Художник и время

13 мая Государственный русский драматический театр имени Н.А.Бестужева чествует главного художника БРОЙКО Вадима Михайловича, заслуженного деятеля искусств РСФСР, трижды лауреата Государственной премии Республики Бурятия, члена союза художников России, лауреата премии «Хрустальная роза» Виктора Розова (г.Москва), доцента, Почетного профессора Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

В фойе театра по случаю двойного юбилея - 70-летия и 50-лет в искусстве - развернется выставка работ художника, где будут представлены макеты и эскизы костюмов к спектаклям русского и бурятского театров, пейзажи, афиши с автографами актёров, семейные фотографии, в том числе и старинные. После знакомства с выставкой гостям торжества будет представлена комедия «Горе от ума» А.Грибоедова, созданная в сценическом пространстве Вадима Михайловича.

Имя сценографа Бройко более 40 лет мы видим на афишах театров нашей республики. Свой первый спектакль «Таня» А. Арбузова на профессиональной сцене он оформил в Московском театре-студии киноактера в 1969 г. Первая его премьера в Бурятии – спектакль «Доржи Банзаров» Н. Дамдинова - состоялась в Государственном Бурятском академическом театре драмы имени Хоца Намсараева, куда Вадим Михайлович был приглашен главным художником.

В 1973 году коллектив бурятского театра участвовал во II Всероссийском фестивале национальной драматургии СССР в Ленинграде со спектаклем «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова. Сценографию художника Бройко оценили высоко. Прекрасный пейзаж горной Киргизии, световой занавес из автомобильных фар точно сопрягались с режиссерским решением спектакля-исповеди С. Будожапова. В итоге - признание жюри и диплом первой степени.

Работа В.М.Бройко в этом спектакле была отмечена еще одной престижной наградой - Государственной премией Бурятской АССР. Далее последовали: романтическое оформление спектакля «Страна Айгуль» М. Карима, плакатно-тревожное сценографическое решение постановки «Мой бедный Марат» А.Арбузова. Затем шла целая череда пьес национальной драматургии: «Тангарик» Цырена Шагжина, где с большой правдой передана суровая атмосфера жизни Бурятии 20-х годов; красочный праздничный спектакль «Неуловимый Сэнгээ» Ч. Ойдоба. Журнал «Огонек» в 1976 году писал: «Интересны были для московского зрителя работы художника В. Бройко к спектаклям: «Кнут Тайши» и «Неуловимый Сэнгээ». Здесь видишь настоящее пиршество красок при исторической достоверности и лаконичности сценографии».

Сам художник признается: «Мне повезло, в Бурятии я встретил удивительно талантливых режиссеров, художников, актеров. Мне дорога дружба с главным режиссером театра тех лет, народным артистом РСФСР Ф.С. Сахировым. Все основные спектакли театра я создал с ним. Тогда и возник творческий союз столь необходимый между художником и режиссером. Мы ставили задачи пластического воплощения драматургии. Одна из удач – спектакль «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского. Впечатления о нем были опубликованы в журнале «Театральная жизнь» (1981г.): «Романтичность мироощущения проявляется в сценографии скупо и мужественно. Конструкция палубы корабля в свинцовой гамме, вздыбленность перспективы, ощущение, что тонны воды сейчас прорвутся и на матросов и на орудие. Создается напряженный облик спектакля».

В бурятском театре с участием художника В.М. Бройка осуществлено 45 постановок, он плодотворно работал с такими режиссерами, как заслуженный артист РСФСР Аюшин Б.Г., народный артист РСФСР Будожапов С.Д. Спектакль, созданный в сотрудничестве с заслуженным деятелем искусств Бурятской АССР Цыренжаповым Ц.Ц. «Беседы при ясной луне» по В. Шукшину - своеобразный гимн Деревне, в котором удачно сочетались правда жизни с вымыслом постановщиков. Спектакль получился по - человечески теплым и понятным зрителю.

С 1978 года Вадим Михайлович является главным художником Государственного русского драматического театра им. Н.А. Бестужева. Здесь он создал сценографическое решение к более ста спектаклям по мировой классической и современной драматургии.

Необходимо вспомнить такой спектакль как «Медея» Еврипида. Журналист газеты «Красное знамя» в 1980 году во время гастролей театра в г. Владивосток делился впечатлением: «Художник спектакля В. Бройко помог зрителю окунуться в атмосферу античной трагедии. В глубине сцены получилась отличная площадка для решений пластических мизансцен. Впереди, как своеобразная завеса, перекрыли сцену две гигантские колонны, вначале спектакля они медленно поднимутся и встанут гордо и величаво. Ступени портика красивыми мягкими складками покрывает белая ткань, которая в руках хора и самой Медеи будет превращаться то в прекрасный шарф, то в фату невесты, то в белый саван…»

Режиссер Борис Горбачевский в 1996 году поставил спектакль «Чайка» А. Чехова, сценография и костюмы Вадима Бройко. Обозреватель «Восточно-Сибирской Правды» Анатолий Семенов вспоминал о гастролях театра в г. Иркутске: «Режиссер вместе с художником-постановщиком вводит нас в мир чудесный и чарующий. Усадьба Сорина обрамлена изящными тюлями с силуэтами деревьев. Спектакль пронизан высокой театральной эстетикой».

Надо отметить участие В.М. Бройко в многочисленных художественных выставках. Его работы выставлялись на республиканских, всесоюзных, российских, международных выставках; экспонировались в Монголии, Китае, Индии, Франции, а также – в Армении, Москве, Ленинграде, Казани, Хабаровске, Иркутске, Владивостоке.

В 1991 году Указом Б.Н. Ельцина В.М. Бройко было присвоено высокое звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 2000 году Указом Президента В.В. Путина - награжден Орденом Дружбы.

В.М.Бройко занимается педагогической деятельностью. Уже 13 лет преподает в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. В 2007 году ему присвоено ученое звание доцента кафедры сценографии и сценического костюма. Совеем недавно - 4 апреля 2011 ученым советом академии культуры и искусств ему присвоено звание «Почетный профессор» академии.

Художник пишет книгу «Из прошлого в будущее», где подробно описывает совместную работу с прекрасными режиссерами Государственного русского драматического театра: Зинаидой Внуковой, Александром Азаревичем, Николаем Логачевым, Алексеем Бурковым, Андреем Штейнером, Владиславом Константиновым и т.д. Вадим Михайлович в расцвете творческих сил, впереди у него много новых открытий в своем большом деле, название которому – ТЕАТР.

"Байкал24" впервые опубликовано

пн вт ср чт пт сб вс