Юрий Баранов: Мне по жизни везет на хороших людей

Творческая биография писателя Юрия Баранова словно специально создана для всякого рода обобщений. Его называют иркутским Чукошей; по аналогии с любимым советским поэтом. Сибирским Экзюпери, что, наверное, является самым распространенным штампом для всех писателей-летчиков. Однако есть и парочка оригинальных титулов: бабр всех времен и народов; за самое большое количество стихов, посвященных символу города, и самый иркутский сказочник в Книге рекордов Иркутской области, ведь на страницах его фантастических детских книжек действительно оживает история столицы Приангарья. И это, судя по всему, нравится его читателям, ведь недаром в одном из иркутских книжных магазинов в марте 2010 года он попал в десятку самых продаваемых авторов и занял место где-то между Донцовой и Устиновой.

23 февраля Юрии Баранов отмечает свое 65-летие. Творческий вечер писателя в честь этого события состоится в Иркутской областной филармонии 20 марта. А в преддверии праздника он дал интервью газете «Областная».

– Юрий Иванович, вышло уже пять ваших книжек с приключениями девочки Таси и ее друзей. Когда ждать следующую? И в чем, на ваш взгляд, секрет их популярности у детей?

– Дети требуют продолжения, а я немного устал от этих историй. А нравятся они, наверное, тем, что можно идти по улицам Иркутска, по маршрутам моих героев, и вспоминать истории. Например, одна моя знакомая видела, как две девочки на улице Российской остановились возле антикварной лавки, той самой, в которой в сказке «Тайны Тихвинской площади» находится вход в подземный лабиринт, где герои сражались с крысиным войском, чтобы не дать ему украсть главную городскую елку. И одна говорит другой: «Слушай, это же та самая лавка, куда Тася спустилась со своими друзьями. Давай играть, я буду Тасей, а ты – Медвежуткой». Может быть, главный секрет в том, что я не пытаюсь их ничему учить, дети этого страшно не любят, а когда ты с ними играешь, им все это становится близко и понятно.

– А вашей внучке, которая стала прообразом главной героини, эти сказки нравятся?

– С них она начала читать. Первую сказку я написал в 2004 году, она еще маленькая была, а сейчас ей уже 13.

– То есть для нее они теперь в прошлом?

– Совсем нет, я думаю, сказки эти предназначены для детей всех возрастов. Однажды ко мне подошла женщина и спросила: «Когда у вас будет следующая сказочка, а то у меня ребенок заждался», а я возьми и спроси: «А сколько ребенку лет?» А она в ответ: «22». Наверное, мы все остаемся детьми, но кроме того, в этих сказках много познавательных вещей. Ведь люди по природе своей не любопытны, а когда им подаешь историческую информацию под сказочным соусом, они с радостью ее воспринимают. Мы не замечаем, что нас окружает, ну и я ничем от всех не отличаюсь, разве что иногда смотрю по сторонам. Например, однажды заметил, что возле дома № 17 на улице Ленина есть арка, над которой стоит ваза, и я сделал ее частью моей сказки. Или на фасаде здания Русско-Азиатского банка есть барельеф женщины с ленточками в волосах, мало кто знает, что это Екатерина II. Вот эти реалии городского пейзажа и становятся теми обстоятельствами, в которых разворачивается сказочная реальность.

– В основе ваших сказок реальная историческая информация?

– Конечно, например, в сказке «Дача лунного короля» речь идет о доме на окраине деревни Пивовариха, который построил польский повстанец, сосланный в Сибирь. Особняк был настолько красивым, что иркутяне приезжали любоваться на него, устраивая в близлежащем лесочке пикники. Легенда о лунном короле родилась потому, что хозяина никто не видел, он выходил гулять только по ночам, ведь у него было заболевание глаз, и он не мог переносить солнечного света. Но люди стали говорить, что он выплакал глаза по родине и проклял место, где поселился. По иронии судьбы это место попало в 1930-х годах в расстрельную зону, чем якобы подтвердило свое проклятие. Рассказать об этом в нескольких словах скучно и страшно, а в сказке – увлекательно. В пивоварихинской школе дети даже организовали мой фан-клуб, собирают все книжки, придумывают свои истории.

