Даши Намдаков: Я не сказочник, я – кочевник

Одним из самых ярких событий, приуроченных к 350-летию Иркутска, безусловно, стала выставка известного бурятского скульптора Даши Намдакова «Бронзовая Азия». И хотя экспозиция начала свою работу еще в августе, ее официальное открытие, на которое приехал сам мастер, состоялось в минувший понедельник. Даши Намдаков ответил на вопросы журналистов и рассказал о своих ближайших планах.

– Я хочу поблагодарить Иркутский художественный музей – свой родной музей, который дал мне путевку в творческую жизнь. Недавно мы были в Лондоне и обсуждали сроки открытия моей персональной выставки, очень важной для меня, как и моя первая экспозиция в Иркутске, и я настаивал на 16 февраля – дне, когда она состоялась 12 лет назад. И я приглашаю иркутский музей на открытие этой выставки.

– Даши, расскажите об экспозиции «Бронзовая Азия».

– Эту экспозицию мы с министром культуры и архивов Верой Кутищевой готовили два года, специально к юбилею Иркутска и БЭФу, и для меня это великая честь! Большинство работ привезено из Казани, где недавно прошла моя выставка.

– Как вам удается быть верным своему стилю?

– Я работаю в Италии, и у меня есть возможность видеть крупнейшие музеи мира, посещать мероприятия, связанные с современным искусством. Могу сказать, что сейчас наблюдается очень странная динамика. Например, есть английский скульптор, который делает одних кроликов и при этом входит в число лучших мастеров в английском искусстве. Есть другой мастер, который создает только пышек и не распыляется. И не так давно один крупный специалист в современном искусстве мне сказал: ты взлетаешь, но тебе пора остановиться, если воспаришь дальше, то люди тебя перестанут понимать и забудут, потому что ты полностью уйдешь в свой мир. Еще говорил, что мне нужно сужать тему до вещей очень узнаваемых, которые бы стали моим брэндом. Но я не понимаю, как можно все время делать кроликов, и неужели мастер получает от этого удовольствие? У меня были попытки делать современную пластику, и, слава Богу, ума хватило полностью не уходить в это и оставаться в своем мире – мире бурятского искусства! Я делаю это совершенно осознанно и надеюсь, что не буду отклоняться от этой нити. Для любой другой пластики в мире достаточно художников, а кто будет делать мою работу? Тем более, посмотрите на меня, это моя суть!

– Как вы относитесь к мнению, что ваши работы напоминают популярный сейчас жанр фэнтези?

– Мне по большому счету все равно, как это назовут, ведь от этого суть работ не меняется. Конечно, мне категорически не нравится эта формулировка. Я не хочу уходить в мир некой сказки, ведь я не сказочник.

– Вы ставите свои скульптуры по всему миру, планируете ли что-то поставить в нашем городе или в Бурятии?

– Два года назад я получил премию правительства России – 1 миллион рублей, и на эти деньги сделал скульптуру «Маленький Будда», которую подарил храму в Улан-Удэ. А что касается планов по установке бабра, то это не всегда зависит от меня. Мы с губернатором Дмитрием Мезенцевым не так давно разговаривали на эту тему и сошлись на том, что когда-нибудь мы это осуществим, просто сейчас есть некоторые нюансы, которые этому препятствуют.

– Как вам работается в другой стране?

– В Италии у меня своя мастерская, своя аура, посторонних людей не бывает, свой мирок, в который я захожу и забываю, что я в другой стране. Сейчас мне строят мастерскую в Лондоне, и я даже не понимаю, что там буду делать – 3 тысячи квадратных метров в центре города, гигантский объем! Но если люди приглашают и готовы создать все условия для работы – почему нет? Ведь я кочевник, сегодня – в Италии, завтра – в Лондоне.

– Расскажите об установке скульптуры Чингисхана в Лондоне, чем англичанам интересен этот образ?

– Они сами предложили сделать Чингисхана, это связано с фильмом «Монгол», и это вообще моя тема. Сейчас имя Чингисхана заново пересматривается и проходит много дискуссий по этому поводу, что меня не может не радовать, ведь не все в мире однозначно. Скульптура простоит год возле мраморной арки в самом центре Лондона, а потом будет видно. Там есть нюанс – все парки принадлежат королевской семье. И я за это лето дважды летал в Лондон на переговоры с принцами, потом с герцогом Эдингбурским. Договорились, что установим скульптуру в январе 2012 года и откроем ее в феврале вместе с выставкой. Скульптура уже вылеплена и сейчас отливается в Италии.

– Что она из себя представляет?

– Она отдаленно напоминает по своей мощи скульптуру Гэсэра, пластилиновая копия которой стоит у меня в мастерской в Иркутске.

– А как продвигается строительство вашей мастерской в «Иркутской слободе»?

– Я надеюсь, что мы скоро завершим проект. Кстати, это было бы интереснее, чем отдельная скульптура. Я планирую привезти сюда коллекцию, и можно было бы сделать небольшой парк скульптур. Я сейчас хочу сформировать свою коллекцию не для продажи, она будет постоянно находиться в Иркутске.

– Вы сейчас все больше работаете с монументальными скульптурами. Чем для вас, как для художника, интересен выход на большое пространство?

– Очень интересен, я получаю от этого колоссальное удовольствие – драйв! Это сложнее, ведь когда ты делаешь авторскую вещь, которая будет стоять в выставочном зале, это другое. Понравилась вещь – хорошо, не понравилась – ну, извините, это мой внутренний мир, мое творчество! Как только скульптура выходит в среду, она имеет массу нюансов, обязательств культурных, социальных, человеческих. Конечно, я берусь только за те вещи, которые мне интересны, и когда у меня есть свобода в создании образов.

Автор: Елена Орлова

Фотограф: Алексей Головщиков

пн вт ср чт пт сб вс