Последний приют Дали

В Музейно-выставочном центре Забайкальского края открылась выставка работ Сальвадора Доменека Фелипа Жасинта Дали, известного миру под именем легендарного художника-сюрреалиста Сальвадора Дали.

В столицу Забайкалья шедевры знаменитого испанца привез, нередко называемый в СМИ “скандальным”, екатеринбургский бизнесмен и коллекционер Александр Шадрин.

Если появление работ Сальвадора Дали в Южно-Сахалинске было названо событием из разряда “очевидное — невероятное”, то появление шедевров неподражаемого испанца в Чите должно звучать примерно так: “безусловно-невозможное”. Мотивов для посещения выставки у читинцев хватало — от банального любопытства до поиска ответа на мучительный и неотступный вопрос: “подлинный ли это Дали”. Не случайно именно об этом пошла речь в первые минуты пресс-конференции. Коллекционер не стал убеждать автора каверзного вопроса, касающегося подлинности выставленных работ, в очевидном, он просто сразу запугал журналистку возможными судами, если та рискнет написать, мол, “подделочку, сударь, привезли”.

Страх Шадрина быть названным аферистом вполне объясним. Дело в том, что после смерти Сальвадор Дали стал одним из самых воруемых и самых подделываемых живописцев в мире. По оценкам некоторых экспертов, размер общемировых спекуляций на имени Дали, включая стоимость проданных с молотка подделок, достигает 3 000 000 000 долларов.

Версий о богатствах самого Сальвадора Дали существует масса. По заверениям отдельных исследователей, мастер (особенно в последние годы) прибегал к помощи так называемых творческих “негров": небогатые талантливые художники копировали работы Дали и подписывали их в стиле знаменитого каталонца. Среди тех, кто придерживается этой версии — арт-дилер Стэн Лориссен, автор книги “Дали и я: сюрреалистическая история”. Однажды Стэн заявил, что во время жизни в каталонском городке Кадакесе, где, кстати, в свое время он скрывался от Интерпола, ему удалось сдружиться со стареющим Дали. По заверениям Лориссена, знаменитый старик открыл ему несколько секретов своего процветания.

Так это или нет, доподлинно знает только сам “знаменитый старик”. Что касается Стэна Лориссена, то на продаже картин и графики Дали сначала он заработал миллионы, а затем за торговлю поддельными работами Сальвадора даже отсидел в тюрьме. Позже Лориссен будет утверждать, что большинство подделок работ великого художника — дело рук самого Дали…

Между тем сотрудники Музейно-выставочного центра Забайкальского края не сомневаются в подлинности экспонируемых работ. Впрочем, было бы странно услышать от сотрудников МВЦ, согласившихся на показ работ Дали, что-то вроде: “Вы знаете, гложут сомнения, но мы рискнули…”. — Как бы некорректно и цинично это ни звучало, обычному зрителю, далекому от многофакторных экспертиз всемирно известных полотен, по большому счету, безразлично — подлинный перед ними Дали или не подлинный. Главное — сам сюжет, композиция и форма выражения, выбранная художником. На том и остановимся.

До 10 июля читинцы смогут увидеть скульптуры, созданные автором в период с 1967 по 1984 годы, а также около 90 графических листов. Уникальность работ даже не в том, кем они созданы, а в том, как. Неповторимая манера самовыражения, присущая именно Дали, не оставляет равнодушными никого. Это неудивительно — 12 лет будущий гений сюрреализма оттачивал свой талант рисовальщика в мастерской академика Хуана Фернандо Нуньеса. Судя по первым отзывам, читинцам Дали нравится. Однако сам Дали был честным художником по отношению к себе и своему художественному дару. Как-то раз он сказал: “Если бы я создал хоть одну работу, как Веласкес или Вермеер, я мог бы умереть на следующий день. Но я плохой художник, я хочу создавать всякую ерунду и жить богато”. Многие искусствоведы в Испании относят эту фразу к черному юмору, считая, что с уходом эпохи Дали Испания потеряла великих художников. Глядя на неоднозначные графические работы Сальвадора Дали, в которых только искушенные в высоком творчестве искусствоведы могут разглядеть великое и гениальное, иногда хочется согласиться с честным признанием испанца.

Конечно, какие-то произведения могут нравиться зрителю больше, какие-то меньше, но, в целом, увидеть выставку стоит хотя бы потому, что другого случая потрепать историю за бороду может и не быть. Проект заканчивает свои гастроли по России. Скорее всего, Чита — последний приют великого каталонца.

По словам Александра Шадрина, проект под названием “Шедевры Сальвадора Дали” готовился восемь лет. Произведения знаменитого испанского художника Шадрин покупал в Англии, Италии, Швейцарии и Франции. Представленная коллекция была приобретена у Европейского фонда “Мир Дали”, который является владельцем всех европейских музеев Сальвадора Дали и основан самим художником и его другом Бенджамином Леви в 1979 году. Всего в коллекции бизнесмена около сотни произведений графики — литографий, офортов, скульптуры и керамики. Работы известного художника уже увидели жители многих городов России, где выставка пользовалась заслуженным успехом. Шадрин уверен — свои коллекции нужно не держать в запасниках, а показывать людям.

Что же притягивает зрителя в работах Дали, безусловно, обладающих неким необъяснимым магнетизмом? Одни считают, что во всем виновата манера, в которой работал неукротимый и эпатажный каталонец: на контрасте, по отношению к устоявшимся стилям, стиль Дали выбивает из сознания зрителя все увиденное, оставаясь в памяти дольше работ всех прочих художников. Другие уверены — притягивает энергетика гения. Третьи считают, что причина магнетизма — в элементарном пиаре. Срабатывает синдром квадрата Малевича — когда так рекламируют, зритель, почесывая подбородок и подпирая напряженный лоб, невольно начинает искать в шедеврах Дали нечто вечное и неземное, гоня от себя назойливую, как муха, мысль о том, что художник просто дурачился, оставив потомкам в виде шедевров несерьезные наброски.

Дали был странным художником и не менее странным человеком. Своим современникам он запомнился сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребенком, который, например, мог устроить громкий скандал на торговой площади из-за леденца во время сиесты и выклянчить его. Мальчишкой Дали добивался своего то капризами, то симуляцией, всегда стремясь привлечь к себе внимание любыми путями. Иногда маленький каталонец без причины затевал драки, чем частично снискал славу “странного” ребенка.

Это был человек, состоящий из кучи комплексов и фобий. Известно, что знаменитый художник ужасно боялся кузнечиков, которых его сверстники иногда засовывали ему за шиворот, чем доводили маленького Сальвадора до истерики. Об этом сам Дали позже напишет в своей книге “Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим”.

Несмотря на все странности Дали и мифы, сопровождающие знаменитого художника, он остается одной из самых заметных фигур в искусстве не только Испании, но и всего мира. Один этот факт дает право человеку, боявшемуся кузнечиков, не бояться забвения. Да, читинцы не увидели среди работ великого мастера ни “Кубического распятия Христа”, ни картин “Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения”. Но от этого Дали хуже не становится. Хуже может стать только наше отношение к его работам, в которых каждый видит то, что хочет, и что способен воспринять.

Максим СТЕФАНОВИЧ.

пн вт ср чт пт сб вс