Муниципальные страсти по бюджету

Ассоциация муниципальных образований Иркутской области подписала летом соглашение о сотрудничестве с газетой «Областная». Теперь страницы нашего издания являются трибуной для представителей местного самоуправления, где они могут высказать свой взгляд на существующие проблемы. Сегодня самой животрепещущей темой, конечно, являются финансы. Отсутствие денег в местных бюджетах тормозит строительство, делает проблемным отопительный сезон, ставит под сомнение социально-экономическое развитие территорий. Но, несмотря на трудности, работа ведется. Об этом шла речь на «круглом столе», состоявшемся в редакции. В мероприятии участвовали мэр Зимы НИКОЛАЙ ПЕНЮШКИН, мэр Саянска АНАТОЛИЙ ТРУХИН, главы Хомутовского муниципального образования ВАСИЛИЙ КОЛМАЧЕНКО, сельского поселения Белореченское – ЛЮБОВЬ ГАРАНИНА и городского поселения Нижнеудинск – АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ.

Николай Пенюшкин:

– Каждый глава считает, что у него проблем больше, чем у соседа или у вышестоящего руководителя. На муниципальном уровне сходятся все существующие проблемы, потому что гражданин живет в конкретном городе или поселке, а не в абстрактном понятии «область» или «Россия». Приняли, например, закон о пенсиях, человек приходит к муниципальным властям и спрашивает: почему, зачем? Или, например, закон об увеличении тарифов на электроэнергию. Люди говорят нам: «Вы что творите?» У нас сегодня серьезные задачи, нам необходимо отвечать и за свои действия, и за действия правительства РФ, и за область, особенно за непопулярные решения.

- За счет чего живет Зима?

Николай Пенюшкин:

– За счет собственных доходов и дотаций. Из области получаем порядка 270 миллионов рублей, своих средств около 160 миллионов. У нас основные поступления в бюджет – это налоги с физических лиц. Они составляют порядка 45%. Главным производством является железная дорога, там трудится около двух тысяч горожан. Также у нас работают предприниматели из Иркутска, Усолья-Сибирского, Саянска, Черемхово – достаточно много, особенно в последнее время, и в основном в сфере общественного питания, бытового обслуживания.


– Как вы боретесь с бюджетным дефицитом?

Николай Пенюшкин:

– Во-первых, повышаем доходы, а для этого плотнее работаем с налоговыми органами. План по налоговым доходам мы перевыполняем. Во-вторых, сокращаем штат администрации, уже убрали 11 единиц, в том числе ставку одного заместителя мэра. В-третьих, стараемся привлекать федеральные и областные средства, участвуя в различных программах, грантовых конкурсах.

Например, из Фонда реформирования ЖКХ в этом году мы получили 25 миллионов рублей, при этом 2 миллиона вложили из городского бюджета и 1,5 миллиона дали собственники жилья. Получается, муниципалитет потратил 3,5 миллиона, а привлек 25 – очень хороший результат. Еще, благодаря участию в федеральных программах, в этом году мы получили 22 миллиона на ремонт многоквартирных домов. Кроме этого, выиграли два гранта: областной по работе антинаркотической комиссии на 500 тысяч рублей и федеральный «Шаг в будущее» на строительство спортивных площадок – 125 тысяч.

– Как решают финансовую проблему в Саянске?

Анатолий Трухин:

– Я считаю, что главная задача мэра – создать условия для развития бизнеса, в первую очередь – предоставить землю предпринимателям и организовать нормальную деловую среду. Наш город – самый молодой в Иркутской области, у нас хорошая инфраструктура, в том числе коммунальная. Работают «Саянскхимпласт», ТЭЦ «Иркутскэнерго», которые дают 30% всех поступлений в бюджет. Но мы тоже почувствовали влияние кризиса и начали оптимизацию затрат.

Мы «почистили» штатное расписание администрации и бюджетных учреждений, ни одного человека не приняли в этом году. Убрали премии, доплаты. Почти полностью ушли от совместительства. Занялись объединением учреждений, причем начали с дополнительного образования. К примеру, было у нас четыре структуры: дом детского творчества, детский образовательный центр, центр технического творчества, школа искусств. Мы их объединили в одну. Кроме этого, все работники бюджетной сферы отгуляли отпуск без содержания – это тоже искусственный прием сокращения оплаты труда. Также для повышения доходов бюджета мы продаем муниципальную собственность частникам: магазины, объекты соцкультбыта.

