Zorik book: исповедь и ностальгия

В Музейной студии открылась выставка Зорикто Доржиева

При огромном стечении народа в Музейной студии открылась выставка молодого по возрасту и вполне зрелого по творчеству художника Зорикто Доржиева. Здесь же состоялась презентация его книги Zorik book, также вызвавшей нескрываемый интерес гостей.

Работа телекамер, вспышки фотоаппаратов, плотные группы зрителей возле картин — такой была обстановка вернисажа. И все же их можно было видеть — полотна, с которых смотрели темные восточные глаза бурятских красавиц; дети с задумчивыми лицами; застенчивые девушки...

С 2005 года Зорикто сотрудничает с известным российским продюсером Константином Ханхалаевым и его галереей. Партнерами галереи «Ханхалаев» по проекту Zorik book стали банк «Восточный» и арт-галерея DiaS Дианы Салацкой.

Одна из первых выставок Зорикто прошла в Иркутском художественном музее — это было в 2007 году, и уже тогда она обращала на себя внимание и запомнилась каким-то особенным настроением, которое исходило от его изображений. Если попытаться определить его, то это, скорее всего, ностальгия — по ушедшему безвозвратно детству, по первым детским ощущениям, грезам, мечтам, по первой детской влюбленности...

Константин Ханхалаев тоже вспомнил ту иркутскую выставку — тогда карьера Зорикто была еще в самом начале.

— Потом была выставка «Один год из жизни художника», — говорит Константин Ханхалаев. — Мы с Зорикто успели также побывать в Люксембурге, Страсбурге, Брюсселе, открыли большую выставку в Лондоне, неделю назад вернулись из Токио... Приятно оказаться вновь на родной земле и показать вам наш необычный проект, к которому мы достаточно долго шли, — это и выставка, и книга художника. Нам очень хотелось представить ее в первую очередь на родине Зорикто — в Улан-Удэ и на моей родине — в Иркутске.

— Спасибо, что вы приехали в Иркутск и не забываете свой родной край, за то, что радуете нас всех своими высочайшего качества произведениями и дарите нам возможность прикоснуться к мировому искусству, — говорит Диана Салацкая. — Надеюсь, наше сотрудничество, взаимовыгодное во всех отношениях, будет продолжаться. В первую очередь оно выгодно в культурном плане — поскольку твое творчество, Зорикто, нас духовно и эстетически обогащает. Арт-галерея DiaS — маленькая галерея, но мы свою задачу видим в том, чтобы развивать искусство и помогать расти и продвигаться художникам.

Управляющий банком «Восточный» Баир Базыров также отметил: банк давно и плодотворно сотрудничает с галереей.

— Выставка и книга Зорикто Доржиева — великолепный подарок всем жителям к 75-летнему юбилею Иркутской области, — сказала от имени министерства культуры и архивов области Оксана Седина.

— Это — моя вторая персональная выставка в Иркутске, который для меня стал таким родным городом, — отметил Зорикто. — Здесь очень душевные и отзывчивые зрители. А книгой я попытался «приоткрыть дверцу», чтобы зрителю стало ясно, откуда берутся мотивы и темы в творчестве, что подвигает автора на создание той или иной вещи. Книга эта — своего рода дневник, который хронологически охватывает период с раннего детства и по сегодняшний день. Это та информация, эскизы, наброски, которые обычно не входят в альбомы и каталоги; тот материал, которого не видит зритель, — но, как мне кажется, всем всегда интересно закулисье, интересно зайти с «черного хода» и взглянуть на то же самое с необычного ракурса.

...Словом, те живописные работы, которые можно увидеть на этой выставке, имеют вполне реальные прототипы, реальные мотивы в прошлом, реальные переживания — и как тут, скажите, не быть ностальгии?

А книгу, экземпляры которой вручили всем без исключения гостям, хочется рассматривать и перечитывать, как трогательную исповедь мальчика, подростка, юноши.

На вернисаже был показан видеоклип, который также впускает нас во внутренний мира художника. А еще Зорикто предстал перед иркутянами как модельер — состоялось небольшое дефиле, во время которого была показана коллекция одежды, сделанная по его разработкам.

Официальная часть закончилась, и наконец мне удалось задать художнику несколько вопросов.

— Зорикто, что интересного, важного происходило в вашей жизни за время после той иркутской выставки, что была в 2007 году?

— Много всего интересного и разного. Работа в кино, например. Работа над книгой. Есть новые работы с костюмами. Появились за это время и скульптурные вещи, чего не было на той первой выставке в Иркутске. Расширилась выставочная география...

— Расширилась и жанровая палитра?

— Может, не совсем осознанно, но я отхожу от традиционной реалистической манеры — приходят темы более современные. И не потому, что мне все это надоело и хочется сделать что-нибудь из ряда вон. Это происходит органично. До этого у меня была, наверное, более традиционная «степная тема». Я старался выразить ощущение внутренней гармонии со своим народом, его историей, его культурой.

— В то же время вы и сейчас остаетесь самим собой — вы очень узнаваем в своих работах. А как вас принимает ваш зритель за рубежом?

— Зарубежный зритель везде разный. В Новом Свете он один, в Японии другой, в Европе — противоположный... Где-то в большей степени принимают за своего, где-то преобладает восприятие живописи с точки зрения истории, этнографии, познавательной информации о других регионах мира. Элементы восточной философии, другого мировоззрения — все это тоже представляет определенный интерес.

— Сейчас искусство часто бывает очень откровенным, а нередко и бесстыдным. У вас живопись очень целомудренна — вы сознательно так работаете?

— Я мог бы сделать что-то китчевое, или шокирующее. Но это будет неестественно для меня, а зритель такие вещи чувствует, — когда человек делает что-то вопреки своей энергетике, своим этическим представлениям. Возникает определенный налет фальши.

Другое дело, если сам по себе человек такой — тогда и работы просто отражают его внутреннюю сущность. Я знаю коллег-художников, которые всегда балансируют на грани. Это внутренние бунтари, революционеры. Они идут против течения, они эпатируют и темы берут такие — они так ощущают мир и так живут.

— Вы как-то ориентируетесь на вкусы мирового арт-рынка, в который вы влились?

— Сложно сказать... Я просматриваю очень много работ. Мне близко современное актуальное искусство, контемпорари-арт — это отражение текущего дня и заглядывание в будущее. А искусство всегда было чем-то передовым, и если не провокационным, то пророческим. Потому мне и интересно концептуальное искусство.

— Однако концептуальное искусство — это то, что понимается скорее умом, ваши же работы больше рассчитаны на эмоциональное восприятие, улавливаются сердцем и душой...

— Значит, так и должно быть — я не могу идти против своей внутренней сути.

— Где вы живете или где чувствуете себя дома?

— Дом — это место, где семья. У меня семья в Улан-Удэ, я там живу и работаю, там у меня мастерская. Там мои мысли и моя душа.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».



Фото автора





пн вт ср чт пт сб вс