Исторические спирали переписи

Сегодня на примере истории нашего края мы попытаемся понять, что любая перепись - это не просто статистика или желание чиновников узнать сведения о жителях. Перепись – это еще и наша история. Как менялась численность и состав населения Бурятии с момента присоединения к России, напрямую зависело от экономических и политических процессов того времени

За цифрами о численности населения с 17 века и до наших дней стоят самые разные противоречивые, а порой и трагические события в истории нашего края. Именно эти цифры – самая объективная оценка эффективности государственной политики в разные периоды.

Например, казалось бы, какое имеют отношение к истории переписи, расположенные вблизи Улан-Удэ села с названиями Десятниково и Сотниково? Самое прямое и более того, уходят корнями в далекую глубь истории переписей государства.

Начнем с того, что первую перепись на территории Забайкалья провел еще сам Чингисхан, строго деливший армию на десятки, сотни и тысячи. Но не стоит думать, что великий полководец первым изобрел это ноу-хау. Его извечные враги за Великой Стеной регулярно пересчитывали население со времен первых китайских княжеств. Позже в 1245 году потомки Чингисхана провели и первую перепись на Руси. Цель этих переписей оставалась неизменной - определить платежеспособность населения, проводя его перепись.

Интересно, что монголы при обложении данью русских княжеств применили тот же военный принцип десятичного деления как в своей армии. Население Руси, за исключением новгородских земель и людей, живших на церковных землях (не облагавшихся налогом), по результатам переписи было разделено на десятки тысяч, тысячи, сотни и десятки.

-Деление армии на десятки, сотни, тысячи, тумэны (десять тысяч) и сейчас лежат в основе вооруженных сил России. Сравните - взвод, рота, батальон, дивизия. Десятичное деление людей называют еще «азиатской» системой воинских подразделений. Такое деление удобно для пересчета и для контроля в бою – считает военный пенсионер Андрей Мельниченко - стоит ли удивляться, что основатели сел Десятниково и Сотниково были командирами соответствующих казачьих подразделений. Так что можно сказать, что в 17 веке буряты увидели очень знакомое им деление воинов. Вот такая спираль истории!

С родины Деда Мороза

Со времен покорения Западной Сибири царские чиновники пытались посчитать местное население. Ибо ясак брался мехами с каждого взрослого мужчины. Нет нужды объяснять, что предводители сибирских народов старались преуменьшить в донесениях численность своих подданных. И в самой Московии населению приходилось идти на всякого рода ухищрения, для того чтобы уменьшить размер податей, которым оно облагалось по результатам переписи.

Кто уезжал, а кто сговаривался с соседями и огораживал два двора одной изгородью. К тому же, переписчика надо было хорошо кормить. Сохранилось предписание 20-х годов XVII века, когда новая династия Романовых на царском троне решила посчитать своих подданных. Переписчикам, приезжающим в деревню, полагалось выдавать: «по туше бараньей, по куренку, да луку, чесноку, яиц и масла в скоромный день, а в постный – где какая рыба лучится».

Но то в Московии. В Сибири людей в острогах посчитать было гораздо легче. Каждый воин и оружие были ценными. В 1674 году в знаменитом Албазинском остроге Нерчинского воеводства насчитывалось служилых - 109 человек, пашенных крестьян – 5 человек. Соболиной казны – 8 соболей, пороху -2 пуда 12 фунтов, свинцу – 26 фунтов, 7 ядер пушечных железных, 38 мушкетов. Добавим к ним 4 топора , 1 якорь, 2 безмена, 29 огнив, бумаги 1 десть, 1 струг – ладью.

Интересный факт: вопреки распространенному убеждению большинство сибирских казаков того времени происходили не с Дона, а с северных городов Вологды, Вятки, Перми. Было много поморов, поскольку им привыкшим к суровым условиям было легче освоиться в Сибири. Но особенно выделялись устюжане. Устюжанами были знаменитые Дежнев и Хабаров. Тогда Великий Устюг прославился на всю страну, но не как нынешняя родина Деда Мороза, а поставщик землепроходцев.

В 1630 году первый царь из династии Романовых Михаил Федорович направил воеводе Великого Устюга указ набрать для Енисейска 500 "охочих мужиков на сибирскую службу" и 150 "охочих девок сибирским людям на женитьбу". В 1637 году прошел новый набор "охочих девок" из Устюга. С тех пор там и бытует шутка: Устюг - город никчемных мужиков и достойных женщин, потому что лучшие мужики ушли в Сибирь, а за ними вслед спровадили и гулящих девок.

