“Мне помог Александр Розенбаум!”

Ее должность — боец невидимого фронта. Ее ненормированный рабочий день порой, так и не закончившись, плавно переходит в следующий.

Она знает о ведущих звездах мирового академического искусства и шоу-бизнеса практически все и, к счастью, не из бульварных газет, а, что называется, из первых уст. С Рождеством ее нередко поздравляет Николай Сличенко, а с 8 Марта — Сергей Дроботенко! Может быть, о судьбе героини этого материала — главного администратора Забайкальской краевой филармонии Натальи Афанасьевны Кондратьевой, так бы и не узнал читатель, поскольку она человек весьма скромный, стопроцентно оправдывающий звание бойца невидимого фронта. Но представился хороший повод — накануне международного фестиваля искусств “Цветущий багульник-2010” она получила путевку в Министерство культуры РФ, где была награждена Почетной грамотой министра как лучший работник культуры Забайкальского края.

Радость сквозь слезы

Для самой Натальи Афанасьевны новость о том, что она стала лучшим работником культуры края, оказалась неожиданной:

— Я даже не предполагала, что выберут именно меня. Это был самый настоящий конкурс профессионального мастерства. По его условиям, каждое учреждение культуры должно было выдвинуть кандидата на звание лучшего работника. В краевой филармонии все единогласно решили, что эту награду должна получить я, — рассказывает Наталья Кондратьева. — Затем члены авторитетной комиссии, созданной при министерстве культуры края, изучали портфолио каждого из кандидатов и голосовали. Конкурс проходил в течение нескольких месяцев. И буквально за несколько дней до открытия “Цветущего багульника” меня пригласили в Москву на церемонию награждения грамотой министра культуры России. Я должна отметить, что эта награда всей филармонии, всех ее служб и сотрудников, потому что без своих коллег я мало что могу сделать.

Так вышло, что одновременно радостные и горестные чувства пришлось пережить Наталье Афанасьевне в день награждения. В то утро в Московском метро было совершено два теракта на станциях “Парк культуры” и “Лубянка”. И, прежде чем отправиться получать грамоту, моя героиня вместе с другими лучшими работниками культуры отправилась возложить цветы на место гибели россиян, оказавшихся в тот день в ловушке террористов.

— Получать такую же награду из рук министра в Москву приехали 70 человек со всей России, — рассказывает моя героиня. — И все мы стали очевидцами этих страшных событий. После того, как мы посетили место трагедии — отправились в храм, где тоже возложили цветы и отстояли молебен. Я вот сейчас вам рассказываю об этом, и у меня мурашки бегут по телу. Это очень страшно. Одна из моих коллег, приехавшая на награждение из Подмосковья, могла оказаться среди жертв теракта, но… к счастью, немного опоздала на метро. Когда она узнала об этой трагедии — у нее была истерика.

Можно представить, что переживала Наталья Афанасьевна в день своего профессионального триумфа. Но, как говорят, любовь и разлука, жизнь и смерть всегда идут рядом. Планов у моей героини было много. Хотелось побольше пообщаться с коллегами, посетить разные культурные мероприятия.

— С фотоаппаратом я не расставалась ни на минуту. Снимала программки, баннерные растяжки, афиши — все то, что касается филармонической работы, — признается Наталья Кондратьева. — Сегодня, изучив подробно весь этот фотоматериал, я пришла к выводу, что читинские специалисты работают на должном уровне и нисколько не отстают от своих столичных коллег. Нельзя сказать, что мы большая периферия. Единственно заметно, что в Москве с финансами намного лучше, чем у нас, и в связи с этим выше качество полиграфической продукции.

Во время своей командировки в Москву она побывала на координационном совете по культуре и на открытии фестиваля музыки Мстислава Ростроповича.

— На церемонии открытия фестиваля присутствовала Галина Вишневская, — говорит Наталья Афанасьевна. — Я с ней встречалась, была у нее в гримерке. Встреча с этой прекрасной женщиной стала для меня одним из ярких моментов. Ну и, конечно же, сама церемония награждения лучших работников культуры тоже была очень торжественной. Министр культуры отметил, что из всех тех, кто заслужил звание лучшего работника, я была единственным главным администратором. В основном в этот день награждали людей, занимающих серьезные руководящие должности.

Тринадцать лет

Именно столько работает Наталья Афанасьевна в должности главного администратора Забайкальской краевой филармонии. До этого ее профессиональная деятельность тоже частично была связана с культурой. Родилась и выросла она в Чите. После школы окончила библиотечное отделение Читинского культпросветучилища и по распределению устроилась на работу в библиотеку пединститута. Затем вышла замуж и вместе с мужем уехала жить в Казахстан. Там окончила педагогический колледж и более 10 лет трудилась методистом в детском саду. Ей нравилось работать и библиотекарем, и методистом. Нравилось быть женой шахтера и матерью прекрасного сына, мечтавшего стать военным. Но иногда жизнь складывается не так, как нам хотелось бы.

— В начале 90-х годов закрылся рудник, на котором трудился мой супруг, — говорит Наталья Кондратьева. — И началось насилие языка. Сын в то время оканчивал 9-й класс, ему нужно было служить в казахской армии, ну а как ему было идти туда без знания языка? Да и в школе требовали сдавать все госэкзамены на казахском. Я была вынуждена вместе с сыном уехать из страны.

Муж не пожелал покидать Казахстан, и они вскоре развелись. В Чите Наталье Кондратьевой пришлось все начинать с нуля в статусе беженки.

