Запрос на профессионалов

Представители среднеспециальных учебных заведений и руководители предприятий обсудили, чему сейчас надо учить студентов, чтобы они были востребованы работодателями.

Объявленный Президентом России курс на модернизацию страны не только обозначил цель, но и выявил проблемы, которые препятствуют ее достижению. Одна из главных - кадровая: модернизация предполагает высокие технологии, инновации во всех сферах жизни и сегментах экономики, для их разработки и внедрения нужны высококлассные специалисты, готовить которых должны высшие и среднеспециальные учебные заведения, а еще раньше тех, кто пойдет учиться дальше, должны правильно выучить и замотивировать в школе. Сейчас приходится констатировать, что обучение на всех этапах явно не соответствует требованиям современного мира.

Именно поэтому качество образования - тема номер один, в том числе и в Приангарье: в марте в Иркутске прошло выездное совещание Рособрнадзора с участием представителей 27 регионов, посвященное оценке качества образования в средней школе, а в апреле в Ангарске в рамках недели профессионального образования форума "Образование Приангарья - 2013" обсуждали качество подготовки выпускников среднеспециальных заведений. За круглым столом на тему " Профессиональное образование и рынок труда: выявление запросов и оценка качества" собрались представители Министерства образования региона, института повышения квалификации работников образования, директора техникумов, колледжей, руководители предприятий сферы общественного питания, строительства и металлообработки. Круглый стол был организован при поддержке иркутского регионального отделения всероссийской общественной организации "Деловая Россия" и Иркутского Бизнес-журнала.

Апгрейд стандарта

Кадры решают все. Эта кажущаяся универсальной формула сейчас, при ориентации мировой экономики на инновации, требует "апгрейда": только подготовленные с учетом требований рынка кадры решают все. Но как раз этот апгрейд пока не может быть осуществлен: эксперты утверждают, что основная проблема на сегодня - качественный разрыв между требованиями работодателя к компетенции сотрудника и той компетенцией, которую заложили в него в учебном заведении. При этом конфликт спроса и предложения вызван не тем, что какая-то из сторон в чем-то проигрывает другой: бизнес старается развиваться по мировым тенденциям и ищет максимально подходящих себе специалистов, и это хорошо. Учебные заведения модернизируются, и это тоже хорошо. Плохо то, что бизнес и образование при этом живут абсолютно изолированно друг от друга. Отсюда и парадоксальная ситуация, когда обе стороны сетуют на взаимоисключающие проблемы: бизнес - на кадровый голод, выпускники техникумов - на безработицу. Непонимание можно устранить только в диалоге, во время которого учебные заведения осознают, что данные рынка труда - внешний контент для развития учебных программ, а предприниматели - что если внятно сформулировать свои требования, высока вероятность получить действительно того специалиста, который сделает предприятие более конкурентоспособным. Поэтому было принято решение привлечь и бизнес, и образовательные учреждения к формированию учебных программ и профессиональных стандартов. Но и в этом процессе оказалось много подводных камней.

- Ситуация такова, что сейчас нет современных квалификационных стандартов, нет правовых основ регулирования рынка труда, образовательные нормы устарели. Если даже среднее профессиональное образование и слышит бизнес, то не может откликнуться, потому что нет закона, чтобы он мог участвовать в учебном процессе. Хотя на что, как ни на запросы бизнеса, мы должны ориентироваться? Значит, надо системно менять подходы к этой ступени образования, выходить с предложениями на правительство страны, - обозначила основные проблемы заведующая кафедрой профессионального образования и экономики образования ОГАУО ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования" Ольга Кондратьева и добавила:

- Но несмотря на часто высказываемое недовольство качеством подготовки выпускников, на деле очень мало руководителей предприятий готовы вместе с нами разделить ответственность за качество образования.

Но даже тем предпринимателям, да и руководителям техникумов, кто пока только критикуют, придется и предлагать: к 2015 году в России необходимо разработать 800 профессиональных стандартов. Пока работа идет только по 80 из них.

Универсальный, но не солдат

На сегодня в процесс разработки профессиональных стандартов включились всего пять средних образовательных учреждений региона. Но опыт учета мнений о программе для тех или иных специальностей руководителей предприятий, на которые чаще всего трудоустраиваются их выпускники, есть у гораздо большего числа колледжей и техникумов. Анализ анкетирования работодателей на протяжении нескольких лет на круглом столе представила директор ОГАРУ СПО "Ангарский техникум общественного питания и торговли" Светлана Карп. По ее информации, кроме профессиональных знаний, работодатели ( в опросе участвовали 52 представителя сферы общественного питания, 24 - строительной сферы и 10- металлообработки, на предприятиях которых трудятся от 15 до 49 человек) обращают внимание на чувство ответственности за результат, умение работать в команде, коммуникативные навыки и стремление повышать профессиональный уровень - и, соответственно, "заказывают" это в выпускниках. Учитывая, что требование это массовое, учебным заведениям рано или поздно предстоит адаптировать под него программы, причем процесс этот должен регулироваться и инициироваться на федеральном уровне.

Еще один запрос работодателей - владение работником несколькими профессиями одной сферы: например, повар должен быть и кондитером, и пекарем, и официантом, и барменом. Официант - поваром, барменом, администратором. По мнению собственников бизнеса, чем универсальнее сотрудники коллектива, тем он более устойчив и продуктивен. Кстати, результат анкетирования опроверг стереотип о том, что «без опыта никуда не устроишься»: если наличие профессионального образования отметили сто процентов участников опроса, то наличие опыта - только 10-30 процентов.

Продолжил список требований к выпускникам со стороны среднего бизнеса Олег Яценко, руководитель иркутского отделения "Деловой России":

- Первое требование: бизнесу важно, что является для работника ценностями: тот, кто приходит "срубить денег", виден сразу и не котируется, в приоритете - тот, для кого одна из основных жизненных ценностей - это труд. Так было и будет всегда, вне зависимости от экономической ситуации. Также важно целеполагание: только человек, имеющий цель, делает головокружительную карьеру. Выпускник должен понимать, что карьера - это тоже бизнес- процесс, и педагоги должны помочь ему выстроить карьерные траектории. По сути, карьера - это продукт, который производит каждый человек. Безусловно, неотъемлемая ценность - ответственность. Второе требование: профессионализм. Третье-стремление к саморазвитию.

Что делать?

Оптимальные практические ответы на этот вопрос участники круглого стола обсудили во время "мозговых штурмов" в трех группах. Итогом стали общие предложения для формирования "дорожной карты" по выстраиванию взаимодействия среднего образования и бизнеса, результатом которого должны стать профессиональные стандарты, соответствие которым позволит выпускникам "эргономично" вписываться в меняющуюся экономическую ситуацию. Так, по общему мнению, необходимы постоянно действующие площадки для диалога образования и бизнеса: экспертный совет при министерстве образования, общественный совет, попечительские советы в техникумах и колледжах, к работе в которых необходимо привлекать ключевых работодателей региона, а также саморегулируемые организации, доказавшие эффективность в управлении синергетическими процессами - а именно таким является формирование профессионального стандарта.

По мнению Олега Яценко, параллельно с выработкой "техзадания" для системы среднего образования необходимо качественно улучшать и гуманитарную составляющую всего учебного процесса, начиная со средней школы:

- Нам надо аргументированно объяснять детям, зачем надо идти учиться, влиять на их мировоззрение, иначе мы будем наблюдать дальнейшую разбалансированность в умонастроениях людей, которая заметна сейчас и влияет на качество выполняемой ими работы - в разных сферах, на разных карьерных позициях. Уже сейчас спрос на рабочую силу превышает предложение. К чему это ведет? К тому, что нишу занимают мигранты - быстро и навсегда.

Заместитель министра образования Иркутской области Александр Русанов предположил, что одной из тем обсуждения на будущих площадках с образованием и бизнесом может стать идеальная, на его взгляд, модель взаимодействия предприятий и учебных заведений: работодатель сам "приводит" студентов в учебное заведение, гарантирует и обеспечивает им практику на протяжении всего курса и трудоустройство - при условии, что их знания и навыки по итогу учебы будут его устраивать.

- В Германии студенты проходят практику на предприятиях четыре дня в неделю, досконально знакомятся с будущей профессией, а работодателя может оценить динамику развития их профессиональных компетенций, - привел пример Александр Русанов. - Самыми престижными там считаются профессии парикмахера, слесаря, автомеханика, помощника дантиста. Получать только высшее образование молодежь не стремится, предпочитая стабильность: минимальная стипендия - 500 евро, вся будущая карьера и рост зарплаты расписаны по годам. Они знают, какой будет их жизнь после получения специальности, и ценят это. Если бы мы смогли построить подобную систему - и по мотивации, и по выстраиванию карьерных перспектив для студентов, это был бы оптимальный вариант.

