живут великие художники. Академики, музыканты, писатели шли к ней не только позировать, но еще и поговорить. Не скажу, что она была энциклопедически образована, но могла написать на память теорию относительности Эйнштейна, знала основные постулаты Нильса Бора и Макса Борна. Не случайно на одной из ее графических работ возникают одновременно Эйнштейн и молодой Пушкин. Галина Новикова постоянно жила в культурном пространстве мира. Для нее Рембрандт был не автором «Данаи», а живым человеком. Она месяцами с лупой сидела над его репродукциями, и у нее случился целый цикл работ, посвященных автору. Так же она исследовала творчество других великих художников.

Кстати, искусствоведа Тамару Драницу еще называют биографом Галины Новиковой. Долгие годы их связывали не только отношения автора и исследователя, но и крепкая дружба. Естественно, художница писала и Тамару Драницу. Два ее портрета – живописный и графический представлены на выставке. Другая излюбленная модель автора – ее первый супруг Вячеслав Павлов.

– Слава хвастался, что он единственный композитор в мире, который имеет такое количество портретов, – вспоминает Тамара Драница. – Выпускник Московской консерватории, заведующий кафедрой фольклора в Ленинградской консерватории, он и сам был выдающимся человеком. Объездил всю Россию, собирая фольклор, блистательно играл Вагнера на фортепьяно. Они познакомились, когда Галина Новикова преподавала в Ленинграде в художественном училище им. Серова. Кстати, впервые в истории туда допустили художника со средним специальным образованием – Иркутским художественным училищем. Но уровень у Галины Новиковой оказался сопоставим с Академией художеств, поскольку у нее были великие учителя, и самый главный из них – портретист Аркадий Вычугжанин.

Известность пришла к Галине Новиковой еще в 1960-е годы, после того как почти во всех искусствоведческих сборниках страны был опубликован «Портрет художника Светланы Гаращук». Однако художнице была чужда мишура славы, единственное, что ее интересовало, – творчество. Может быть, поэтому она отказывалась от приглашений переехать в Москву.

– Однажды к ней в мастерскую приехал Илья Глазунов, посмотрел на ее работы и сказал: «Были бы вы как я, я бы вам сделал протекцию в Москве, но я по сравнению с вами художник-троечник», – вспоминает Тамара Драница. – Потому что писала Галина правду, как ей завещал Аркадий Вычугжанин. Ни одной минуты она не сидела без работы: на даче в пади Щелка на Байкале на рассвете бежала с этюдником и красками на берег и так до вечера, иногда писала стоя по пояс в ледяной воде. Но она была не только художником, но и настоящей женщиной и любила, когда ее окружает красота. Была сама себе дизайнером – летящие одежды, платки – все это, когда она шла по улице, давало понять – идет художник. Она всегда это подчеркивала и гордилась этим званием.

А вот за официальными званиями не гонялась, заслуженного художника РФ получила благодаря стараниям артиста Михаила Ульянова, который, говорят, ради этого лично бегал по министерствам. Кстати, в экспозиции можно увидеть его портрет, после создания которого художник и артист долгие годы переписывались. Но Галина Новикова писала не только знаменитостей. Не менее хороши ее натюрморты, пейзажи, а некоторые работы обладают и социальным значением. Например, выпотрошенная рыба с тремя икринками на берегу Тихого океана.

– Я бы ее кисть сравнила со скальпелем, – отметила Тамара Драница. – Она словно раскладывала модель по полочкам, вынимала душу, внимательно ее рассматривала, а потом вкладывала в тело, и уже на холсте она делала его прекрасным, а взгляд – наполненным. Недаром говорят, что писание портретов – не женское дело. Каждый портрет отнимает часть жизни. Помните, английский художник Джон Сарджент говорил: «Всякий раз, как я пишу портрет, я теряю друга».

Автор: Елена Орлова

Фотограф: Лариса Федорова

пн вт ср чт пт сб вс