— Мы с сыном пять лет считались беженцами. Сейчас с ужасом вспоминаю то время. Денег не было, жить было негде, и на работу меня никто не брал. Настоящим спасением для меня оказался предстоящий концерт известного артиста Александра Розенбаума, выступление которого было запланировано в ОДОРА. Я пошла в Дом офицеров и предложила свои услуги в качестве распространителя билетов. Мне доверили это дело, с которым я справилась. В то время приходилось и афиши расклеивать по городу, и пешком ходить по Чите по нескольку десятков километров в день, продавая билеты. Тяжелое было время. Но можно сказать, что мне помог Александр Розенбаум утвердиться в новой профессии.

Организовав зрителя на концерт Розенбаума, Наталья Кондратьева отправилась в читинскую филармонию, чтобы точно также распространять билеты, только уже на концерт Тани Булановой и Маши Распутиной. Только заступивший на должность директора филармонии Николай Васильевич Волков сразу приметил яркую женщину с деловыми качествами и, не раздумывая, пригласил ее на работу главным администратором.

— Больше я уже распространением билетов не занималась, — откровенничает Наталья Афанасьевна. — Началась другая работа, связанная с рекламно-информационной деятельностью, размещением знаменитостей в лучшие гостиницы города, с организацией питания и грамотной подготовкой всего остального, так необходимого для проведения успешных гастролей. С первых шагов мне помогала заместитель директора по концертной деятельности Тамара Петровна Лялина. И до сих пор мы с ней рядом.

С кем только Наталья Афанасьевна не встречалась в стенах своей филармонии! На мой вопрос, кого бы ей хотелось заполучить из знаменитостей и вместе поработать, она, немного призадумавшись, отвечает: “Оля, я даже не знаю. Ну, подскажи, что ли…”. И, действительно, о ком ей еще мечтать, если с выдающимся пианистом Денисом Мацуевым она работала, с Юрием Башметом сотрудничала, с музыкантами оркестра имени Олега Лундстрема тоже, из звезд шоу-бизнеса она встречалась со многими и многими не раз. Если начать перечислять всех тех, с кем ей приходилось контактировать по долгу службы, то не хватит целой газеты.

— Я ответственно подхожу к выполнению своей работы, и, как правило, знаменитости остаются всем довольны, — говорит Наталья Кондратьева. — Многие после удачного концерта приглашают меня в гостиницу отметить этот успех… Я никогда не принимаю такие предложения, потому что являюсь представителем серьезной организации краевого значения. И они не обижаются, а, напротив, еще больше начинают уважать, иногда звонят, поздравляют с праздниками. Мое главное правило — не сближаться с ними больше положенного. Этому я училась в течение всех лет своей работы у министра культуры края Галины Петровны Сыроватка и у многих сотрудников министерства. Моей соратницей и единомышленницей многие годы является Татьяна Васильевна Глущевская. Все свои творческие идеи я воплощаю в жизнь вместе с ней.

Моя главная мечта

Когда у Натальи Афанасьевны в начале 90-х началась поистине новая жизнь, многие ее бывшие коллеги-библиотекари такому повороту были очень удивлены. У нее все было новое — и работа, и дом, и семья. Тогда же она и встретила своего спутника жизни, у нее появился второй сын и она стала по-настоящему счастливой женщиной во всех отношениях.

На мой вопрос, думала ли она, что когда-нибудь будет иметь дело со знаменитостями, Наталья Афанасьевна, покачав головой и улыбнувшись, сказала, что всегда была лидером:

— В школе долгие годы выполняла работу секретаря комсомольской организации. После окончания 10-го класса ездила в “Орленок”. Я не могу находиться в тени, мне надо все время быть на виду, лететь куда-то… Некоторые из-за этого даже на меня обижаются. Я могу притихнуть на день, но завтра я, образно говоря, опять впереди планеты всей. Мне надо все знать, все контролировать, быть в гуще новых интересных событий.

Самое святое место в филармонии для Натальи Афанасьевны — сцена. Она, конечно, не артистка, но, как и другие работники филармонии, охраняет и оберегает это трепетное место от появления на ней случайных людей, от конфликтов, от всего негативного.

— Я когда оказываюсь на сцене, то всегда говорю шепотом, — делится моя героиня.

Как у всех творческих людей, у Натальи Афанасьевны есть своя заветная мечта.

— Мечтаю, чтобы наступило такое время и в филармонии ежемесячно проходили бы аншлаговые концерты забайкальских артистов. И чтобы нашим администраторам не приходилось убеждать зрителя посетить тот или иной концерт; мечтаю, чтобы люди сами, увидев новенькую афишу, спешили в филармонию за билетом. Вот это моя главная мечта. Ведь в Забайкалье так много поистине талантливых людей. Местным артистам приходится труднее всего, поскольку, для того чтобы стать известным, нужны большие средства, а как их заработать, если все нужно начинать с нуля?

По словам Натальи Афанасьевны, нынешний директор филармонии Игорь Николаевич Акчуваков проводит большую работу в плане популяризации штатных артистов филармонии среди читинских меломанов. Этим же занимается и моя героиня. Она придумывает новые модели взаимодействия со зрителем. Будем надеяться, что мечта главного администратора филармонии и на сегодняшний день лучшего работника культуры Забайкалья сбудется, и аншлаги в Чите будут собирать не только столичные звезды, но и не менее талантливые и яркие читинские артисты.

Кстати, на финальном концерте “Цветущий багульник-2010” Наталья Кондратьева вместе с другими своими коллегами из филармонии получила еще одну Почетную грамоту, только уже из рук министра культуры края за большой личный вклад в организацию международного фестиваля искусств.

Ольга Стефанович

пн вт ср чт пт сб вс