Танк "Иркутский Комсомолец"

На пересечении улиц Декабрьских Событий и 1-й Советской в Иркутске с 1967 года стоит танк. Эту боевую машину в городе знают все, а пассажиры общественного транспорта даже просят водителей остановиться «у танка», хотя остановки с таким названием никогда не было. Когда-то Т-34 принимал участие в боевых сражениях, а сейчас стоит на пьедестале как напоминание — не только о доблестном героизме солдат Красной армии, защищавших нашу Родину на фронтах, но и о мирном подвиге простых людей в иркутском тылу. Т-34, ставший мемориалом, олицетворяет собой те танки, которые в годы Великой Отечественной войны сделаны на средства иркутских комсомольцев. Именно поэтому на боку машины красуется надпись «Иркутский комсомолец».

Танки — фронту!

Уже в самом начале Великой Отечественной войны все понимали, что завоевать победу будет непросто и для этого необходима помощь каждого жителя страны. Идея построить первые танки для фронта принадлежала комсомольцам Иркутского завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева. В октябре 1941 года по их инициативе был проведен первый субботник, все средства от которого перечислили в фонд строительства танковой колонны. Примеру заводчан последовала молодежь всей области. Для сбора средств в иркутской конторе Госбанка был открыт счет под номером 160091, на который стали поступать взносы. К делу дружно подключились комсомольцы и молодежь, а за ними и все трудящиеся области. Они отчисляли на строительство танков заработанные на воскресниках деньги, вносили средства из личных сбережений, сдавали облигации госзаймов, продавали драгоценности и вещи. За недолгих 3—4 месяца было собрано 2 миллиона 842 тысячи 855 рублей.

На эту сумму уже в ноябре 1941 года начали строить первые боевые машины. Причем делали их тоже в Иркутске — на специально выделенном участке перед выходом из главного корпуса Иркутского авиазавода. Несмотря на то, что у коллектива была огромная нагрузка по выпуску военной продукции (боевых самолетов, бомбардировщиков и осколочных мин), администрация дала согласие на строительство танков.

— Как-то меня встретил старший военпред и показал телеграфное распоряжение Главного автобронетанкового управления о направлении меня в распоряжение Иркутского обкома ВКП(б), — вспоминал Антон Иосифович Денисевич, ветеран Иркутского авиационного завода. — «Зачем? — спрашиваю. — Я же беспартийный». В ответ услышал: «Ты комсомолец, а на авиазаводе будут строить танковую колонну, и имя ей уже дали — «Иркутский комсомолец».

Первые боевые машины

Были созданы передвижные ремонтные базы, которые стали своего рода заводами на колесах. На них можно было вести любые работы — токарные, сверлильные, шлифовальные, электросварочные. Однако сложность заключалась в том, что к началу работ для сборки не хватало деталей. Многое из того, что не могли сделать на заводе, приобретали на военных технических складах. Недостающие части привозили из Читы, Улан-Удэ, Омска. Из своих деталей делали бронекорпуса, танковые моторы М-5, коробки передач, радиаторы и кое-что из оборудования. Прилагался комплект чертежей в виде альбомов на танки БТ-5 и Т-26, которые и стали собирать в итоге.

В начале войны эти боевые машины считались лучшими. БТ-5 — это легкий колесно-гусеничный танк, на нем устанавливали мощное вооружение. Такие танки обладали высокой проходимостью, на них можно было преодолевать различные препятствия, включая минно-взрывные заграждения. Т-26 предназначался для непосредственной поддержки пехоты в стрелковых соединениях, отличался легкостью управления и не требовал большого ухода. И тот и другой танки были рассчитаны на экипаж из трех человек. Но при этом они значительно разнились по мощности двигателя и скорости передвижения. У Т-26 было 97 лошадиных сил и максимальная скорость 30 километров в час, а БТ-5, имевший 400 «лошадей», мог развивать до 72 километров в час.

Строить боевую технику доверили юношам, отслужившим в армии, в танковых войсках, а также специалистам, которые до этого уже работали на танковых заводах. Они были комсомольцами, всего 25 человек. Среди них инженеры Гаврилов, Першин, Борисов, Филимонов, на которых возложили вопросы организационного порядка.

На первом оргсобрании создали бригады из трех человек, старшими в которых стали Зимин, Крюков, Петров, Шахов, Бугреев. Каждой бригаде вменялось собрать 2—3 машины.

Распределили обязанности и среди руководящего состава. Так, Першин обеспечивал колонны деталями. За качество сборки танков и деталей отвечал Виктор Филимонов. Борисов подбирал и изготавливал чертежи, обеспечивал инструментами и материалами. Антон Денисевич руководил непосредственно сборкой танков, их испытанием и сдачей военным представителям. Принимали бронетехнику военный инженер 3-го ранга Михлин и старший техник, комсомолец, лейтенант Шут.

