Воспринимает ли молодой читатель слово Валентина Распутина?

Этот разговор состоялся в театре юного зрителя 15 марта, в день рождения писателя Валентина Распутина, о котором так много говорится в последнее время.

Года два назад на конференцию по литературному краеведению среди школьников один девятиклассник представил необыкновенный, добротный доклад о Денисе Мацуеве. При этом он провел опрос в своей школе среди старшеклассников: кого из известных иркутян вы знаете? И кого бы, вы думаете, называли в этом списке? Кто — на первом месте? Распутин был на четвертом, на третьем — Вампилов, на втором оказался Скиф, а на первом месте — Сергей Зверев! Стилист, парикмахер. Почему? Ответ был такой: «Ведь телек смотрят чаще, чем читают книги».

Пресс-конференцию на малой сцене театра открывает Наталья Васильева, начальник отдела профессионального искусства министерства культуры. Сквозная тема встречи с журналистами — тема распутинская, и это разговор не просто о юбилейных проектах, но и о том, каково значение писателя сегодня и как воспринимают его читатель и зритель, ведь страницы его повестей и рассказов нередко обретают вторую жизнь на театральных подмостках.

— Речь сегодня пойдет о самых ярких проектах, которые профинансированы министерством и вошли в госзадание этих учреждений культуры, — уточняет Наталья Васильева. — Хотелось бы напомнить всем ключевые слова Валентина Григорьевича: «Есть культура — есть народ. Нет культуры — нет народа». Ни прибавить ни убавить. И хорошо, что учреждения культуры, общественные организации понимают это, все с большой радостью и энтузиазмом приняли участие в юбилейных проектах, и никого не пришлось особенно убеждать. Я уверена, что все юбилейные мероприятия пройдут хорошо, потому что все это идет от сердца и от души.

Директор ТЮЗа имени А.Вампилова Виктор Токарев говорит о том, как театр становится посредником между прозой Распутина и поколением нынешней молодежи:

— Произведения Распутина — это та литература, без которой развитие личности трудно себе и представить. И тем не менее мы часто видим: молодое поколение растет и воспитывается в других ритмах, у него другое восприятие жизни, другое отношение к происходящему вокруг.

К сожалению, в школе сокращаются часы, отведенные изучению литературы, а произведения, которые раньше изучались в обязательном порядке, исчезают из программ. Да и в студенческой среде сегодня некоторые молодые люди ассоциируют фамилию Распутина с совсем другой личностью. Наша задача — всеми силами и средствами вернуть молодежь в русло культуры и проникнуться той литературой, без которой я нашу страну не представляю.

С прошлого года мы начали проводить Литературные вечера «Иркутск с нами», и думаю, эти вечера станут традиционными. А нынче, когда мы все отмечаем такой знаменательный юбилей великого писателя, известного во всем мире, мы, его земляки, чувствуем какую-то особую гордость. А значение этой личности таково, что нам, коллективу театра, нужно тянуться и тянуться, чтобы соответствовать уровню, заданному писателем, когда мы беремся за какое-то его произведение.

На протяжении двух десятилетий произведения Распутина представлены в афише нашего театра. В 1994 году состоялась премьера «Последнего срока», спектакль шел достаточно долго, был популярным; в 2003-м была осуществлена постановка повести «Прощание с Матёрой». Мы возили «Прощание» в города области, в Улан-Удэ, в Минск, где открывали этим спектаклем свои гастроли. В 2003 году представили его на Международном театральном форуме «Золотой витязь» в Москве и получили серебряный диплом. Затем в 2005-м побывали в Белгороде на фестивале «Актеры России — Михаилу Щепкину», и спектакль тоже стал дипломантом, в 2006-м были в Монголии на гастролях...

И вот совсем недавно мы сделали инсценировку распутинского рассказа «Рудольфио», сейчас он идет как самостоятельный спектакль, а после мы всегда устраиваем обсуждение со зрителем, и идет заинтересованный разговор; как правило, он бывает даже продолжительнее, чем сам спектакль. Тема, проблемы, которые там рассматриваются, цепляют и молодых, и зрителей среднего и старшего возраста. Каждому есть что сказать.