– Не секрет, что муниципалитеты первого уровня сегодня находятся в еще более сложном положении. Как выживают они?

Василий Колмаченко:

– Наш бюджет наполняется, в основном, за счет земельного налога. Налажена инфраструктура, покупается земля, возводятся дома. За десять лет мы построили целый микрорайон – Западный. Население увеличилось в два раза, сегодня в нашем муниципальном образовании проживает 11,2 тысячи человек. Есть три школы и два детских сада. Вопросы электроснабжения решены – недавно на территории соседнего Урикского МО была открыта первая очередь очень мощной подстанции, которая обслуживает и нас, и Ширяевское МО.

– До недавнего времени Хомутово было исключительно сельскохозяйственной территорией. Как обстоят дела сейчас?

Василий Колмаченко:

– Сегодня у нас работает четыре сельхозпредприятия и 15 крестьянско-фермерских хозяйств. Три года назад муниципалитет выделил площадку под строительство завода по производству малоэтажных домов. Недавно предприятие выпустило первую продукцию. Теперь мы обзавелись еще и промышленностью.

– За счет чего формируется бюджет Белореченского МО?

Любовь Гаранина:

– Мы отличаемся от многих муниципалитетов тем, что у нас в сельской местности поселок городского типа. Нет частного жилья – только пятиэтажные благоустроенные дома. Недавно началось коттеджное строительство, но свободной земли очень мало. Дело в том, что половина территории нашего МО – земли Министерства обороны, от них ничего «не откусишь». Рядом два крупных предприятия, санитарная зона, нефтепровод. Расширяться фактически некуда.

Сегодня в Белореченском проживает 8 тысяч 365 человек – шестая часть населения Усольского района. Порядка двух тысяч жителей трудится на ОАО «Белореченское» и Усольском свинокомплексе. Эти предприятия для нас и градообразующие, и бюджетообразующие. 50% поступлений в поселковый бюджет – НДФЛ от них. Стабильно работает в поселке и социальная сфера: школа-лицей, два детских сада, участковая больница, центр внешкольной работы, школа искусств, спортшкола. Эти объекты принадлежат району, но НДФЛ идет нам.

Земельный налог дает меньше 1% всех поступлений, налог на имущество физических лиц серьезно выпадает из-за большого числа льготников. Всего наши собственные доходы – 16 миллионов рублей. Вместе с дотацией из области получается 20 миллионов.

– И на что вы тратите эти деньги?

Любовь Гаранина:

– Основное направление нашей работы – благоустройство. Если в прошлом году мы выделили на ремонт поселковых дорог

2 миллиона рублей, то в 2009-м «раскошелились» уже на 5 миллионов. В апреле нам было передано несколько объектов ЖКХ – по предварительной оценке, для приведения их в порядок нужно 117 миллионов. На конкурсной основе мы передали эти объекты в безвозмездное пользование, но капитальный ремонт все равно за нами. На что его проводить? Работать с Фондом реформирования ЖКХ мы пока не можем – у нас нет товариществ собственников жилья, а это основное требование федеральной программы. Сейчас думаем, как решать эту проблему.

– Какие недоработки в существующем законодательстве тормозят, на ваш взгляд, развитие муниципалитетов?

Василий Колмаченко:

– Из-за того, что часть строений в Хомутово была возведена на землях сельскохозяйственного назначения, которые сегодня очень сложно перевести в другую категорию, у людей возникают проблемы с оформлением участков и домов в собственность. Естественно, МО от этого теряет, так как не платятся налоги ни с земли, ни с построек.

Николай Пенюшкин:

– Если земля отдается под строительство, отчисления в бюджет тут же сокращаются, поскольку налог на землю в разы выше, чем налог на недвижимость. Собственник может пять-десять лет находиться в таком состоянии. Фундамент сделал, в БТИ зарегистрировал и на основании этого приватизировал. Что получается: налога на землю нет, а налог на недвижимость пока еще невысокий. Вот тебе и потери!

