Цезарь и Клеопатра: история любви или борьба за власть?

70-й сезон Иркутского музыкального театра завершился премьерой

28 апреля в Музыкальном театре имени Н.М.Загурского состоялась последняя премьера сезона — показ музыкальной драмы «Цезарь и Клеопатра», поставленной заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Подгородинским (Санкт-Петербург). Материалом для этого красочного действа послужила одноименная пьеса Бернарда Шоу, музыка Александра Журбина, автором либретто стала Жанна Жердер.

Шоу закончил пьесу в 1898 году, и это был его взгляд на то, какой должна быть современная ему драма. Писатель боролся с культом Шекспира и романтическими веяниями XIX века, поэтому трактовка истории взаимоотношений Цезаря и Клеопатры у Шоу отличается от всего того, что было создано предшественниками.

Из уроков античной истории нам известно, что, прибыв в Египет, Юлий Цезарь сделал 16-летнюю Клеопатру своей любовницей, а когда ему пришла пора возвращаться в Рим, она последовала за ним. У Шоу отношения Цезаря и Клеопатры лишены откровенной эротической окраски. Внимание обращено к другому — Цезарь встретил Клеопатру еще совсем ребенком, девочкой, которая боится своей няньки. Он заворожен ее молодостью и наивностью, и в то же время хочет сделать из нее настоящую царицу Египта, независимую и бесстрашную, осознающую свою власть над людьми. И он, непобедимый полководец, выступает наставником Клеопатры, ее мудрым советчиком.

Во времена елизаветинской драмы существовал прием, в котором спектакль предварялся «прологом» — появлением актера, который сообщает зрителю, так сказать, вводную информацию, все то, что необходимо знать для понимания действа. У Шоу в прологе «выступает» Ра — бог Солнца. В спектакле это массовая сцена, представляющая собой синтез вокала, хореографии и демонстрацию бесконечно красивых костюмов (художник по костюмам — София Зограбян).

Как только раздвигается занавес, взгляду зрителя предстает огромный Сфинкс. По ходу действия он будет трансформироваться в различные части декораций, но именно этот величественный символ Египта будет не раз появляться на сцене (над сценографией работал лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Степан Зограбян). Сфинкс станет местом первой встречи Цезаря (народный артист РФ Владимир Яковлев, артист Евгений Алешин) и Клеопатры (артистки Юлия Пихтина, Светлана Щерботкина). Здесь же он дает первый урок своей ученице — не бояться ничего и никого: «Как бы сердце твое ни трепетало от ужаса, как бы ни был для тебя страшен Цезарь, ты должна встретить его как мужественная женщина и великая царица».

Светлане Щерботкиной в роли Клеопатры удалось достоверно показать это превращение из девочки в женщину. Но ее героине пока далеко до Цезаря. Он учит ее действовать смело и решительно, когда надо устранять препятствия, а она прибегает к кровавой расправе над неугодным ей человеком. Думается, что в этом находит свое отражение линия любви, которая находится несколько в тени, но все же проходит сквозь все действие. Клеопатра, как всякая влюбленная женщина, поддается эмоциям, но как царица находит им совершенно иной выход — насилие.

Она обрушивает свой гнев на Фтататиту (Анна Рыбникова, Елена Барабошкина), свою няньку и наставницу. Яркий и колоритный образ создала актриса Елена Барабошкина, показав развитие своей героини практически от правительницы страны до покорной прислужницы. Считалось, что до встречи Клеопатры и Цезаря Фтататита заправляла всем во дворце, вершила и государственные дела, несмотря на то, что у Египта была не только царица, но и царь — Птолемей (Александра Гаращук, Юлия Панченко), младший брат Клеопатры. Нежный голос исполнительниц очень подходит для создания образа маленького мальчика, волею судеб оказавшегося на троне, который он никак не мог поделить с сестрой. Оба они еще дети и не понимают, сколько власти концентрируется в их руках. Чего стоит только сцена, где Птолемей хочет уступить трон Цезарю просто потому, что хорошо воспитан, а рядом не нашлось стула для полководца…

Цезарь в исполнении Евгения Алешина от начала и до конца остается самым трезвым и рассудительным героем драмы. Великий Гай Юлий Цезарь, римский государственный деятель, полководец, покоривший полмира, увенчанный славой, не может устоять перед юным очарованием шестнадцатилетней царицы Египта, но даже это чувство не влияет на его решения. Он строго следует цели и в государственных делах редко поддается чувствам, в отличие от Клеопатры. Правда, в сольных партиях Евгений Алешин давал волю эмоциям своего героя, отчего Цезарь становился ближе и понятней.

В минуту отчаяния Клеопатра очень точно говорит о Цезаре: «Как любить бога? И потом, я люблю другого римлянина, я видела его задолго до Цезаря. Он не бог, но он умеет любить и ненавидеть. Я могу заставить его страдать, и он может заставить страдать меня».

Балетмейстером в мюзикле выступил народный артист Бурятии Олег Игнатьев (Санкт-Петербург). В хореографии отчетливо ощущаются египетские мотивы, что создает атмосферу еще более узнаваемую и позволяло глубже погрузиться в историю. Правда, порой балеринам было трудно, особенно когда требовалось проявить силовые приемы, — это на какие-то мгновенья лишало их привычной легкости, но потом все становилось на свои места…

Постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский во время общения с журналистами рассказал о своем видении пьесы, которое отличается от того, что имел в виду Шоу:

— Я не ставил перед собой задачи модернизировать пьесу Бернарда Шоу — я думаю, новые нотки в эту историю внес Александр Журбин, решив написать свою музыкальную драму. Для меня эта история ценна тем, что Ее Величество Любовь здесь — активна. Происходит воспитание любовью молоденькой девочки, которая должна стать царицей и нести тяжкое бремя власти. Это чувство должно здесь быть животворящим, действенным. Цезарь эту девочку лепит, растит, что очень важно. Отдавая Клеопатре свой разум, сердце, свой опыт, он и сам многое берет от Клеопатры — становится моложе, острее, динамичнее. Любовь — чувство и состояние обоюдное, иначе это не любовь. Такова философская концепция этой пьесы.

Журналисты и дальше атакуют режиссера:

— Это уже не первая ваша постановка в Иркутске — начиная в этом театре новый проект, вы как-то учитываете возможности театра или ему под силу любое произведение?

— На самом деле — да, любое! Этот театр многогранен и широк в своих возможностях, в его репертуаре есть все, от рок-оперы до классической оперы. Я ставил здесь «Прелести измены» — история в современном европейском стиле; очень серьезна постановка «Скрипач на крыше» — это драма, основанная на непростых социально-психологических проблемах, и вот сейчас — музыкальная драма с элементами шоу. По театральным жанрам это совершенно разные произведения, и театр с ними справляется!

И это при том, что коллектив немного устал: «Цезарь и Клеопатра» — уже восьмая постановка за сезон, но — собрались, напряглись, и все получилось.

…Пообщаться с прессой нашел время и один из исполнителей главной роли Евгений Алешин.

— Как вы считаете, найдет ли отклик эта постановка в сердцах зрителей? Нашла ли отклик она в сердцах актеров, которые заняты в спектакле?

— Я очень доверяю мнению режиссера Владимира Подгородинского, и если он посчитал, что мы сможем взять эту постановку, то значит, так тому и быть. Пьеса интересная и как постановочный материал достаточно свежая. Найдет ли она отклик? Будем надеяться! Ну а мы постараемся, чтобы зритель принял эту историю, как говорится, близко к сердцу.

— В чем пришлось себя ломать для этой роли?

— В жизни я, пожалуй, лиричнее, нежели Цезарь. Он жесткий, сильный человек… Завоеватель мира.

Заведующая литературной частью театра Людмила Негода рассказала, что первая постановка «Цезаря и Клеопатры» на музыку Александра Журбина состоялась в Московском театре оперетты и прошла как бенефис Герарда Васильева, занятого в главной роли. После этого Иркутский музыкальный театр стал вторым, кто взялся за эту постановку.

…А пока зритель с придыханием следит за окончанием этой истории. Цезарь покидает Египет и чуть не забывает попрощаться с ней, с Клеопатрой! Что это? Маневр опытного полководца, позволяющий помедлить с отъездом, или он действительно равнодушен к женщине, которая больше не интересует его? Мне кажется, тот Цезарь, которого увидела я, немного лукавил, и любовь все же проникла в сердце холодного, трезвого прагматика.

Юлия Якимова, специально для «Байкальских вестей».

Фото Игоря Сирохина, специально для «Байкальских вестей»







пн вт ср чт пт сб вс