О системе образования в Тулуне: достижения, проблемы и перспективы

Сфера образования - одна из самых важных сторон жизнедеятельности каждого города, в которой, как и в любой другой, имеются свои достижения, свои проблемные точки, свои перспективы. Приближается Новый год, который традиционно является определенным рубежом, когда принято подводить итоги. Каким был 2012 год для сферы образования г. Тулуна? С этим вопросом мы обратились к начальнику Управления образования Комитета социальной политики администрации городского округа Наталье Анатольевне Щербаковой.

- В начале года все образовательные учреждения города в связи с изменением в законодательстве получили статус бюджетного учреждения, вследствие чего возникла необходимость получать новые учредительные документы и заново проходить лицензирование. Все наши школы, детские сады и учреждения дополнительного образования проделали колоссальный объем работы и справились с этим в установленные сроки.

- Наталья Анатольевна, ни для кого не секрет, что большинство зданий школ, детских садов и учреждений дополнительного образования нуждаются в капитальном ремонте. Расскажите, что было сделано в этом плане в 2012 году?

- Работы по ремонту муниципальных образовательных учреждений были проведены в большом объеме. В восьми школах (№№ 1, 2, 4, 6, 7, 19, 25 и гимназии) и в семи детсадах («Аленушка», «Анютка», «Антошка», «Березка», «Жемчужинка», «Светлячок», «Колобок») был произведен капитальный ремонт. Средства на это были выделены из областного и местного бюджета. Конечно, за один год сложно охватить всё. У нас в городе много учреждений образования, которые нуждаются в ремонте. Но на следующий 2013 год запланированы ремонт и комплекс мер, направленных на улучшение материально-технической базы в рамках реализации долгосрочных целевых программ «Поддержка и развитие дошкольного образования в г. Тулуне на 2012-2014 гг.», «Проведение капитальных ремонтов в образовательных учреждениях г. Тулуна на 2012-2013 гг.», «Развитие муниципальной системы образования в г. Тулуне на 2012-2016 гг.».

- Вы упомянули о планах по улучшению материально-технической базы образовательных учреждений в рамках программ на следующий год. А что было приобретено в этом?

- В рамках Комплекса мер по модернизации общего образования в течение 2012 года школы города получили самое различное оборудование: компьютерное, спортивное, технологическое - для школьных пищеблоков, учебно-лабораторное - для проведения работ по физике, учебную литературу. До конца 2012 года в школы поступят электронные образовательные ресурсы, 7 комплектов медицинского и 5 комплектов учебно-лабораторного оборудования. 3 дошкольные группы получили в этом году игровое оборудование. Кроме этого, все образовательные учреждения для улучшения материально-технической базы привлекают и свои собственные (внебюджетные) средства. Конечно, еще во многих школах остается потребность в обновлении материально-технической базы, так как процесс этот ёмкий и дорогостоящий.

- Главным показателем всей сферы образования являются успехи и достижения воспитанников и их преподавателей. Каковы они на уровне нашего города?

- По результатам ЕГЭ в этом году 97% выпускников школ справились с выпускными экзаменами и получили аттестаты о среднем образовании. Следует отметить, что этот показатель выше областного и вырос по сравнению с предыдущим годом. Из стен школ города в 2012 году вышло 19 золотых медалистов и 14 серебряных. Впервые в этом году юные тулунчане преодолели по результатам ЕГЭ 90-бальный барьер: ученица школы № 25 Троцкая Татьяна набрала 98 баллов по русскому языку, а ученик школы № 2 Чернышев Иван выполнил экзамен по истории на 92 балла. Результаты Государственной итоговой аттестации учеников 9 классов также не могут не радовать. Успеваемость по русскому языку увеличилась на 12% по сравнению с прошлым годом. Качественно улучшились знания девятиклассников по математике – почти на четверть больше учеников по сравнению с прошлым годом смогли справиться с заданием.

Активно свою профессиональную состоятельность и значимость доказывают не только ученики, но и их педагоги. В 2012 году учителя и воспитатели детских садов не раз участвовали и побеждали в профессиональных конкурсах на региональном уровне: «Первый учитель» (О.Н. Манжут школа № 20; С.В. Ленских школа № 1), «Воспитатель года 2012» (О.Н. Мурашева, д/с «Теремок»), «Лучший педагогический работник МБДОУ» (О.Н. Брежнева, д/с «Светлячок», С. Борисенко, д/с «Гармония») и другие.

- А как решается проблема кадрового обеспечения образовательных учреждений города?

- Данный вопрос, действительно, в сфере образования остается одним из самых «болезненных»: не хватает учителей-предметников, воспитателей в детских садах, намечается общая тенденция к старению кадров. Управление образования при поддержке руководства города старается решать эти вопросы: создан банк вакансий, ведется учет людей, обратившихся в поисках работы, а также регулярно подаются заявки в профессиональные образовательные учреждения: Тулунский педагогический колледж и Восточно-Сибирскую Академию образования. Помимо этого ведется целевая подготовка педагогических работников города.

- Наталья Анатольевна, раз уж мы заговорили о кадрах, то не можем не спросить о ситуации с «гонениями» на директоров. Еще недавно эта тема широко обсуждалась не только в местных, но и в областных СМИ. Что вы можете пояснить по этому поводу?

- В течение 2012 года в образовательных учреждениях Тулуна прошел ряд кадровых перестановок, некоторые из которых были неоднозначно оценены жителями в свете представления в ряде СМИ. В течение 2012 года 2 заведующие детскими садами «Колобок» и «Радуга» по истечению трудового договора ушли на заслуженный отдых. Основной резонанс в обществе вызвали увольнения директоров школ. Директор школы № 6 В.Н. Довженко был уволен по решению руководства по ст.278 п.2 Трудового кодекса РФ. Сейчас школой, которая недавно отметила свой юбилей, руководит опытный педагог и управленец Н.Ю. Фроленок.

