Из «золотого состава» исчезло всего 13 ящиков и один дорогой мешок, что составляет лишь одну пятнадцатую часть объёма небольшого пульмановского вагона.
Это одна из самых популярных загадок русской истории начала ХХ века. Теме «Куда исчезла значительная часть золотого запаса Российской империи в годы Гражданской войны?» посвящено множество противоречивых публикаций, которые дали почву самым невероятным мифам. Осенью этого года все ведущие российские СМИ сообщили о предстоящем поиске колчаковского золота на дне Байкала глубоководными аппаратами «Мир». Преуспеют ли акванавты, выяснял иркутский исследователь Сергей Волков.
Под знаком Красного креста
За время правления Сибирского правительства во главе с Александром Колчаком из Омска во Владивосток было осуществлено семь поставок драгоценного металла. По документам Кредитной канцелярии, в портовый город отправлено в общей сложности 9244,5 пуда золота на сумму более 195 млн золотых рублей, однако не всё оно благополучно добралось до пункта назначения. Эшелон, отправленный 18 октября с общим весом золота около 2 тыс. пудов (32 т) общей стоимостью 43,5 млн рублей захватил в Чите атаман Семёнов.
Но наибольший интерес представляет история последнего эшелона, сформированного при эвакуации белых из Омска. Крупная кража из этого состава породила устойчивые слухи о спрятанном в Восточном Саяне золоте Колчака. Это была самая большая перевозка золота на восток, по своей ценности более чем в два раза превышающая суммарную стоимость всех вместе взятых семи предшествующих отправок во Владивосток.
10 ноября 1919 года в Омске сформирован литерный поезд. Он состоял из 29 вагонов с ценностями (из них 28 - с золотом) и 11 вагонов охраны, ещё в 7 вагонах другого состава погружены серебро и платина. Золотой состав замаскировали под санитарный - на некоторых вагонах были знаки Красного Креста. Вот что сообщает об эвакуации газета «Новая русская жизнь»:
«Из Омска отправлено семь военных эшелонов на восток, в одном из которых размещался золотой запас. В эшелонах находилось более 1 тыс. человек, в том числе личный конвой Колчака». Поезда имели литеры «А», «В» - поезд верховного правителя, «С», «Д» - золотой состав, «Е» и бронепоезд. За паровозами шли две блиндированные платформы.
13 ящиков пропало
Из-за смуты гражданской войны до Иркутска «золотой эшелон» добирался чрезвычайно долго. Для сравнения -министры, покинувшие Омск 10 ноября, ехали 2400 км до Иркутска 9 дней, «золотому эшелону» и поезду Колчака, вышедшим из Омска двумя днями позже, на этот же путь пришлось потратить два месяца и три дня. За этот период произошло отречение Верховного правителя Колчака от власти, передача «золотого эшелона» под охрану чехословацким легионерам, а позже - большевикам.
Было также зафиксировано два хищения. Согласно акту комиссии, в Нижнеудинске официально приняли 28 вагонов с золотом: 5156 ящиков, 1678 солдатских мешков, общим весом 21 842 пуда. В Иркутске при передаче большевикам проведена новая ревизия. Не доставало 13 ящиков.
По утверждениям разных историков, из последнего «золотого эшелона» Колчака могло бесследно исчезнуть от 1 до 4-6 млн золотых рублей, однако, наверное, правильнее будет ссылаться на официальные банковские документы и акт ревизии в Иркутске, согласно которым в пути следования произошло лишь две кражи золота: на перегоне перед ст. Тыреть - 13 ящиков на 780 тыс рублей, при погрузке в Омске - мешок на 60 тыс рублей. Всего на 840 тыс рублей. Судьба этих 13 ящиков и одного мешка нуждается в дальнейшем исследовании. Никаких других краж не было!
В отдельных публикациях к кражам из «золотого эшелона» ошибочно прибавляют третье хищение, которое в действительности произошло из седьмой октябрьской поставки золота на ст. Тайга (того самого, захваченного атаманом Семёновым в Чите).
Вагоны-то разные
К числу наиболее часто повторяющихся нелепостей можно отнести утверждения, что вагонов с золотом дошло меньше, чем их было при отправке. Источник этого заблуждения порождён ошибкой при сравнении вагонов разной грузоподъёмности. Ведь из Омска золото перевозилось в двухосных пульмановских вагонах (их максимальная грузоподъёмность в 1920 г. составляла 16 т), а возвращалось золото из Иркутска в более вместительных новых американских вагонах. То есть, содержимое 28 пульмановских вагонов перегрузили в 13 более вместительных американских.