Василий Колмаченко:

– Многие главы пытаются увеличить поступление налога на землю и на имущество, но существующий закон о коммерческой тайне не позволяет муниципальным властям узнать, в какой мере и как платятся эти налоги. Налоговая служба, к сожалению, не имеет права сотрудничать с мэрами в этом вопросе. Я, например, пришел в налоговую инспекцию узнать, как тот же Петров или Сидоров платит налоги, поскольку это деньги, которые нужны для развития муниципалитета. А мне не дают сведений!

Александр Архангельский:

– У каждого муниципалитета должна быть ниша, чтобы знать, в какую сторону двигаться. Муниципалитет не знает, какие направления развития ему избрать. Предположим, мы решили запустить завод по производству иголок, но мы не знаем, нужны они или нет сегодня, будут ли востребованы. Этим должна заниматься власть. Все программы должны быть между собой увязаны, а у нас область пишет свои программы, федерация – свои, а МО – свои.

Василий Колмаченко:

– Предполагается, что будет строиться в нашу сторону аэропорт. Пройдет через нас и керосинопровод. Население, предположительно, вырастет до 40-45 тысяч человек. Но я, как глава, не имею официального подтверждения этих планов.

Николай Пенюшкин:

– Нужно провести инвентаризацию земельных участков, посмотреть собственность. Всю эту работу должен профинансировать муниципалитет. А сумма достаточно серьезная. Нам на все муниципальные объекты необходимо для этого 48 миллионов. Когда они вернутся, неизвестно.

Александр Архангельский:

– В северных регионах главы жалуются на то, что население не платит земельный налог. Но стоимость земли там меньше, чем стоимость самой регистрации. Чрезвычайно дороги процедуры межевания, услуги кадастровой оценки, вот люди и не спешат регистрировать земельные участки. Сегодня государство само отталкивает от себя эти налоги. Создана мощнейшая служба кадастровой оценки, которая ни за что не отвечает.

– У всех на слуху требование «оптимизации собственных расходов». В муниципалитетах проводится сокращение затрат на командировки, связь, ГСМ, снижается уровень зарплат. Не думаете ли вы, что это ведет к тому, что люди уйдут, и в скором времени некому будет руководить на местах?

Николай Пенюшкин:

– Министерство финансов требует от нас оптимизироваться. Говорит: не будете оптимизировать бюджет, дополнительных средств не получите! Мы у себя в администрации сократили зарплату на 10%, сократили расходы на связь, бензин. Мы сегодня «оптимизируем» школы, детские сады, а что впоследствии потеряем – неизвестно!

Александр Архангельский:

– Люди уезжают в поисках работы в другие регионы. Губернатор Дмитрий Мезенцев на заседании правительства отметил, что за последние три года из Приангарья выехало 400 тысяч человек. Если сейчас это вопрос не решать, мы будем продолжать терять кадры. Волею судьбы наш город расположен посредине между Красноярском и Иркутском. У нас экономика развивается за счет железной дороги, лесного комплекса и предприятий малого бизнеса. Едут предприниматели большей частью в Красноярск потому, что там все значительно дешевле.





P.S.

Разговор с муниципальными руководителями получился долгим. Каждый стремился высказаться о самом актуальном, волнующем, наболевшем. Мы убедились, что главы на местах действительно болеют душой за развитие своих территорий, пытаются всеми возможными способами разрешить проблемы и, несмотря ни на что, двигаться вперед.

«С каждым муниципальным образованием нужно работать индивидуально. Существует огромнейший дисбаланс между расходами и доходами. Его надо приводить в порядок» – таково единодушное мнение всех участников «круглого стола».

Уважаемые представители местного самоуправления, если вам есть что сказать, мы приглашаем к диалогу. Думается, что он будет крайне полезен и для областных, и для федеральных структур власти, поскольку они смогут получить сведения о существующих проблемах и достижениях непосредственно с мест, в развитии которых все крайне заинтересованы.

Анна Виговская

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://og-irk.ru/?doc=3628>"Областная"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс