Людмила Берлина: В борьбе с коррупцией хочется реальных результатов, а не популизма и кампанейщины

Коррупция разрушает не только правовую систему государства, но и нравственную, - считает председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина. По ее мнению, все здоровые силы общества должны объединиться для борьбы с коррупцией – не демагогических выступлений и пустого сотрясания воздуха, а реальных системных действий, которые сделают невозможными коррупционные проявления. О том, как этого добиться, Людмила Берлина рассказала в интервью ряду средств массовой информации Иркутской области.

- Предотвращение коррупционных проявлений, борьба с коррупцией, национальная стратегия и национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы – очень понятные для каждого здравомыслящего гражданина России приоритеты деятельности органов государственной власти и граждан, - считает Людмила Берлина . – Надо отдать должное, что государство в этом направлении сделало уже немало. Стало «чище», но успокоенности нет, думаю, и не может быть. Потому что мы не добились главного: в обществе нет нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Многим привычна бытовая коррупция. Взятка-благодарность: книги, конфеты и прочие мелочи, а может и не мелочи? - врачу, чиновнику, преподавателю, и так далее – стала спутником нашей жизни, над которым многие даже не задумываются. Почему же мы не проводим пикетов, других массовых мероприятий, где бы мы аргументировано убеждали друг друга в неприличности такого поведения? А вот если эта привычная «благодарность» заменяется на платную услугу, у нас возникает протест. Может стоит измерить бытовую коррупцию в рублях и установить в этом интервале размер платы за услугу? И более жестко, вплоть до увольнения, спрашивать за качество этой услуги?

Мне думается, что тенденция отхода от бытовой коррупции благодаря подобному механизму могла бы обретать отчетливые и устойчивые очертания и темпы.

- Людмила Михайловна, как сегодня законодательство обеспечивает «чистоту» рядов государственных и муниципальных служащих?

- Противодействие коррупции в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивается рядом мер, вплоть до уголовной ответственности. Эти меры нуждаются в совершенствовании, поскольку пределов совершенствования не существует. Да и с коррупцией мы еще не справились. Одним из основных принципов национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации №460 от 13 апреля 2010 года, является конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах.

- Пожалуй, самый яркий пример успешной борьбы государственной машины с коррупцией – это победа Италии над собственной мафией в 80-х годах прошлого века. Имя судьи Джованни Фальконе, «пропустившем» через систему наказания сотни представителей мафии и коррумпированных чиновников, стало нарицательным. Не стоит ли нам воспользоваться опытом зарубежных стран – не Италии, так Финляндии или Китая, где тоже достигнуты большие успехи в противодействии коррупции?

- Принятые в других государствах национальные модели борьбы с коррупцией – разные. Они учитывают национальные особенности, менталитет, традиции народов. Нельзя бездумно брать чужой опыт и внедрять его в России. К сожалению, даже смертная казнь за коррупционные преступления, существующая в отдельных государствах, не стала панацеей от злоупотреблений властью.

В российской национальной стратегии основным направлением в противодействии коррупции совершенно обосновано названо обеспечение участия институтов гражданского общества в совокупности с внедрением институтов «одного окна», межведомственного электронного взаимодействия, совершенствования системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования, модернизацией гражданского законодательства, и другие меры.

Может кто-то скажет, что это «банальность». Да, к сожалению, реальность часто вступает в противоречие с тезисом о необходимости участия граждан в борьбе с коррупцией хотя бы в форме своей неравнодушной позиции. Однако закладывать эти механизмы взаимодействия государства и его граждан необходимо сейчас.

- Законодательное Собрание является важным органом государственной власти. Что предпринимается для недопущения коррупции в возглавляемой вами структуре?

- В Законодательном Собрании на 1 мая 2010 года все депутаты, работающие на постоянной основе, сдали за себя, своих супругов и несовершеннолетних детей декларации об имуществе и доходах, полученных в 2009 году. На отдел государственной службы и кадров аппарата Законодательного Собрания возложены функции обеспечения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предъявляемых гражданами, претендующими на замещение должностей областной государственной службы и областными гражданскими служащими, принятия мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе Иркутской области.

Кроме того, на сайте Законодательного Собрания появилась рубрика «Стоп коррупция», куда жители Иркутской области могут обратиться с заявлением, а сессии в режиме реального времени с марта 2010 транслируются для каждого желающего увидеть процесс обсуждения и принятия законов области.

- ЗС занялось вопросами противодействия коррупции только в этом созыве?

- Нет, история антикоррупционных инициатив Законодательного Собрания Иркутской области началась еще в 2007 году – с Байкальского антикоррупционного форума (май 2007г.), где антикоррупционная экспертиза законов, а также их проектов была названа одним из действенных механизмов преодоления коррупции. 20 июля 2007 был принят закон «О внесении изменений в закон Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах», которым были установлены конкретные требования к законодательным и иным областным нормативным правовым актам. И если ранее в законах области допускались нормы отсылочного характера, незакрытые перечни полномочий органов или должностных лиц, то теперь требуются исчерпывающие перечни, конкретные порядки и т.д.

Например, в ст.4 Закона области «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения» были внесены изменения, урегулировавшие порядок назначения, предоставления и прекращения предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам.

Работа Законодательного Собрания в этом направлении продолжается и будет совершенствоваться. Есть существенный мотиватор, активизирующий эту работу и в органах местного самоуправления – неудовлетворенность наших граждан в вопросах бесплатного предоставления земельных участков в муниципальных образованиях, выдачи разрешений на начало строительных работ и ввода в эксплуатацию законченных строительных объектов, соблюдения очередности в предоставлении мест в детских садах и так далее.

В соответствии с национальным планом противодействия коррупции на 2010-2012 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации №460 от 13 апреля 2010 на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции будет рассмотрена работа органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, по организации противодействия коррупции в органах местного самоуправления.

Хотелось бы, чтобы Иркутская область в результатах своей работы выглядела достойно. А это зависит от качества нашей совместной деятельности. При этом очень хочется реальных результатов, а не популизма и кампанейщины.

Пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области

"Байкал24"

пн вт ср чт пт сб вс