Кукольный дом для человеческих страстей

Прошел юбилейный бенефис Любови Калиниченко

Не знаю, мечтала ли когда-нибудь девочка Люба Калиниченко быть маленькой принцессой, — но вот стать Маленьким принцем ей довелось... О таких, как она, говорят обычно, используя превосходные степени. Умница, красавица, профессионал — это так, нейтральные определения. Любовь Калиниченко —талантливая актриса, и если кто-то думает, что работать на сцене кукольного театра не столь престижно, как, скажем, на сцене театра драматического, то он глубоко заблуждается.

Давно известно, как не просто быть равноправным в общении с ребенком. Нет, он, маленький зритель, охотно подыграет тебе — он ведь всегда открыт для игры, и ввести его в мир театральных условностей — не самая большая проблема. Но — не фальшивить! Не сюсюкать, не обманывать — вот в чем сложность. Быть с ним предельно искренним, верить в свой и его мир, в его настоящесть.

Она чувствует эти тонкие материи каким-то шестым чувством. Посмотрите на нее в работе. Любовь Калиниченко — Маленький принц. Герой Антуана де Сент-Экзюпери, прописанный автором так мудро и так обаятельно, становится пяти-шестилетнему зрителю другом и учителем — в том смысле, что именно от него ребенок так многому учится. Жалеть, сочувствовать, нести ответственность; думать о Лисе, о Розе — о мире вокруг... И верить ему, Маленькому другу, можно только тогда, когда он не притворяется, а живет и действует так потому, что он такой и есть.

И еще один нюанс. Актеры знают, что создать на сцене яркий отрицательный образ даже легче, чем столь же яркий положительный. Почему? Может быть, дело в скромности, ненавязчивости самой природы добра? Добро не может быть ни нравоучительным, ни приторно-слащавым — только предельная искренность. В арсенале черт отрицательного героя — все средства хороши...

Внешне похожая на Тамару Гвердцители, Любовь Калиниченко больше ничем ни на кого не похожа, поскольку она индивидуальна, штучна. Надо отметить, в труппе театра, где она работает, это не так просто — сохранить свое лицо. Талантливые люди здесь есть. Но она — случай особый. И в ансамбле талантливых коллег ее голос и ее лицо не теряются. Она — ведущая актриса в труппе, заслуженная артистка России, ветеран сцены, в ее арсенале — добрая сотня сыгранных ролей...

Кстати, о лице. В кукольном театре сегодня — самые разные приемы работы, от кукол перчаточных до марионеток и кукол ростовых, а в последнее время все чаще актеры работают вживую или сочетают разные приемы. Так что нередко важно все: и твой собственный образ, который ты как артист создаешь перед маленьким зрителем, и то, как ты владеешь куклой, работая собственным голосом и ее, кукольной, пластикой.

Самый свежий пример такого спектакля — это «оскароносная» работа «Сказки с небесного чердака», где перед нами квартет исполнительниц-рассказчиц, и каждая из них то ведет свою сольную сюжетную линию, то выступает в «хоре». Не случайно на ряде фестивалей спектакль удостоен дипломов и призов за лучший актерский ансамбль (например, на фестивале «Сибирский кот» в Улан-Удэ в 2010 году или на 18-м международном фестивале детских театров в Сербии в 2011-м), а ей лично этот спектакль принес диплом за лучшую женскую роль на V региональном фестивале театров кукол Сибири и приз за лучшую актерскую работу на II международном фестивале «В гостях у «Арлекина» в Омске.

Собравший столько наград за пределами области, этот спектакль по достоинству оценен и у себя дома: в 2010 году всему ансамблю исполнительниц присуждена губернаторская премия с формулировкой «За достижения в культуре и искусстве».

Для Любови Калиниченко это — уже третья награда такого уровня. В 2001 году премию губернатора Иркутской области присудили спектаклю «Маленький принц», где она выступала как ассистент режиссера и исполнительница заглавной роли. (Ее актерская работа в этом спектакле также была удостоена диплома «За лучшую женскую роль» на региональном фестивале в Новокузнецке.)

А в 2007 году такой же творческой удачей для коллектива стал отмеченный премией губернатора спектакль «Стрелец» по Леониду Филатову, где Любовь Калиниченко блистательно играет роль совершенно иного плана — роль Бабы-яги. И, думаю, все, кто видел ее в этой роли, помнят и сегодня, сколько обаяния и юмора было в этой ее работе, как она умеет не «пережать», соблюсти золотое чувство меры, при том, что не увлечься этой захватывающей игрой было просто невозможно...

Любовь Калиниченко — непременный участник и практически всегда — лауреат фестивалей всех уровней, она безотказно едет на гастроли — причем далеко не всегда это престижные гастроли за рубеж. Нет, она, конечно, выезжала с театром в Германию, ведь с театром города Пфорцхайм у нашего «Аистенка» давние творческие связи. Иркутяне четырежды возили туда свою «классику» — спектакли «Машенька и Медведь», «Прыгающая принцесса», «Метелыч и Бантик», и на международном фестивале в Душанбе Любовь Калиниченко с коллегой и партнером Анатолием Поповым с большим успехом показали своего «Метелыча». Но, повторяю, поездки бывают не только такие, которые можно назвать парадными, престижными.

Поездки в ближние и дальние уголки области, может быть, менее статусные, но артисты видят, как ждут их маленькие жители райцентров, поселков, деревень, городков и охотно везут им свое искусство, свое тепло. Везут им сказку, которой так не хватает в реальной жизни.

...Недавно, 10 октября, в театре прошел бенефис Любови Калиниченко, приуроченный к ее юбилею и 30-летию творческой деятельности в труппе. В зале собрались на этот раз одни взрослые. Однако слышали бы вы, как они хохотали, когда смотрели «Сказки с небесного чердака», как аплодировали! А потом начались поздравления, и на сцену вышла виновница-бенефициантка... И солидные люди из министерства и управления культуры, Союза театральных деятелей и из других важных инстанций, а также собратья из других театров города тоже выходили на сцену и говорили ей много слов, в которых были и уважение, и восхищение, и любовь.

Прозвучала и мысль, что Любовь Калиниченко, являясь творческим лидером театра, совершенно неугомонна в работе и пробует себя и в качестве режиссера-постановщика, и в качестве автора пьес. Между прочим, за постановку того же «Метелыча и Бантика» по итогам конкурса на лучший мини-спектакль ей присудили первый приз. Проводил тот конкурс Союз театральных деятелей России еще в 1996 году. После него были, разумеется, и другие постановки — это новогодние спектакли и спектакли, рассказывающие детям о «Байкальском чуде», да мало ли еще о чем важном можно рассказать ребенку!

Ведь главное даже — не то, о чем рассказывать, а как рассказывать. Для Любови Калиниченко в этом тайны нет — она ей открылась, наверное, тогда, в самом начале ее творческого пути. Иначе как бы ей удалось расположить к себе поколения иркутян, сначала маленьких, потом подрастающих? А тот, кто совсем вырос и стал взрослым, акцентирую — вырос в том числе и на сказках «Аистенка», — тот повел в театр уже своих детей. А те — своих... И так будет продолжаться до тех пор, пока в театре работают такие артисты, как Любовь Калиниченко.

Любовь Сухаревская

"Байкал24" опубликовано

пн вт ср чт пт сб вс