– А сюжеты читатели вам не подсказывают?

– Некоторые сюжеты действительно родились из писем читателей, после моих выступлений. Например, в сказке «Заветная мечта» снеговик Антон больше всего на свете хотел превратиться в настоящего мальчика. Мальчик с таким же именем по фамилии Белых учился в одном классе с моей внучкой, и он написал мне письмо: «Спасибо большое, что попал в вашу сказку, это для меня большая честь, но у меня к вам замечание, я считаю, что ваши герои устали. Они все время сражаются, то с крысами, то с привидениями, давайте отправим их куда-нибудь отдохнуть, например, на дачу». Я подумал и решил, отправлю их на дачу лунного короля, но меня стали отговаривать: ну зачем, это ведь грустная история. И я написал книгу «Загадки старинной усадьбы» про усадьбу Сукачева. Потом буквально за несколько дней – «Дачу лунного короля», и там Антон уже полноправный герой сюжета. Можно сказать, что я сам играю, когда придумываю сказки. И стихи пишу, чтобы как-то представить своих героев.

– Вы ведь еще и автор слов песни «Дальники», которая официально стала гимном дальней авиации России. Значит, стихи пишете не только для детей?

– Писал стихи всю жизнь, но первое законченное стихотворение появилось в девятом классе. Тогда не предполагал, что буду жить в Сибири, но называлось оно «Ермак». Я набрался наглости и принес его в редакцию газеты «Серп и молот» в городе Мелитополе на Украине и прочитал их главному редактору. Он одобрил и пригласил меня ходить на литобъединение. И мне вообще по жизни везет на людей отзывчивых, хороших.

– Вы родом с Украины?

– Нет, я родился в Польше, рядом с городом Замостье. Там стоял полк, в котором служил военным летчиком мой отец. Потом мы переехали на Украину, а Мелитополь – последнее место службы отца, откуда меня призывали на флот. Потом я поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище имени Марины Михайловны Расковой, а до этого успел окончить два курса истфака.

– Я читала, что вы изучали авиационную психологию?

– Да, я уже служил в ВВС, случайно поступил на литфак и даже сдал кандидатский минимум. Дальше мне не разрешили заниматься этой наукой. Тогда меня интересовала летная интуиция. Ведь в летном деле очень многое на ней основано, например, посадка. И лучше всего эту науку осваивают хулиганы, которые любят ходить по лезвию бритвы, по краю пропасти. Но тогда эта наука была настолько заидеологизирована, что ничего нового я бы не открыл.

– Зато свои наблюдения вы явно применили во время работы над книгой «Медвежий след». Ваши рассказы документальны?

– Да. Например, Валерий Михайлович Артамохин – главный герой рассказа «Медвежий след» – это мой однокурсник, он живет в Иркутске, и я не хотел менять его фамилию сознательно, потому что человек много сделал для нашей страны. Я не изменил фамилии и других героев. И только позже осознал, что это чревато скандалами, ведь у каждого свое восприятие событий. В некоторых рассказах я менял фамилии, но участники событий все равно себя узнавали, обижались, не понимая, что это в любом случае только художественный образ. Я беру какие-то факты из биографии реальных людей, чтобы собрать мозаику недавних трагических событий 90-х годов.

– В авиацию пошли по стопам отца?

