От поручика до фельдмаршала

Имя этого удивительного артиста навсегда вписано в историю

российского искусства: более 40 лет он работал на сцене

столичного Театра Российской армии, много снимался в кино.

Но своим театральным "университетом" народный артист РСФСР,

лауреат Государственных премий СССР Борис Ситко по праву

считал Иркутск и театр, на сцене которого, делая свои первые

шаги в искусстве, он создал целую галерею незабываемых

образов.

Борис Александрович Ситко родился 20 мая 1914 года,

крестился в Киево-Печерской лавре. В годы своего детства и

юности, живя в Таганроге, он и не помышлял об актерской

профессии, обучаясь в ФЗУ слесарному делу. Его спортивными

увлечениями были плавание и водная гребля. Отец-музыкант,

блестяще владевший инструментом, учил сына игре на кларнете.

И вот молодой Борис поступает на работу кларнетистом в цирк.

Он настолько полюбил цирк, что, имея отличную физическую

подготовку, скоро стал работать на трапеции верхним

лавитором, выполняя довольно сложные трюки.

Однажды летом, в жару, нижний лавитор пришел на работу

выпивший, опаздывал на выход и, впопыхах выбежав на манеж,

забыл намазать руки канифолью. Поднявшись наверх, весь в

поту, он ухватился мокрыми руками за руки Бориса; руки

нижнего лавитора соскользнули, и, не сумев удержаться, он

полетел вниз и разбился насмерть.

Эта трагедия стала настоящим потрясением для Бориса, и он

принял сложное для себя решение уйти из цирка, который успел

так полюбить.

Устроившись в Театр рабочей молодежи (ТРАМ) музыкантом, он

уже скоро знал наизусть все шедшие спектакли. И вот однажды,

перед началом спектакля "Дружная горка", в театре узнали о

болезни артиста, игравшего роль главного героя пьесы --

Марка. Началась паника. До открытия занавеса оставались

считанные минуты. Тогда Борис Ситко подошел к режиссеру и

сказал: "Я могу сыграть эту роль". Режиссер согласился на

это неожиданное предложение, сделал необходимые поправки и

начал спектакль. Так, благодаря случаю и талантливому

режиссеру Василию Лаврентьевичу Немирову-Коршу, Борис Ситко

в 1932 году стал актером.

На сезон-1933/34 молодого артиста пригласили во

Вседонецкий ТРАМ, который был организован в донбасском

городе Горловке. Из наиболее интересных ролей этого периода

стоит отметить Мишеля Бродского в "Интервенции" (того

самого, которого много позже сыграл Владимир Высоцкий в

знаменитом фильме Геннадия Полоки) и Костю в пьесе Шкваркина

"Чужой ребенок". В этом театре он встретил свою любовь.

Актриса Татьяна Рябчук, молодая героиня, играла Жанну Барбье

в "Интервенции", Любовь Яровую в знаменитой пьесе

Константина Тренева.

Они поженились и прожили вместе 61 год, воспитав двух

прекрасных дочерей, которые тоже связали свои судьбы с

искусством.

В 1935 году, вернувшись в город своего детства Таганрог,

Борис поступает на работу в драматический театр. Основные

роли этого периода -- герои пьес Островского, Толстого,

Горького, Пушкина: Беркутов ("Волки и овцы"), Незнамов ("Без

вины виноватые"), Петр ("Лес"), Вронский ("Анна Каренина"),

Петр ("Мещане"), Рябцов ("Враги"), Алексей

("Барышня-крестьянка"). За Борисом прочно закрепляется

амплуа молодого героя. А в конце лета 1938 года Борис Ситко

и Татьяна Рябчук приезжают в Иркутск.

Одиннадцать лет блистал артист на нашей сцене. Все его

сценические работы имели оглушительный успех. А ролей за эти

годы было очень много -- 50! Борис Ситко был занят

практически в каждом спектакле; иными словами -- основной

репертуар театра в 40-е годы держался на его в прямом

смысле крепких плечах.

С первой же иркутской роли -- Семена Котко в пьесе Катаева

"Шел солдат с фронта" -- талант артиста заиграл всеми своими

гранями. В каждом новом образе, пытаясь найти что-то

особенное, непохожее, трагическое или комедийное, он играл

сердцем, которое билось в такт его героям: Герману в

арбузовской "Тане", Василькову в "Бешеных деньгах",

Протасову в "Детях солнца", Сергею Луконину в симоновском

"Парне из нашего города", Тихону в "Грозе", Расплюеву в

"Свадьбе Кречинского", поручику Ржевскому в "Давным-давно",

Лопахину в "Вишневом саде", Белугину, Кутузову, Хлынову...

В конце 1939 года главный режиссер театра, удивительный

человек и художник Николай Александрович Медведев, пригласил

Бориса, которому в ту пору было всего 25 лет, на роль Ленина

в спектакль "Ленин в 18-м году". Молодой актер блестяще

справился с поставленными режиссером задачами, и спектакль

прошел великолепно. А уже в ноябре 1940 года состоялась

премьера знаменитых "Кремлевских курантов" в постановке

Николая Медведева; роль Ленина и в этом спектакле сыграл

Ситко.

В 1949 году по приглашению выдающегося режиссера Алексея

Дмитриевича Попова, народного артиста СССР, художественного

руководителя Центрального театра Советской армии, семья

Бориса Александровича переезжает в Москву. С именем Алексея

Дмитриевича связана целая эпоха в истории советского театра.

Вспоминая о своем первом знакомстве с Поповым, Ситко писал,

что Алексея Дмитриевича до тех пор знал только по его трудам

и фотографиям, что давало волю его фантазии. Но вот он

приехал к нему, вошел в достаточно скромный кабинет, где

"меня встретил простой, внешне суровый, но внутренне добрый

человек с обаятельной, располагающей улыбкой, с удивительно

пытливыми глазами. Передо мной стоял открытый человек, и от

моего волнения, скованности не осталось и следа. А.Д.Попов

умел не только разгадать актера, но и найти к нему пути,

чтобы актер открыл свою душу, свои тайны, которые для других

наглухо были закрыты. В результате ему было достаточно

только беседы со мной, и судьба моя была решена -- я стал

актером ЦТСА, которому Алексей Дмитриевич отдал 25 лет своей

жизни. Прошло много времени, а память о встрече с Поповым

живет во мне как что-то светлое. Я часто думаю о том, как бы

сложилась моя судьба, если бы он, принимая в свой театр,

подверг меня так называемому конкурсному показу, который не

способствует развитию творческой души. Доверие Алексея

Дмитриевича Попова помогало преодолевать те трудности,

которые выпадали на моем творческом пути".

В 1949 году Борис Ситко начал работу над знаменитым образом

Федора Ушакова в пьесе Александра Штейна "Флаг адмирала".

Критики в рецензиях не скупились на похвалу, подчеркивая,

что именно образ флотоводца, сильный, мужественный, и

определил интонацию спектакля, задал ему героический тон.

Вскоре последовало приглашение в кино. Режиссер Михаил

Калатозов снимал фильм "Заговор обреченных", и на роль Коста

Вары был утвержден Борис Ситко. За создание этих образов

актер был удостоен наивысшей по тем временам награды. В

марте 1951 года он стал дважды лауреатом Государственной

премии СССР, а чуть позднее, в апреле 1954-го, --

заслуженным артистом РСФСР.

И опять -- новые роли, такие разные и непохожие: Городничий

в "Ревизоре", Островидов в "Поднятой целине", Тушин в

"Обрыве", Фаюнин в "Нашествии", Кнуров в "Бесприданнице",

Ленин в спектаклях "Незабываемый 1919-й" и "Москва. Кремль",

генерал Любомудров в "Белой палатке". Успех артисту в кино

принесли роли в фильмах "Спортивная честь", "Случай с

ефрейтором Кочетковым", "Пролог", "Высота", "Звероловы".

В 1970 году Борис Александрович был удостоен звания

народного артиста РСФСР. В конце декабря 1973 года в

Московском театре имени Ленинского комсомола состоялась

премьера спектакля "Автоград XXI", где Борис Ситко по

приглашению Марка Захарова сыграл главную роль -- роль

Челнокова. "Примите, дорогой Борис Александрович, земной

поклон за ваш труд, за вашу помощь и поддержку! С премьерой!

Вечно Ваш Марк Захаров" -- такой автограф оставил на

программке режиссер.

Великолепен был Ситко в возрастной роли Пунтилы в спектакле

"Господин Пунтила и его слуга Матти" и, конечно, в роли

фельдмаршала Кутузова в знаменитом спектакле "Давным-давно".

Беда пришла внезапно. В августе 1994 года Бориса

Александровича Ситко сразил обширный инсульт. На шестые

сутки, 10 августа, он скончался. Похоронили артиста на

Троекуровском кладбище.

У Бориса Александровича осталась замечательная семья. Жена

Татьяна Федоровна Рябчук после окончания актерской

деятельности занялась театральной педагогикой, руководила

литературно-поэтическим театром "Взгляд", преподавала

сценическую речь, выпустила книгу "Звучащее слово"; в 2007

году издан ее второй, исправленный и дополненный вариант.

Старшая дочь Елена стала актрисой. Она много снималась в

кино (одна из знаменитых ее работ -- роль Крупской в

нескольких картинах), и вот уже почти полвека заслуженная

артистка России Елена Борисовна Ситко отдает сцене,

продолжая работать в Московском драматическом театре имени

Пушкина. Младшая -- Ольга -- режиссер на телевидении.

Повзрослели и внучки: Мария -- актриса, снимается в кино и

работает в театре "Современник", Анастасия -- журналист,

работает на телевидении, Ксения стала врачом-педиатром. Есть

правнуки: Полина -- ассистент режиссера на Мосфильме,

четырехлетний Степан -- радость всей семьи. Он играет в

футбол, катается на двухколесном велосипеде. Несмотря на

свой юный возраст, он отчаянный мужичок! И в этом есть

что-то от прадеда...



Юрий Майорников, специально для

пн вт ср чт пт сб вс