А нынче, в юбилейном году, совместно с Домом литераторов мы проводим Литературные вечера, которые решили назвать по-распутински: «Век живи, век люби». Нас поддерживают министерство культуры Иркутской области, соответствующее министерство России, нам обещают выделить финансирование. Это будет интересно — сценическое действо, соединенное с песнями народов Восточной Сибири.

Директор Дома литераторов Юрий Баранов размышляет:

— Я не знаю, каждый ли иркутянин это осознает: в нашем городе живет такая величина, писатель, которого называют душой и совестью русского народа. Сравниться с Распутиным по глубине народной философии, по тому, как понимается им добро, совесть, милосердие, пожалуй, никто сегодня не может — нет другого такого писателя в России. И удивляешься, почему мы раньше не придумали такой проект, такие Литературные вечера.

Оказалось, что он очень востребован: к нам идет столько звонков из самых разных районов области, просят приехать в ближние и дальние районы. Но главное, что такой проект будет продолжен в этом году, а в связи с 75-летием он приобретает особое звучание. Мы расширим участие иркутских писателей в этих вечерах. И хочется, чтобы у этого проекта была долгая жизнь, чтобы он стал брендом Иркутска, поскольку именно на нашей земле вырос этот замечательный писатель.

Еще один проект, который принадлежит Дому литераторов, — это литературный театр «Слово». 24 марта состоится первый спектакль этого театра по рассказам Распутина. Работает с этим материалом режиссер народного театра «Диалог» Валентина Просекина со своими актерами. У нас своих актеров пока нет, но, думаю, они появятся из числа наших писателей.

И очень бы хотелось, чтобы это было оценено по достоинству. Потому что, на мой взгляд, творчество Распутина очень нужно молодым. Ведь сейчас происходит определенная ломка в обществе, меняются понятия о морали, хотя мораль, нравственность — она одна, общечеловеческая, и именно распутинское слово учит видеть, что же это такое — по-настоящему доброе отношение к людям, к природе; что такое — быть в гармонии с собой, с окружающим миром. Никто лучше, чем он, об этом не скажет.

Директор Иркутского областного краеведческого музея Людмила Колесник рассказала о фотовыставке, которая открылась в день рождения писателя в музейной студии:



— Она называется «Иркутское притяжение Валентина Распутина» — это совместный проект музея и иркутского фотохудожника Анатолия Бызова. Более 40 фотографий, сделанных во время путешествий, поездок, встреч, в том числе и на высоком уровне, и со школьниками, с простыми людьми. Выставляем и более ста книг, изданных в разное время и на разных языках. Ждем школьников, студентов. Думаю, это вызовет интерес.

Эта же выставка параллельно пройдет в Пекине, в Российском культурном центре: китайцы трепетно относятся к творчеству Распутина, там очень много русистов, и они сами обратились к нам с просьбой привезти им выставку. Она будет работать с 19 по 26 марта. Мы свою выставку тоже не закрываем и не оставляем только в Иркутске — она поедет в Черемхово, Усть-Уду, Саянск, Бодайбо, Киренск, Ербогачен — словом, будет передвижной.

О работе детской областной библиотеки имени Марка Сергеева рассказывает Яна Гавриш, ее директор:

— Мы запустили викторину «Твоя и моя Сибирь», и 78 ребят приняли в ней участие. Это школьники из сел и поселков Иркутского, Ольхонского, Черемховского, Казачинско-Ленского, Эхирит-Булагатского и Боханского районов. Мы делаем все, чтобы дети полюбили творчество Валентина Григорьевича.

Да, делается, казалось бы, много, и все же остается вопрос: почему, скажем, в Китае есть интерес к писателю, а в Сибири — не всегда? Как по-вашему, задаем вопрос участникам разговора, почему до молодежи, до подростков трудновато доходит его проза? То ли в школах, в семьях недодаем чего-то, то ли вообще люди к книгам охладели? В чем причина?

