История народа, украшенная самоцветами

В Музейно-выставочном центре Забайкальского края продолжает работу персональная выставка заслуженного художника России, народного художника Бурятии Юрия Мандаганова. В прошлом году тридцать шесть картин этого мастера, объединенных в композицию “Кочевник и самоцветы” были сформированы в экспозицию и представлены жителям Омска, Томска, Иркутска, Новосибирска и Гусиноозерска. Нынче с картинами Юрия Мандаганова, выполненными в традиционной флорентийской технике, смогли познакомиться и читинцы.

— Юрий Мандаганов — один из немногих художников в мире, кто работает в технике флорентийской мозаики, и единственный в мире художник, который выставляет в музеях картины, выполненные в этой технике, — рассказывала экскурсовод школьникам, внимательно рассматривающим каменные картины. Отвечая на вопрос одного из ребят, что такое флорентийская мозаика, экскурсовод отметила, что это очень сложная техника.

— Возникнув в эпоху позднего Возрождения, эта техника достигла расцвета в мастерских Медичи, а затем получила распространение в других художественных центрах Европы. Работы, выполненные в технике флорентийской мозаики, считались столь ценными, что долгое время их производство находилось в монополии государства, — ввела в курс дела экскурсовод. — Русские мастера освоили флорентийскую мозаику в 17 веке, внеся в ее технологию ряд существенных новшеств. В советское время эта техника получила широкое применение в декоративном оформлении архитектуры.

Мастеров, владеющих этим ремеслом в России, — единицы. В этой ситуации место, которое занимает творчество Юрия Мандаганова в современном искусстве, поистине уникально. Многие его произведения вошли в собрание крупнейших музеев: Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея Востока, Московского музея современного искусства и других.

Мастеру, творящему в этой технике, необходимы воля, мужество и колоссальные запасы терпения. Ведь, прежде чем приступить непосредственно к составлению образа из разрозненных элементов, нужно отыскать и собрать запасы самоцветов. Для этого Юрий Мандаганов вместе с геологами отправляется в малодоступные места Восточной Сибири, откуда привозит домой больших размеров камни. После того, как камень распилят, мастер сможет определить — подойдет данный материал для его работы или нет.

Если камень годен, то его разрезают на пластины и, не оставляя швов, подгоняют в рисунок. При этом учитывается то, что у каждого камня есть свои узоры: прожилки, тонкие линии. При составлении мозаики эти узоры должны сходиться. Бывает так, что под химическим воздействием камень рассыпается — тогда всю работу приходится начинать заново. На создание одной картины у Юрия Мандаганова уходит до нескольких месяцев.

Несмотря на то, что красота камня всегда впечатляла Юрия Мандаганова, художественную выразительность этого уникального природного материала он открыл значительно позже. Получив опыт работы с разными материалами, художник более двадцати лет назад обратился к флорентийской мозаике, которая стала его любимой техникой.

По мнению художника, именно эта техника позволяет раскрыть всю силу природного цвета и фактурного богатства камня.

А богат камень не только цветом и фактурой. На первый взгляд, может показаться, что камень — “мертвый” материал. Но древние поверья бурят, связанные с обожествлением разных стихий и явлений природы, предостерегают от неосторожного обращения с дарами земли. В той местности, где родился Юрий Мандаганов, в окружении горных красот Восточных Саян, издавна знали и любили камень.

Ну а в руках мастера, камень получает “второе рождение”. Одухотворенный художественным замыслом Юрия Мандаганова, камень передает древнюю историю бурятского народа. Среди произведений художника есть и пейзажи, и портреты, и городские мотивы, в которых мастер провозглашает непреходящие ценности своего народа.

Обращая внимание посетителей музея на картину “Дочь Байкала”, экскурсовод рассказала легенду о красавице Ангаре, которая вопреки воле отца сбежала к возлюбленному Енисею. Особенно понравилась детям картина “Принцесса”, на которой изображена молодая красавица. Ее образ был воплощен благодаря многообразным оттенкам яшмы и серпантинита.

Другая картина Юрия Мандаганова “Найан-Нава” рассказывает о путешествии бурятского народа по райским местам. Но, несмотря на красоту этих мест, буряты вернулись на родную землю, верные своим национальным традициям.

С удивительной теплотой камень передал чувства и эмоции людей. На картине “Робкий поцелуй” молодой человек пытается поцеловать свою возлюбленную.

Во многих каменных панно-картинах Мандаганова успешно претворен опыт разных стилей современности: от постимпрессионизма до сюрреализма. Особого внимания заслуживают, казалось бы, почти абстрактные работы художника, но и в них узнаются очертания гор, жесты охотников, дыхание мороза и ночи, горячие лучи солнца.

И не возникает сомнений, что картинам Юрия Мандаганова суждены долгая жизнь и известность.

Екатерина НОВОЛОДСКАЯ, внешт. корр.

пн вт ср чт пт сб вс