Национальный состав острогов

Не совсем верно называть всех первых казаков, присоединявших Восточную Сибирь, русскими. По национальному составу население острогов тоже было пестрым. В 1607 г. в Сибирь было направлено 52 немца. Им как иностранным специалистам платили больше. В 1620-х годах каждый пятый из служилых людей в Сибири был татарин. В "росписи разобранным иноземцам", составленной в Тобольске в 1636 г. "служилым иноземцем Ивашкой Грабинским", встречаются "немчин Федка Константинов, литва и поляки сотник Гришка Медоварцев, Яков (что был Хриштоп) Лантухов".

К тому же Московия, постоянно воевавшая на западе, предпочитала направлять военнопленных в Сибирь, где они несли воинскую службу. Особенно много было белорусов и поляков, украинцев, литовцев. К концу XVII века в Сибири из 10 тыс. служилых людей 3170 человек было "литовского списка". В 1661 г. в Тобольск прибыло еще несколько десятков офицеров немцев.

«Что с гулящими делать?»

Вслед за служилыми в Сибирь шли купцы и промышленники. На Ленском волке появилась таможня. В 1640 году воеводы стали завлекать льготами «гулящих людей» на на пашню, поскольку везти хлеб из Московии долго и затратно. Слово «гулящие» не носило в 17 веке современного уничижительного значения. Оно означало свободных людей. Но появление таких «гулящих людей», непривычных к военной дисциплине приносило новые проблемы. Енисейский воевода жаловался царю на то, что ему некого послать на помощь в борьбе с бурятскими племенами:

- Служилых людей в Енисейском мало, а гулящих, государь, людей в Енисейском много, прибрать есть кого; а которых, государь, служилых людей, по твоему государеву указу, присылают из Тобольска, и из Томского, и из иных городов, и от тех, государь, людей тебе государю прибыли здесь нет, потому что все ссыльные воришка, только, государь, дорогою идучи грабят и побивают, и зернью играют, и приходят, государь, в Енисейской острог наги и босы и голодны, и до твоей государевы службы не доходят, бегают: и о том нам холопем своим что ты, государь, укажешь?

Как посчитать сибирские народы?

Если с трудом, но служивых можно было подсчитать, то как узнать, сколько проживало в 17 веке в бурятских племенах? Сохранившиеся в архивах донесения местных воевод изобилуют приписками, которым надо верить, памятуя о народной мудрости – нигде так не врут как на войне, охоте и рыбалке. Так, в 1674 году Павел Шульгин доложил, что вблизи Еравнинского озера «погромил 3 тысячи конных бурят». До сих пор местные жители называют речку в той местности Погромка, а село Погромное в советские годы политкорректно переименовали в «Комсомольское».

Можно было бы подсчитать из отчетов воевод Москве, сколько ясака собрали с людей. Например, в 1646 г. казачий атаман Василий Колесников поставил в устье впадающей с севера в оз. Байкал р. Верхняя Ангара острожек и начал объясачивать местное тунгусское население. В короткий срок собрал 4 сорока 35 соболей. Все ли указал атаман и воевода? Не секрет, что воеводы работали с большой прибылью лично для себя. Не зря в XVII веке сибирским воеводам запрещали кормиться за счет местного населения (русского и инородческого). Их назначали на небольшой срок - два-три года. Сменявший воевода обязан был проверять предшественника.

Эти проверки выявляли злоупотребления, прямо сказывающиеся на численности местного населения. Так, в 1658 г. из-за насилий и притеснений приказчика Братского острога Похабова крупная группа бурят, проживавших у Балаганского и других острогов, ушла в Монголию. Это был прямой убыток царской казне - Балаганский острог из-за этого утратил свои ясачные функции. По данным 1669 г., в низовьях р. Оки насчитывалось лишь 26 плательщиков ясака, в то время как ранее здесь числилось более 1 тыс. бурят, не считая их кыштымов (данников).

В Забайкалье посчитать людей было еще труднее. Казаки, первыми побывавшие в 1647 г. в ставке князя Турухай-табуна, отписали, что у него 20 тысяч подданных, кочующих между правыми притоками Селенги — реками Чикой и Хилок. Близость Монголии позволяла бурятским племенам уходить туда. Но поскольку в то время и там было очень неспокойно, многие возвращались на родину. Перекочевывали в Забайкалье и другие племена, позже вошедшие в состав бурятского народа: сонголы, атаганы, хатагины. Но это материал для следующих статей. Более-менее достоверные цифры о населении за Байкалом появляются только в 18 веке.

Сколько подданных в империи?

Церковные архивы ХVII столетия начинаются с 1720-х или 1730-х гг. и позже. По данным переписных книг 1710 г., русское население в Забайкалье составляло 6964 человек, а бурятское население в начале ХVIII в. — около 40 000 человек. Существенно прибавилось населения в Забайкалье с воцарением на троне Екатерины второй.

