Заповедное Приполярье в живописи и графике

Почти инопланетная красота приполярного Урала в интерпретации 26 художников России, Франции Чехии – в иркутской галерее «Дом художника» открылась выставка международного пленэра Art UGRA 2011. Всего в экспозиции представлено более 100 живописных и графических работ. Среди них есть произведения и иркутских авторов Владимира Максимова и Павла Авенариуса, которые также принимали участие в пленэре. Проект работает с 2004 года при поддержке администрации Ханты-Мансийского автономного округа.

– Идея возникла, когда в 2003 году было организовано ханты-мансийское региональное отделение Союза художников, – рассказала автор проекта, заместитель директора Ханты-Мансийского государственного художественного музея Наталья Сажина. – В него вошли 20 художников, которые живут далеко друг от друга и собираются в Ханты-Мансийске дважды в год. Общаться творчески у них не получается, потому что они все люди занятые и работают в своих городах. Именно тогда возник проект, который сплачивает наших художников. Всем настолько понравилось именно так познавать свой край и изображать природу, что в следующем году они пригласили в поездку 20 своих друзей – художников с Урала и Сибири.

В 2005 году проект получил общероссийское значение, а в 2007-м вышел на международный уровень. Выставка по итогам международных пленэров сначала проходит в Государственном музее Ханты-Мансийска, а потом отправляется в один из городов России. В прошлые годы это были Челябинск, Омск, Москва, а нынче экспозиция представлена в Иркутске благодаря тому, что иркутянин Владимир Максимов, регулярно принимающий участие в пленэрах, очень много рассказывал художникам о нашем регионе и Байкале. Кстати, в этом году пленэр по многим признакам особенный.

– Эта поездка планировалась заранее, потому что маршрут был уникальным – посетить Приполярье, побывать в горах, которые в осенний период необыкновенно красивы, – рассказала директор Ханты-Мансийского художественного музея, художник-график Светлана Зонина. – Я сама живу 30 лет в Югре и впервые побывала в наших горах. Передвижения были динамичными, на теплоходе, вертолетом и самолетом, потом вахтовками в горы, где мы пробыли трое суток. Великолепие, которое нам открылось, заставило задуматься: наша палитра бедна для того, чтобы в полной мере его отразить. Художники выполняли зарисовки и проводили мастер-классы в поселках Березово, Саранпауле, деревне Щекурья.

Когда рассматриваешь работы, представленные на выставке, первое, что приходит в голову, – насколько по-разному воспринимают одно и то же место художники. От разбеленных красок в «Полярном Урале» пермского художника Валентина Жданова до насыщенной палитры в «Осеннем празднике» Виктора Орлова из Ногинска или в «Уральских самоцветах» народного художника России Галины Визель из Ханты-Мансийска. Одни видят природу в абстрактном ключе, как Александр Седов из города Лангепаса в диптихе «Течение Щекурьи», где дно реки поблескивает золотом. Другие в близком к импрессионистическому восприятию, как Михаил Лямкин из Новосибирска в «Урале суровом». А третьи изображают ее в лучших традициях реализма, как Павел Авенариус в работе «У подножья горы Нер-Ойка». Судя по работам, гора Нер-Ойка произвела на художников самое сильное впечатление.

– Нер-Ойка – это «хозяин гор» в переводе с ханты, места там заповедные, намоленные, и далеко не всем нужно туда ходить, – отметила Наталья Сажина. – Честно говоря, художники на вершину и не стремились, очень красиво было у подножья наблюдать за преображением этой горы, которая нам так до конца и не открылась, она была постоянно в дымке и тумане.

Кстати, в Иркутске пленэр продолжился. Пять художников прибыли в Иркутск вместе с выставкой, познакомились с достопримечательностями города, побывали на Ольхоне.

Выставка будет работать до 25 ноября.

Автор: Елена Орлова

"Байкал24" опубликовано

пн вт ср чт пт сб вс