– Для меня дальняя авиация – это моя семья, и сказка, и жизнь. Я потомственный офицер. У моего отца 53 боевых вылета, а в дальней авиации это совсем не тот скоротечный бой в истребителях, когда человек выкладывается быстро – вспышка, а потом опустошение. Полет у дальников во время войны длился по шесть-восемь часов, кабина не отапливалась. А на высоте в шесть тысяч метров температура минус 50 градусов, руки примерзают к штурвалу. Потом линия фронта – нужно пройти через зенитки и мессеры, выйти на цель, отбомбиться и вернуться домой. Это требует особой воли и характера. Я в огромном долгу перед отцом и дядей – военным штурманом за полученные знания. Моя мама во время войны служила в том же полку, что и отец. И я служил до 1992 года, пока страна не начала разваливаться. Написал рапорт и ушел. Думал, что буду заниматься живописью.

– Вы еще и изобразительным искусством увлекаетесь?

– Долгое время от литературы прятался в живопись. В училище мне пришлось выбирать – буду я летчиком или писателем, и я решил: важнее – авиация. Заставлял себя не писать. Но творческая энергия требовала выхода, и я рисовал. Рисовать меня научила мама. На последнем курсе я даже победил со своими работами на областной выставке самодеятельных художников в Тамбове. Уже в Иркутске мои картины продавали в «Интуристе», а потом приятель-камнерез увлек меня сибирскими самоцветами и я стал делать картины на срезе камней. Они вначале хорошо продавались, но потом закончился туристический сезон и мне пришлось искать работу.

– Авиация и искусство – романтичные профессии, но как вы стали чиновником?

– Как я стал главным Бармалеем города? Мне позвонил товарищ и сказал, что в администрации Ленинского района требуется управделами, там я проработал шесть лет, а потом перешел в администрацию города на должность начальника контрольного отдела. Работа на первых порах мне показалась очень полезной, ведь я знал, что приношу пользу. Ко мне обращались граждане, которым отказали в помощи чиновники, ведь власть, к сожалению, часто делает человека толстокожим. Потом я понял, что больше не могу, написал заявление и ушел. Год сидел без работы, а затем меня пригласили в министерство культуры и архивов Приангарья и предложили стать директором Дома литераторов.

– И как вы себя в этой должности ощущаете?

– Полагаю, что я на своем месте. Писатели в советское время были властителями душ, но, к сожалению, в современной действительности совсем растерялись. Хочу подчеркнуть, что Дом литераторов создан в интересах всех писательских союзов, и соответственно мы будем помогать всем – ездить по области, издавать книги и литературные альманахи. Я думаю, что постепенно все наладится.

– Вы ведь тоже издали новую книгу?

– Да, буквально через несколько дней выйдет сборник стихов для детей «На улице Рябиновой». Она будет презентована на моем юбилейном вечере. У меня там будут очень интересные детские коллективы. Начнут вечер со светопластики актеры из детского театра глиняной игрушки деревни Пивовариха, потом они покажут фрагмент из сказки «Тайны Тихвинской площади», после этого дети из школы искусств № 10 покажут «Загадки стариной усадьбы» и композицию по моим стихам. Также будет премьера новой песни «Поселок Средний», которую мы написали вместе с композитором Владимиром Зоткиным. Театр народной драмы исполнит две песни «Дальники», слова мои, музыка Александра Шевцова и «Живи Иркутск» – наше совместное произведение с Михаилом Корневым.

– Почему книга называется «На улице Рябиновой»?

– Я живу на улице Рябиновой в Пивоварихе. Обычно встаю очень рано, в шесть часов, и работаю, люблю писать ручкой, потому что для меня каждое слово имеет вкус, цвет и запах, и так я его лучше чувствую. Сажусь и смотрю, что происходит вокруг: вот ворона села на забор, и она такая кокетка, так вертится из стороны в сторону – красуется, или сорока прилетела и радуется солнцу. Из этих простых событий рождаются сюжеты для моих сказочных стихов. Улица Рябиновая для меня – целая волшебная страна, о которой я и хочу рассказать детям. У меня замечательный художник Денис Серков, который оформляет все мои книжки и прекрасно чувствует, что я пишу. Поэтому книжка будет очень красивая, а купить ее можно будет в магазинах Иркутска.

Автор: Елена Орлова

Фотограф: Алексей Головщиков

пн вт ср чт пт сб вс