Берегите народную элиту

Заметки о фестивале «Прикосновение к русской классике»

С удовольствием вспоминаю и перебираю мысленно режиссёрские и актёрские находки, лица по-настоящему талантливых исполнителей, удачные костюмы и скупые декорации, яркое музыкальное сопровождение семи показанных любительских спектаклей.

сцена из спектакля «Сильное чувство» театра «Под знаком Водолея»
Шесть из них прошли в Иркутском энергоколледже, где намоленная Театром Александра Гречмана сцена вполне по-родственному приняла коллег. Зрителей хватало, мест – не всегда: попасть в этот зал считают престижным не только студенты данного колледжа, давно зарекомендовавшего себя притягательным брендом среди поклонников Мельпомены областного центра. Кстати, зрители-новички, явно из числа первокурсников, выделялись из общей массы не совсем адекватной реакцией. Ясно, что для них это тоже было именно прикосновение. И к русской драматургии, и к её сценическому воплощению. Счастливцы, они попали на учёбу туда, где есть свой театр, свой культурный центр и где в придачу к профессии они будут со временем эстетически подкованы.

Соображение, которое заставляет отнестись к проведённому фестивалю со всей серьёзностью. В нём приняли участие студенческие театры «Под знаком Водолея» ИГУ, «Предместье» ИрГТУ, «Alfer Homo» Иркутского государственного педколледжа № 1. И народные театры: «Наш дом» ДК «Прометей» посёлка Новая Игирма Нижнеилимского района, «Театральные встречи» посёлка Мишелёвка Усольского МО и «Ковчег» ДК «Мир» г. Усолья-Сибирского. Зависимость тут как в математике – обратно пропорциональная. Чем меньше количество, тем выше удельный вес каждого из них. Напомню суждение Константина Райкина: «Наличие театра кардинальным образом влияет на здоровье нации». А уж как сегодня необходим любому населённому пункту этот спасительный терапевтический эффект!

Если по окончании представления вы смотрите на всё вокруг помолодевшими, будто избавившимися от плёнки глазами и безотчётно улыбаетесь встречным, значит, вам повезло увидеть хороший спектакль. Вывод верен и тогда, когда взгляд ваш погружён внутрь себя и вы, никого не замечая, ведёте молчаливый диалог с собой. Лишь бы не пустые глаза и закрытые лица – верный признак равнодушия. От провала зрелища не застрахованы ни профессионалы, ни любители. Но поразительно их единомыслие в отношении к репертуару – вплоть до совпадения лексики. Именитый столичный режиссёр Леонид Хейфец: «Подавляющее большинство людей (я настаиваю на этом) настолько измучены жизнью, что в театре существует настоящий запрос на весёлое, лёгкое и смешное. Это не вопрос опошления нашего искусства, это вопрос нашей жизни». Его тёзка, многолетний художественный лидер знаменитого народного театра «Чудак» в Ангарске Леонид Беспрозванный: «Я искренне полагаю, что в наше жёсткое, злое, бедственное время дать человеку глоток веселья, радости, улыбку, смех – это в высшей степени социальная задача».

Народные театры откликаются на неё своим репертуаром. На фестивальной афише – сатирическая комедия И. Ильфа и Е. Петрова «Сильное чувство» в постановке Владимира Скороходова. Режиссёр не поскупился на выразительные средства, используя элементы балагана, фарса, гротеска. Свадьба, в ходе которой гости перепились и передрались, расстроена, меркантильные замыслы сестёр посрамлены, торжествует сильное чувство – любовь «великого и ужасного» караима Лифшица к бывшей жене. Смешного много. Но общественное звучание художественного высказывания ослаблено акцентом на весёлые придумки и приёмы ради них самих. Потому и не «выстрелило» предупреждение на программке спектакля о том, что за сходство зрителей с персонажами спектакля театр ответственности не несёт.

