Киприан Ященко: Национальная идея России – идея святости

В этом году график областной научно-практической конференции «Иннокентьевские чтения. Православие. Образование. Культура» был особенно насыщенным. С 7 по 8 декабря, помимо четырех секций и четырех «круглых столов», состоялись встречи со студентами, молебны и литургия памяти первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого. Поэтому с почетным гостем Иннокентьевских чтений, деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ректором Института экспертизы и государственно-конфессиональных отношений игуменом Киприаном Ященко мы беседовали буквально на ходу. Он смог уделить нам несколько минут между лекцией в Иркутском педуниверситете и литургией.

Кстати, лекция вызвала большой интерес у студентов. Отец Киприан выступал в ИГПУ уже второй раз. По собственному признанию, он не упускает возможности побывать на Иннокентьевских чтениях в Иркутске:

– Я считаю себя почти иркутянином. У меня здесь вся родня по маминой линии, кто-то уже упокоился, а другие живут и здравствуют. Поэтому я приезжаю сюда как на родину и, если зовут на Иннокентьевские чтения, стараюсь отложить все дела. Но конечно, для меня это еще и возможность помолиться в День памяти Иннокентия Иркутского, приложиться к мощам, побыть на литургии.

– Какие у вас впечатления от встречи со студентами?

– Мне показалось, что большинство слушало с интересом, кроме того, они задавали очень глубокие вопросы. Думаю, это свидетельствует о том, что духовные потребности молодежи растут. Видно, что эти молодые люди не просто находятся в духовном поиске, но и уже живут осознанной духовной жизнью. Хотелось бы, конечно, чтобы в университете был свой храм и пастырь. Во многих вузах России они уже являются необходимым атрибутом студенческой жизни. Еще хочется, чтобы молодые люди ставили свечки и молились не только перед сессиями, но и между ними думали о чистоте души и сердца.

– Большинство этих студентов – будущие учителя, а споры по поводу введения религиозного образования в школах продолжаются. Могут ли, по вашему мнению, быть какие-то издержки такого воспитания?

– Единственная угроза здесь, если религиозную культуру будут преподавать люди далекие от религии и культуры. Тогда все будет печально. А если дать такую возможность верующим православным людям, и в то же время педагогам, то я считаю, они смогут передать эту традицию детям корректно. И мне думается, ни одного несчастного случая не произойдет, а будет лишь польза. Не думаю, что здесь имеет место навязывание религиозных убеждений – Россия всегда была и будет веротерпимым государством.

– Отец Киприан, вы ректор Института экспертизы и государственно-конфессиональных отношений, который занимается реализацией программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». В чем суть этого проекта?

– Программа была благословлена святейшим патриархом Алексием и поддержана администрацией президента РФ, Государственной думой и профессиональными творческими союзами. Ее цель – противодействие духовно-нравственной деградации, создание государственно-общественного механизма приобщения подрастающего поколения к духовно-нравственным традициям.

– Уже 20 лет в России ищут национальную идею. В чем она, на ваш взгляд?

– Национальная идея России – это идея святости. Только она может объединить русского человека в образовательном, культурно-нравственном и политическом пространстве и выстроить исторические перспективы. Это не значит, что на Руси все всегда жили святой жизнью, но по крайней мере стремились к этому. Например, раньше было четкое разграничение, где добродетель, а где грех.

– А сейчас, вы считаете, эти грани размыты?

– Сейчас это некий коктейль из добра и греха, где у последнего создан ореол привлекательности. Такой «моральный кодекс» не позволяет нашему народу двигаться к лучшему. И если взрослые при советском режиме были воспитаны хоть в каких-то нормах морали, то у современной молодежи в большинстве своем нет вообще никаких ориентиров.

– Кстати, молодым людям часто не совсем понятны идеи православия, тем более, когда они проповедуются архаичным языком.

– Конечно, православные идеи можно объяснить молодежи через художественные фильмы, где в образной форме поднимается духовная, мировоззренческая тематика. Или через художественную литературу и сетевые программы, которыми сейчас занимается православная церковь – для так называемых компьютерных детей. Для священника вообще принципиально важно говорить с человеком на одном языке. Ведь когда мы приходим в начальную школу, мы же не общаемся с детьми на языке богословских проповедей. Кстати, Иннокентий Иркутский говорил: если вы не можете объяснить богословскую истину детям, значит, вы плохой проповедник и сами ее не понимаете. А если священник сердцем ее прочувствовал, то он может перевести ее на язык и ребенка, и современной молодежи. Найти, как с помощью их лексики, их опыта духовной жизни и образов проповедовать.

– Вы говорите, что фильмы могут быть орудием богословской проповеди. Расскажите, как развивается ваш Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел»?

– Очень хорошо! В этом году, например, у нас было в два раза больше фильмов и зрителей. Случились и открытия. Например, фильм Владимира Хотиненко «Поп», который получил Гран-при, «Чудо» Александра Прошкина, «Солдатская песня» Елены Черновой. Интересно, что на Московском международном кинофестивале в этом году было восемь православных фильмов. То есть процесс пошел.

Справка

Киприан Ященко в 1974 году окончил Хабаровский пединститут. В 1987-м защитил кандидатскую диссертацию «Педагогические условия выбора профессии». Пострижен в монашество 20 августа 1994 года, рукоположен в иеродиакона 9 октября 2001 года, рукоположен в иеромонаха 9 февраля 2003 года. Удостоен сана игумена в 2008 году. Награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского третьей степени, орденом Святого Иннокентия Московского третьей степени и наперсным крестом.

Елена Лошманова

Фотограф: авторское фото

пн вт ср чт пт сб вс