Еще одним «громким» увольнением стало освобождение от должности директора школы № 25 Н.П. Чумака, депутата Думы ГО, который был уволен по истечению трудового договора в соответствии со ст. 77 п. 2 Трудового кодекса РФ. Многие связывали это увольнение с политическими взглядами директора, которые якобы идут в разрез со взглядами мэра и городской администрации. Но трудовой договор с Н.П. Чумаком не был продлен вследствие ряда совершенно объективных причин. Никакой политической составляющей здесь нет, но на лицо – безответственность, некомпетентность, полное непонимание и неспособность управлять образовательным учреждением со стороны данного человека. Эти выводы можно сделать на основании результатов проверок, проведенных в образовательном учреждении.

В школе № 25 была проведена внеплановая комплексная проверка финансовой и организационной деятельности, по завершению которой был выявлен ряд нарушений: нарушения ст.34 Бюджетного кодекса РФ, выразившиеся в неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 1 157 930 руб., в том числе: по заработной плате в размере 1 021 756 руб., по расчетам с поставщиками 125 000 руб., по расчетам с подотчетными лицами в размере 11 174 руб. Кроме того, нарушения статьи 219 Бюджетного кодекса РФ, выразившиеся в принятии учреждением в 2011 году бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов на сумму почти 281 тыс. руб. Также из стимулирующего фонда директора были произведены в нарушение Положения об оплате труда сотрудников учреждения незаконные выплаты самому Н.П. Чумаку в размере 15 500 руб., с учетом начислений более 20 тыс.руб. И это лишь небольшой перечень нарушений, выявленных в ходе проверки. Незадолго до увольнения Н.П. Чумака в ответ на обращение коллектива школы в Министерство образования Иркутской области была проведена еще одна проверка. Представителями Министерства образования Иркутской области установили, что в школе «отсутствует перспективный план развития учебных кабинетов и лабораторий школы. Оборудование, полученное школой в соответствии с комплексом мер по модернизации общего образования Иркутской области, используется не по назначению: комплекты разрозненны, часть из них хранится в подсобных помещениях. Система управления образовательным учреждением не отвечает принципам системного подхода. Представители родительской общественности не участвуют в решении вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. Директор школы самоустранился от вопросов оплаты труда педагогов и передоверил данный вопрос комиссии. Нормативная база образовательного учреждения устарела, локальные акты безадресны, не отражают особенности существующих направлений работы школы и дублируют друг друга под разными датами. Не проводятся административные совещания по решению текущих вопросов жизнедеятельности школы. Отсутствует система анализа и планирования деятельности общеобразовательного учреждения. Нет общешкольного плана работы на 2012-2013 учебный год, имеются только планы (циклограммы) деятельности по отдельным направлениям. Не сформирована программа кадрового потенциала школы». Такими образом, из ответа Министерства образования Иркутской области коллективу школы № 25 можно сделать вывод о том, что «управление образовательным учреждением находится на уровне ниже допустимого». Так о каких «гонениях» может идти речь, когда директор попросту не справлялся со своими профессиональными обязанностями? Вследствие некачественного управления, повлекшего за собой неэффективное использование бюджетных средств, в декабре для выплаты заработной платы работникам школы не хватает средств – порядка 80% от общей суммы. Сейчас при содействии администрации города изыскиваются средства, чтобы заработную плату коллективу школы выплатить в полном объеме и не оставить в преддверие нового года без праздника. Будем надеяться, что новый директор, кандидатура которого будет определена посредством проведения конкурса на замещение вакантной должности, будет в большей степени радеть за школу, ее учеников и коллектив.

- На сегодняшний день самым актуальным вопросом является вопрос повышения заработной платы. Какова средняя заработная плата педагогических работников в сфере образования в г. Тулуне, доведена ли она до уровня средней по экономике?

- Вопрос повышения заработной платы работникам образования является одним из приоритетных и поставлен на контроль Губернатором. В этом году все муниципальные образовательные учреждения города перешли на новую систему оплаты труда, которая предполагает оценку труда педагогов в зависимости от результатов их деятельности и позволяет стимулировать за высокое качество оказываемых услуг, профессиональное мастерство и высокие показатели работы. Кроме того, с 1 сентября этого года педагогическим работникам детсадов по распоряжению Губернатора области была повышена заработная плата. На сегодняшний день средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных школ города составляет 19,4 тыс.рублей (учителей – 20,2 тыс.рублей), педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – 14,1 тыс.рублей, педагогов дополнительного образования – 15,3 тыс.рублей.

Повышение заработной платы работникам образовательной сферы – это вопрос, который необходимо решать на всех уровнях власти, и мы надеемся, что благодаря политике государства труд наших учителей и воспитателей будет оцениваться по достоинству.

- И в завершение скажите несколько слов о перспективах развития сферы образования в г. Тулуне.

- Как я уже говорила ранее, в целях модернизации общего образования в следующем году запланирован комплекс мер, направленных на улучшение материально-технической базы. Кроме этого, в проект бюджета города на следующий год заложены средства на капитальный ремонт школ и детсадов, на проектно-сметную документацию, необходимую для постройки модульного детского сада, на завершение достройки детского сада «Лучик».

В новом году хотелось бы с большим оптимизмом смотреть на ситуацию в образовании, надеяться, что проблемы найдут свое дальнейшее решение. Но самое главное, чтобы здоровы были наши дети, педагоги и родители, чтобы они любили, понимали и уважали друг друга. Когда будет понимание и уважение со стороны родителей, учеников, педагогов, то все проблемы будет решать гораздо легче!

"Байкал24" впервые опубликовано

пн вт ср чт пт сб вс