— У меня были обязанности инструктора, — вспоминал Антон Денисевич, — но мне также пришлось научиться водить танки.

Работа была напряженной: часто бывало, что сутками не выходили с завода и спали тут же, в танках. Сборка задерживалась из-за отсутствия многих деталей, массу сложных вопросов приходилось решать прямо на ходу. Однако к апрелю 1942 года было сделано уже 12 танков: 8 танков БТ-5 и четыре — Т-26. Оставалось провести ходовые испытания, установить вооружение и пристрелять его. Испытания проводились по имеющимся техническим условиям. Обкатка танков показала их пригодность, все узлы и агрегаты работали исправно. Через два дня на машинах установили вооружение, и надо было определить готовность танков к бою. Испытывали их за городом, по одной машине в день. Все было отлично, танки сделали на совесть.

Когда работы подошли к концу, готовые машины покрасили. На одном из БТ-5 написали: «Зоя Космодемьянская». Четыре танка Т-26 задерживались в сборке — не было моторов. Механизмы доставили со склада соседнего округа. После испытаний Т-26 приготовили для отправки на передовую.

Подарки для передовой

Готовые 8 танков было решено отправить совместно с другими подарками на фронт на заседании Иркутского обкома ВКП(б) в апреле. Возглавлял делегацию Водопьянов, работник райкома ВКП(б). Вручать танковую колонну от городского комсомола поручалось Виктору Филимонову и Антону Денисевичу.

Сборы были недолгими. Уже в конце апреля танки погрузили на платформы, а на следующий день двинулись в путь. В дороге иркутяне распределили обязанности. Два человека исполняли роль диспетчеров. Денисевич снабжал делегацию газетами, а женщинам поручили все кухонные дела.

— Вечерами, чтобы скоротать время, решили заслушивать автобиографию каждого делегата, — вспоминает об этом времени Денисевич. — Это дало нам возможность познакомиться друг с другом как следует. Люди мы были обыкновенные, биографии у всех короткие — никто нигде не воевал и не совершал никаких подвигов.

Доставить внушительные подарки фронту оказалось совсем непросто. Больше двадцати дней, с длительными остановками, сибиряки перегоняли танки на запад. Эшелон с машинами часто задерживался, потому что станции были забиты вагонами. Когда лопалось терпение, иркутяне шли к начальнику станции с требованием немедленной отправки и даже посылали телеграммы в Министерство путей сообщения СССР. Через 22 дня танковая колонна «Иркутский комсомолец» все-таки прибыла в Москву. Вручать боевой подарок было поручено Антону Денисевичу и Виктору Филимонову. Столица встретила замаскированными стенами и противотанковыми ежами. Как вспоминали позже члены иркутской делегации, «весь ее облик был суров, да и погода тоже была какой-то суровой». На площадях и крышах домов стояли зенитные установки. Аэростатные команды готовили заградительные металлические сетки от авиабомб. Движение по улицам Москвы было очень маленьким, кругом почти одни военные. Подходя к Красной площади, Денисевич и Филимонов услышали характерный стук гусениц: где-то близко шли танки. Чувствовалось, что фронт совсем рядом.

— Нас уже ждали, — вспоминал позднее Антон Иосифович Денисевич. — Адъютант, инженер-капитан 2-го ранга, провел нас в кабинет. Навстречу поднялся генерал-майор Т.Лебедь. Ему мы доложили, что доставили танковую колонну в подарок от трудящихся области и комсомола. Рассказали, как строили машины. Он поблагодарил за хороший подарок и просил передать это труженикам тыла области. Затем зачитал решение ГКО о зачислении танковой колонны в 206-й отдельный танковый полк. Вызвал адъютанта, приказал организовать доставку нас в часть и произвести передачу материальной части 206-му танковому полку. Из Москвы выехали на машине к небольшой железнодорожной станции Лось. Здесь подарок иркутских добровольцев был принят представителями 206-го отдельного полка Северного направления Центрального фронта. После разгрузки машин на перроне выстроился личный состав и состоялся торжественный митинг. Вот небольшая расшифровка записи того исторического митинга в апреле 1942 года, сохранившаяся в фондах областного радио.