— Пришли новые системы коммуникаций, электронные средства связи, — считает Юрий Баранов, — и сегодня многие молодые люди книг даже в руки не берут, а черпают информацию только из Интернета. Это одна из причин. Но, мне кажется, в семьях, где взрослые продолжают читать, будут читать и дети.

Другое дело, что родители настолько загружены добыванием денег, выживанием, что многие просто не обращают внимания на то, что именно дети читают, о чем говорят и думают, что переживают.

Я, как детский писатель, чувствую, насколько в дефиците само общение с детьми: они часто не знают, к кому приткнуться, и хорошо, если находится человек, который им подскажет верный шаг. А чаще всего они предоставлены сами себе. Это вторая причина.

И третья — это телевидение, которое диктует свои нормы и правила поведения, свои «ценности». Я часто вспоминаю, как года два назад на конференцию по литературному краеведению среди школьников один девятиклассник представил необыкновенный, добротный доклад о Денисе Мацуеве. Он тогда нас всех поразил.

Но при этом он, оказывается, провел опрос в своей школе среди старшеклассников: кого из известных иркутян вы знаете? И кого бы, вы думаете, называли в этом списке? Кто — на первом месте? Распутин был на четвертом, на третьем — Вампилов, на втором оказался Скиф, а на первом месте — Сергей Зверев! Стилист, парикмахер. Почему? Ответ был такой: «Ведь телек смотрят чаще, чем читают книги».

Поэтому и важно, чтобы были и спектакли, о которых мы говорим, — кто-то, может быть, впервые и узнает таким образом о прозе Распутина, и заинтересуется ею. Ведь я видел, например, как воспринимали молодые зрители спектакль «Рудольфио», — это была их тема, их проблема — об ответственности в любви. Ну пусть знакомство начнется с этого!

Продолжает мысль Виктор Токарев:

— Действительно, есть дефицит общения у молодых и дефицит открытости... Они легче реагируют на что-то динамичное, музыкальное, театрально яркое, даже эпатажное. Но взять опять же «Прощание с Матёрой» — были у нас на спектаклях и старшеклассники, и студенты — и, надо сказать, трудно входили в этот материал. Но действие постепенно втягивало их, и актеры раскрывались...

Более того, я хочу сказать, что этот материал и самих актеров потрясал: они не могли спокойно произносить фразы, озвучивать мысли, которые заложены в этой повести, они с ног до головы были эмоционально заряжены на эту тему, и это неизбежно переходило в зал. И вот тут-то и возникал контакт.

Зрители переставали шуршать и шептаться друг с другом, они затихали и впитывали все, и рождался эмоциональный отклик изнутри. И потом, на обсуждении, помню, были девочки, которые говорили: да, у меня была бабушка, которая жила в тех местах, и она тоже рассказывала нам, как это было трудно — переезжать из своих родных мест, как они со слезами бросали все.

Так всколыхнулась генетическая память, разбуженная этим живым, неформальным, прочувствованным словом писателя, а вслед за ним — актерами, театром.

Яна Гавриш:

— Хочу добавить, как важна сегодня миссия библиотеки. Потому что мы работаем с детьми всех возрастов и стараемся привлечь их к чтению. А еще важно, чтобы книжный фонд формировался так, как мы это видим, а не забивался тем книжным мусором, которого сейчас так много издается.

И именно после того, как у нас прошел литературный час по «Урокам французского», в библиотеке расхватали все книжки Распутина. А вообще, чтобы ребенок читал, его нужно с малолетства приучать к тому, что книга есть — и есть библиотека, где можно взять эту книгу.

Подводя черту разговору, Виктор Токарев сказал:

— Все-таки есть надежда, что наши усилия не напрасны, так что не будем опускать руки!

Хочется верить, что повышенный интерес к писателю, который нынче можно объяснить его юбилеем, не ослабнет и в дальнейшем, что люди будут ходить не только в пивбары и кафе, но и в библиотеки и театры, что будут читать и смотреть, что не разучатся думать и от этого будут добрее и чище.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

пн вт ср чт пт сб вс