Все предложения, высказанные на круглом столе, занесены в итоговую резолюцию. По словам Анастасии Гетманской, начальника отдела профессионального образования министерства образования Иркутской области, она станет "живым" рабочим документом, отправной точкой консолидированного процесса по формированию профессионального стандарта в Приангарье.

Мнения

Лариса Михалева, директор салона красоты, председатель НП "Предприятия индустрии красоты Ангарска":

- Безусловно, обсуждение профессиональных стандартов поможет учебным заведениям лучше представлять, какие специалисты необходимы бизнесу. Но при этом руководитель предприятия должен объективно оценивать ситуацию и понимать, что никто не сможет на сто процентов подготовить работника, необходимого именно ему. Но чтобы до минимума сократить время "доучивания" выпускника под свои стандарты, думаю, надо заключать договоры с профильными учебными заведениями и приглашать учащихся к себе на практику. Так студенты будут лучше представлять, какие знания и навыки им потребуется больше, и смогут перераспределить учебную нагрузку под себя: что-то проходить для общего развития, по каким-то дисциплинам взять дополнительные занятия. Хорошо, если сотрудничеству молодых специалистов и предпринимателей помогут муниципальные власти. В Ангарске, например, бизнесмены, берущие практикантов, получают субсидию из местного бюджета.

Олег Яценко, руководитель Иркутского регионального отделения Общественной организации "Деловая Россия":

- Для того чтобы выпустить успешного конкурентоспособного специалиста, учебным заведениям надо поощрять в студентах предпринимательскую инициативу, показывать им примеры людей, которые смогли развить свое дело, приглашать предпринимателей вести лекции. Выпускника надо ориентировать не на то, что ему придется всю жизнь искать дядю, который возьмет или не возьмет его на работу, а на то, чтобы можно было открыть собственное дело: да, не в первый день, но через какое-то время, набравшись опыта. Например, выпускник техникума общественного питания должен уметь не только готовить блюда, по и представлять, как сделать на этом свой бизнес, развернуть дело. Выпускник, который представляет, что такое самозанятость, всегда будет уверенно чувствовать себя на рынке.

Михаил Каурцев, директор ОГАРУ СПР "Байкальчкий техникум отраслевых технологий и сервиса":

- Запросы бизнеса и возможности образовательных учреждений никогда не совпадут идеально, даже при обоюдном желании. Это связано со многими факторами: инерцией развития материально- технической базы, рамками закона об образовании и длительной процедурой согласования изменений в него. Но стремиться к формированию "идеального выпускника", востребованного на конкретных предприятиях конкретного региона, нужно. Один из вариантов для учебного заведения - анализировать экономические процессы и при составлении программы учитывать, какой будет экономика через три-четыре-пять лет. Также при учебном заведении могут быть специализированные центры, которые плюс к базовым знаниям будут давать дополнительные, практические, под заказ работодателей.

Светлана Карп, директор ОГАУ СПО "Ангарский техникум общественного питания и торговли":

- Чтобы выстраивать диалог с работодателями, знать их требования, необходимо постоянное общение. Мы выстроили сотрудничество со многими: их специалисты проводят у нас мастер-классы, участвуют в работе жюри в конкурсах профессионального мастерства, присутствуют на квалификационных экзаменах. Так в процессе скрупулезной работы мы узнаем, что необходимо заложить в наших выпускников.

Евгений Сарсенбаев, генеральный директор ТК "Сарсенбаев":

- Для того чтобы добиться результатов, нужны общие цели. Пока же цели бизнеса и образования, по моему мнению, не совпадают: мы оцениваем кадры по продуктивности, для образования как системы в целом важна успеваемость учеников, студентов и выполнение учебного плана. Необходимо сменить мотивацию средне специального образования так, чтобы главным показателем стало трудоустройство выпускников по специальности. Тогда руководители будут заинтересованы в том, чтобы заключать с нами целевые договоры, прислушиваться к нашему мнению по компетенциям, которые мы хотим видеть в их студентах.

Для конкретного обсуждения учебных планов, профессиональных стандартов надо формировать рабочую группу, в которую войдут представители бизнес-элиты – люди, представляющие тенденции развития экономики и рынка труда и как раз задающие стандарты для сотрудников.

Анна Важенина

Источник: Иркутский бизнес-журнал

пн вт ср чт пт сб вс