«Товарищи красноармейцы, командиры, политработники, танкисты! Сегодня мы принимаем от трудящихся Иркутской области драгоценный подарок — восемь боевых машин, — обратились тогда к солдатам командир — подполковник Василевский, батальонный военком комиссар Терехов и начальник штаба капитан Парский. — Это еще раз подтверждает, насколько крепки и неразделимы наши фронт и тыл, составляющие единый боевой лагерь, насколько сильна наша готовность к разгрому немецко-фашистских оккупантов. Помните, товарищи: экипажи, которым непосредственно вручаются боевые машины, тем самым облекаются высшим доверием народа, нашей партии и советского правительства. Будьте же достойны этого высокого доверия! Поздравляем с вручением боевых машин, обязываем в совершенстве изучить эту грозную технику, стать мастерами своего дела, бить в упор немецко-фашистских захватчиков до полного их истребления».

Известны также имена членов экипажей, воевавших на иркутских танках. Так, БТ-5 № 26840 имени Зои Космодемьянской достался экипажу в составе командира сержанта Худенкова, механика-водителя старшего сержанта Пономарева, и башенного стрелка сержанта Ошустина. На БТ-5 № 254-0 сражались командир танка сержант Филинов, механик-водитель старшина Власов, и башенный стрелок ефрейтор Анисимов. На БТ-5 № 0212-7 командир танка старшина Зайцев, механик-водитель старший сержант Ковтун, и башенный стрелок — красноармеец Новиков С.Г.

На БТ-5 № 172-45: командир танка младший сержант Полосев, механик-водитель красноармеец Березен, башенный стрелок — красноармеец Новиков.

БТ-5 № 172-47 достался командиру танка старшине Побкянскому, механику-водителю старшему сержанту Овсянину, и башенному стрелку — красноармейцу Жулунову;

БТ-5 № 112-4 — командиру танка младшему сержанту Валееву, механику-водителю — красноармейцу Ковалю, и башенному стрелку — красноармейцу Капкову;

Т-26 № 915486 получили командир танка старшина Тутушкин, механик-водитель старшина Кивасов, башенный стрелок — красноармеец Гусев; Т-26 № 915416 — командир танка старшина Потапов, механик-водитель сержант Смирнов, башенный стрелок — красноармеец Рябизов. Сборка оставшихся в Иркутске машин Т-26 задерживалась из-за отсутствия комплектующих. Они были отправлены в 7-ю отдельную армию, державшую оборону в Карелии, на реке Свирь, 10 октября 1942 года.

На своем месте

В этом же году был начат сбор средств на строительство второй колонны «Иркутский комсомолец». На этот раз жители пожертвовали в Фонд обороны 12 миллионов 300 тысяч рублей. Еще 55 тысяч рублей сумели собрать пионерские организации на свой танк «Иркутский пионер». Таким образом, в марте 1943-го уже вторая танковая колонна «Иркутский комсомолец», в составе 20 машин Т-26, была вручена танкистам 237-го танкового полка.

Боевая судьба несерийных машин колонны «Иркутский комсомолец» до конца не известна. Они были более уязвимы по сравнению, например, со средним танком Т-34 и, скорее всего, не дотянули до дня победы. Хотя свою задачу полностью выполнили.

Спустя годы найти танки непосредственно из колонны «Иркутский комсомолец» оказалось непосильной задачей, поэтому на пьедестал в 1967 году водрузили легендарный Т-34. Его по праву можно считать символом общего вклада иркутян в разгром врага. Ведь помимо «Иркутского комсомольца» на фронт ушли «Иркутский пионер», «Сибиряк», «Иркутский колхозник». Всего за годы войны на средства иркутян было построено шесть танковых колонн.

Чтобы помнили

Внимание к Т-34, символизирующему танковые колонны, построенные на деньги иркутян, не ослабевает с годами. Потомки победителей ведут поиск людей, причастных к легендарной истории постройки колонн. В школе № 57 создали сайт, посвященный колонне «Иркутский комсомолец».

— В нашей школе работает спецкурс, — рассказывает историю создания сайта преподаватель истории Марина Стародубцева, — который называется «Виртуальное краеведение». Школьники в течение года собирают информацию о том или ином историческом событии в крае, после чего мы обрабатываем и выкладываем материл на сайте. Работа ведется с одной целью: историю должны знать не только ученики, и не только нашей школы.

***

У танка Т-34 (серийный номер 4100855), несущего вахту памяти, своя боевая биография. Его выпустили в октябре 1944 года в Нижнем Тагиле, его экипаж бил фашистов на подступах к Праге. В 1967 году машину доставили в Иркутск.

При подготовке публикации использовалась информация сайта irk-kom.pobeda.vif2.ru, Музея боевой славы Дома офицеров города Иркутска и газеты «Восточно-Сибирская правда».

Наталья Федотова,

фото www.gerasimov.org

пн вт ср чт пт сб вс