На всём пути следования золото находилось под охраной и жёстким контролем, сопровождавших его финансовых работников. Пломбы на вагонах проверялись неоднократно в течение дня, охрану несли на нескольких периметрах вокруг вагонов смешанные караулы из чехословацких и русских солдат, среди которых на разных этапах присутствовали конвойные из охраны Колчака, затем - черемховские партизаны и политцентровские солдаты. Даже Япония предъявила в Иркутске претензию на то, чтобы к русскому золотому запасу был приставлен их караул.
Сказки, в которые хочется верить
О «золотом эшелоне», следовавшем из Омска в Иркутск, написаны десятки приключенческих романов и сняты фильмы. Английский писатель Брайн Гарфилд в 1974 г. выпустил роман «Золото Колчака», в котором рассказана вымышленная история о пропавшем в годы Гражданской войны золотом эшелоне по пути его следования во Владивосток и последующем противоборстве уже в наше время спецслужб ЦРУ и КГБ, пытающихся найти на необъятных просторах Сибири золотую шахту со спрятанными в ней сокровищами. Несколько ранее подобный сюжет был использован в российском фильме «Золотой эшелон», который продолжают искать многочисленные кладоискатели. В итоге широкое распространение получили неверные сведения о событиях, не имевших места на самом деле.
Шумиха, поднятая вокруг поиска колчаковского золота на дне Байкала глубоководными аппаратами «Мир», может быть объяснена «пиаром» и некомпетентностью консультирующих экспедицию историков. Озвученная исследователями гипотеза о том, что поезд с золотом Колчака в 1920 году упал в воду с моста через Березовскую бухту на Кругобайкальской железной дороге (99-100 км), не выдерживает никакой критики, ведь этот мост на самом деле к описываемому времени уже не существовал - в 1914-1915 гг. он перенесён на р. Выдрино.
О каком золоте вообще идёт речь, если «золотой эшелон» восточнее Иркутска не перемещался и больших недостач золота не существует в природе? Никаких «местных» легенд о затонувшем «колчаковском золоте» в Байкале до начала работы «Миров» на сибирском озере не существовало.
Языком цифр:
При императоре Николае II золотой запас России был одним из крупнейших в Европе. Накануне Первой мировой войны царская Россия по размерам золотой казны уступала только США и Франции. На 1 января 1914 г. запас оценивался в 1695 млн золотых рублей (около 1312 т). К февралю 1917 г., после расходов на Первую мировою войну, он сократился до 1096 млн рублей (848,5 т). Колчаку досталась только половина. В Казани хранилось 651 млн. рублей золота, в хранилищах Нижнего Новгорода - 440 млн. Из доставленного впоследствии в Омск «казанского золота» правительством Колчака истрачено на ведение войны, по данным справки Наркомфина от 6 июля 1921 г, 235,5 млн рублей - 1/3. Из Иркутска в Казань было возвращено 409,6 млн рублей, т.е. 2/3 «казанского золота». Ещё раз обращаем ваше внимание на официальные данные: возвращены две трети, истрачена одна треть.
Обнаруженные 30 августа 2009 г на глубине 1350 м при погружении «Мира» на 132 км Кругобайкальской железной дороги обломки вагонов могут быть не времён Гражданской войны, а относиться к одному из 15 известных крушений поездов, происшедших за период с 1930 года до 1962 года. Нет никаких веских доказательств о принадлежности найденных на дне железнодорожных вагонов не только к «колчаковскому золоту», но и к годам Гражданской войны.
Кстати:
2 декабря на Байкале начались съёмки двух фильмов «Золото Колчака» и «Глубинный телескоп Байкала». Группа Федерального космического агентства готовит их для телеканалов «Дискавери» и «Вести», сообщила сотрудник пресс-службы ВСЖД Альбина Павленко:
- Это очень серьёзный проект. Основной задачей фильмов станет популяризация озера Байкал и Прибайкалья, а также привлечение внимания к развитию железнодорожного туризма на Байкале. Картины расскажут и о Кругобайкальской железой дороге как уникальном памятнике промышленной архитектуры, аналогов которого нет в России. Картины выйдут в эфир в 2010 году.