Спроецировать вечные человеческие пороки в сегодняшний день, чтобы «душу сделать помягче, а рассудок – покрепче» (Инна Лиснянская), – это и значит дать новую жизнь классике. Заслуженному работнику культуры Ларисе Сериковой-Киркице это, бесспорно, удалось. Определив жанр композиции по ранним рассказам А.П. Чехова как спектакль-«маскарад», театр «Предместье» выдержал этот приём от начала до конца. Под звуки вальса среди танцующих пар возникали перед нами герои писателя – знатока душ, сбрасывая добровольно или под влиянием обстоятельств маски добродетели, бескорыстия, благородства. Метаморфозы, способные устыдить их очевидцев, то есть присутствующую публику. Маски масками – уродливые, комичные, подчас отвратительные, как в «Хамелеоне». Но сколько истинно живых, щемящих человеческих ноток при этом, вызывающих у зрителя сочувствие!

Интересные творческие эксперименты начинающих режиссёров и актёров Учебного театра ИГПК № 1 также встречены с одобрением. Евгений Полозов поставил в эксцентрическом ключе шутку в одном действии «Предложение» того же А.П. Чехова. Колоритные фигуры помещика Чубукова, его засидевшейся в невестах дочери и соседа-жениха обещали, судя по началу, феерическое зрелище. Динамики с беготнёй, прятанием в сундук и выяснением отношений было через край. Необычным был чёртик на руке жениха, виртуозно управлявшегося и с этой куклой, и с глобусом, на котором он показывал местонахождение… спорных Воловьих Лужков. Но приём с чёртом логического развития не получил, чем сам себя аннигилировал. Действие попало, как игла на заигранной пластинке, в ту же колею. Жаль.

Артём Бизимов, руководя театром танца в этом же педколледже, поставил по мотивам пьесы Ж. Ануя «Оркестр» выразительный спектакль «25 минут одиночества». Его по праву можно отнести к поискам современного языка, где движение и мимика говорят больше слов.

Галина Газеева («Наш дом») и Елена Литовкина («Театральные встречи») обратились не только к одному автору – А.Н. Островскому, но и к одной и той же его пьесе – «Женитьба Бальзаминова». А спектакли получились удивительно разные. В первом случае это скорее иллюстрация купеческой жизни Замоскворечья, воспроизведённой добротно и с полной отдачей исполнителей. Здесь главный герой – зрелый вьюнош с фанаберией, нелепый в своём клетчатом «прикиде» до колен. Здесь прирождённая сваха и совершенно неподражаемый купец в исполнении Александра Ступина, о котором члены жюри зашептались: «Хоть сейчас на сцену Малого театра!».

Мишелёвцы сразу условились со зрителем о водевильности жанра, дав проплыть по сцене под могучий храп Миши Бальзаминова вожделенным невестам из его сновидений. Тут кровное родство простоватой маменьки с её безобидным недалёким сыном. Тут неохватная в своих юбках, вороватая, но бесконечно обаятельная сваха. Да и все невесты по-своему обольстительны, и желанная свадьба с дружным приплясом всех действующих лиц венчает дело.

Достойным завершением фестиваля стал спектакль по произведениям Н.В. Гоголя, названный его авторами (идея Ларисы Медведевой, сценарий Валерия Туровца, режиссура Марии Нехорошевой) «Урок литературы». Собственно, в заголовке – ход, обыгранный постановщиками весьма дерзко, но изобретательно. На обсуждении участники согласились с предложением «закольцевать» сценой урока всё действие во имя его художественной цельности. Органичны, ненатужливы были исполнители, выступив порой в двух-трёх ролях. Залу предстали такие разные гоголев-ские персонажи, как Вакула и Левко, Коробочка и Чичиков, Марья Антоновна и Анна Андреевна, Хлестаков и Кочкарёв, другие.

«Тот, кто вдохнул терпкий запах кулис, их не оставит» (Владимир Костров). Это, безусловно, так. Но артисты-любители работают, не имея подушек безопасности. В Приангарье им ещё повезло! Главный специалист областного Центра народного творчества и досуга Валерий Кирюнин одержим самоотдачей и бескорыстием народных театралов и доступен их звонкам, просьбам, жалобам, можно сказать, круглосуточно. Но сейчас, в пору кризиса, энтузиасты любительской сцены особенно нуждаются в поддержке и материальной помощи на местах. Вырвалось же у Галины Газеевой после благодарных слов членов жюри: «Эх, жаль, диктофона нет. Пусть бы наши спонсоры послушали! Может, активнее расщедрились бы!».

Берегите народную элиту. Любите и лелейте её.

Вера Филиппова

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://www.vsp.ru/culture/2009/10/20/465412>"Восточно-Сибирская правда"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс