Закон Божий или светская этика?

Школьникам нужно определиться, какой предмет они будут изучать — основы религий или светский этикет

С сентября 2012 года в российских школах появится новый предмет — основы религиозных культур и светской этики. К его введению в Иркутске относятся неоднозначно. Между тем до марта нынешнего года школьники и их родители должны выбрать основное направление нового предмета — будут это основы православия или буддизма, мировых религий или светской этики. К тому же с февраля по август иркутские учителя, которым предстоит преподавать новый предмет, пройдут специальную подготовку на курсах повышения квалификации.

Нравственные основы

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) включены Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 2012 года. На официальных интернет-ресурсах, посвященных новому предмету, можно прочитать, что цель введения нового предмета — «формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений».

Как говорится в информации пресс-службы губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области, учебный курс предполагает безоценочный принцип обучения, по одному часу в неделю в течение всего учебного года. Учебники для предмета планируется приобрести за счет части средств, рассчитанных на модернизацию образования.

Разделились поровну

Однако введение предмета привело к массе сложностей. Первые изданные по новой дисциплине учебники показали, что в вопросах идеологии трудно избежать оценочных суждений, даже если дело касается написания учебного пособия. Экспертами Российской академии наук были проанализированы шесть подготовленных в 2010 году учебников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе по основам православной культуры, и по всем были даны негативные отзывы. В частности, указывали эксперты, учебники по той или иной религии представляют собой не объективную безоценочную информацию, а больше напоминают религиозную доктрину: навязывают религиозные взгляды, учат, как проводить ритуалы и молиться. Были изданы новые учебники, однако пока неясно, насколько они отвечают задачам нового учебного курса.

Новость о введении новой дисциплины неоднозначно восприняли родители тех четвероклассников, которым предстоит изучать этот предмет. Согласно всероссийскому опросу Левада-центра, 44% опрошенных россиян высказались за преподавание в школах основ религии, 43% против этого, 13% затруднились высказать мнение по данному вопросу.

Не в восторге от новшества и родители иркутских школьников. Они опасаются, что их детей вовлекут в то или иное религиозное учение, если преподавание будет вестись с акцентом на определенную религиозную идеологию. Некоторые просто не доверяют любым изменениям в образовании, касается это ЕГЭ, религиоведения или чего-то другого.

Что касается учителей, то тут мнения разделись. К примеру, в одной из иркутских школ преподаватели начальных классов поддерживают введение нового предмета. По их словам, изучение нравственных основ религий, скорее всего, положительно скажется и на успеваемости учеников, и на их поведении.

— Родители не всегда уделяют достаточно времени воспитанию детей, поэтому бывает, что у младших школьников не сформированы понятия о каких-то базовых ценностях. О том, что нужно уважать старших, помогать родителям, бабушкам, дедушкам, знать этические нормы поведения в обществе, как вести себя в храме, синагоге, — говорит Ольга Александровна, педагог одной из иркутских школ. — Поэтому, мне кажется, такой курс крайне необходим.

Повсеместно и с первого класса

В Иркутске есть педагоги, которые экспериментально, по специальным программам еще с 90-х годов вели учебный курс по истории религий. К таким учителям относится и протоиерей Вячеслав Пушкарев, инициатор введения религиоведения в Иркутском государственном университете. Он имеет многолетний опыт преподавания дисциплины «История религии» в средней школе и в вузе.

— Как школьный учитель с более чем двадцатилетним опытом работы и как университетский преподаватель, смею думать, что 4-й и 5-й классы для начала познания этого предмета — время достаточно позднее, — говорит протоиерей Вячеслав Пушкарев. — Начинать надобно в первом классе и заканчивать в седьмом, когда у детей происходит мировоззренческая ломка. Тогда им будет проще сформировать собственное суждение о мире. К повсеместности введения данных дисциплин отношусь очень положительно. Ведь жизнь наша должна быть такова, чтобы все могли друг друга понимать с полуслова и при этом жить по примерно одинаковым моральным ориентирам и ценностям, дабы наш мир не имел постоянной тенденции к саморазрыву и самоуничтожению изнутри. Для нормального восприятия предмета, считает протоиерей, необходимы интересная программа, увлекательные учебники и харизматичные учителя. По той же причине на занятиях не должно быть никаких экзаменов и тестов.

Алена Байбородина, «СМ Номер один»

пн вт ср чт пт сб вс