-…Великое государство не может без учета населения жить.… Этак-то устойчивых финансов у нас и не будет, ибо копейка от человека исходит, к нему же она и возвращается. Как же мне, женщине слабой, государством управлять, ежели даже в Сенате не ведают, сколь душ у меня верноподданных? Нужна ревизия населения – воскликнула императрица, велевшая переселить старообрядцев за Байкал.

Так, основанная казаками деревушка Десятниково в короткий срок превратилась в семейское село.

Курьезы переписи

Мы сейчас смеемся над тем, что некоторые россияне в переписи указали национальности типа «эльф», «хоббит», «гражданин земли». А ведь такие курьезы были с самой первой переписи. Так сам царь Николай II в графе «род занятий» указал: «хозяин земли русской». А многие крестьяне на вопрос об имени и отчестве жены, отвечали: «Буду я величать ее! Баба так и есть, и нет ей больше названия!» В 1926 году молодое советское государство тоже попыталось узнать, сколько в нем «строителей коммунизма».

Тогда некоторые татары на вопросы о брачном состоянии честно отвечали: «Холост, но есть женщина». Незамужние женщины, имеющие детей, просили записать их как «девиц». Беспризорники на вопрос о роде занятий, честно отвечали, что заняты нищенством, некоторые прибавляли: «но вор», или «вор», «карманник». Во время внеплановой переписи 1939 года выпустили агитлистовку: «Любой из заполненных переписных листков будет краткой и яркой повестью о жизни замечательных советских людей».

А уже после перестройки перепись 1989 года ярко выявила отношение женщин и мужчин к браку. Неожиданно выяснилось, что замужних женщин в стране больше чем женатых мужчин. Социологи тут же смекнули, что свой гражданский брак женщины предпочли назвать семьей, а мужчины напротив записались «холостяками».

«Мертвые души»

Результаты последней переписи 2002 года обескуражили большим количеством приписок, особенно в республиках Северного Кавказа, переживших военные конфликты. Ведь размер финансовой помощи из федерального бюджета дотационным регионам зависит от количества проживающего там населения. Завышение численности жителей выявилось, когда Росстат свел воедино данные из паспортных столов и ЗАГСов.

Бурятия, напротив, честно указала, что идет убыль населения. В Башкирии около 150-200 тысяч человек в 1989 году переписанных как татары, в 2002-м были переписаны как башкиры. А власти Татарстана высказали протест против действий, направленных, по их мнению, на снижение численности татар в республике за счет выделения отдельной графой этноконфессиональной группы «кря́шен» - крещеных татар.

Показательные цифры

В Бурятии в 2002 году 51 человек указали свою национальность как «казаки». Тогда же впервые в словарь национальностей были включены «сойоты». В 2002 году самый большой прирост был среди эвенков – на 39 % по сравнению с 1989 годом. Доля русского населения снизилась в Бурятии с 75% до 68% за счет большого миграционного оттока, низкой рождаемости и высокой смертности. Наполовину снизилась численность евреев Бурятии и на четверть немцев.

За счет большой миграции из Усть-Орды и Аги возросла численность бурят с 20 до 28%. Как изменились эти цифры после ликвидации этих округов, покажет уже нынешняя перепись. В 2002 году в нашей республике стало больше семей, состоящих из 2-3 человек. Интересно, что тогда впервые была выявлена численность лиц с послевузовским образованием. Оказалось, что среди них преобладают женщины. В целом по стране на 2002 год самый высокий уровень образования был у евреев. Вторыми шли осетины и буряты. По возрастному составу восемь лет назад самое молодое население было в Окинском районе.

Самое старшее по возрасту в Тарбагатайском, Кабанском, Бичурском и Прибайкальском районах. Процесс демографического старения меньше всего коснулся сойотов и эвенков из-за низкой продолжительности жизни и небольшой доли пенсионеров. Из-за преждевременной смертности мужчин в Бурятии в 2002 году численность женщин преобладала, начиная с 24 летнего возраста. Тогда, как в России с 33-летнего. Какие цифры покажет проходящая с 14 по 25 октября очередная перепись?

- Для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь-не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас...- писал активный участник первой всеобщей российской переписи 1897 года Лев Толстой.

Справка «Информ Полиса online»:

С 1992 по 2008 г. население России сократилось на 12,5 млн человек. Если в В 2006 году было примерно 1,3 миллиона выпускников, к 2012 году, по прогнозам, их количество уменьшится до 700 тысяч. На селе каждый восьмой работающий механизатор и каждая пятяа доярка – пенсионеры. Через 25-30 лет на одного работающего россиянина будет приходиться один пенсионер. Сейчас на каждого пенсионера приходится примерно 1,6 – 1, 4 работающих граждан.

По официальным прогнозам, население России уменьшается на 700 тыс. человек в год и, если эти прогнозы оправдаются, то к 50-м годам этого века оно сократится до 100 млн человек, из которых половина будет пенсионерами.

Андрей Ян

пн вт ср чт пт сб вс