Николай Статных пошел в народ

Его считают великолепным графиком, однако живопись у него ничуть не слабее. У всех картин мастера есть одна особенность – в них хочется долго вглядываться, ведь каждая, объемная и многоплановая, раскрывается только перед внимательным зрителем. Во вторник в иркутской галерее «Дом художника» открылась персональная выставка Николая Статных, посвященная 40-летию творческой деятельности. Она будет работать до 24 декабря, а затем отправится в Шелехов, Усолье-Сибирское, Саянск, Черемхово, Усть-Илимск, другие города и поселки региона. Проект передвижной экспозиции поддержало министерство культуры и архивов Иркутской области.

– На эту выставку меня вдохновили художники-передвижники – люди, которые уходили в народ, – признался на открытии Николай Статных. – Сейчас это кажется смешным, но они искренне верили в то, что делали, и заражали других. Я думаю так: столица столицей, но мы живем в Сибири – и должны нести культуру в народ.

Вторит ему искусствовед Иркутского художественного музея, куратор выставки Тамара Драница:

– Прошло то время, когда иркутских художников знали в телятниках и на нивах. А происходило это не просто так, мы – искусствоведы – с картинками от общества «Знание» постоянно ездили по области. Сейчас многое изменилось, но понятие русской реалистической традиции вновь становится значимым. А Николай Статных является ее ярким представителем. В его работах есть и символика, и сакральные глубины, и ветвистая метафора.

На выставке творчество Николая Статных представлено в ретроспективе. Например, в первом зале можно увидеть одну из самых ранних работ – автопортрет с граненым стаканом. Художник написал его в 1967 году, учась на втором курсе Иркутского художественного училища. Рядом – большой, в полный рост, портрет матери в обрамлении роз и гераней и портрет отца, сворачивающего самокрутку.

– В живописи я работаю от впечатления: не думаю, как краски мешать, – рассказал Николай Статных. – Мать я писал еще с натуры, когда она была жива. В картине даже есть элементы коллажа – старые фотографии моих братьев и сестер. Все это я делаю прежде всего для себя, а потом зрителю представляю. Если два-три человека поймут – хорошо. А зачем мне много? Это в книжной графике, которая носит прикладной характер, или в дизайне важно: есть заказчик, проект.

Кстати, в Союз художников Николай Статных был принят в 1977 году за свои дизайнерские работы – единственный в Сибири. Правда, было это в Новокузнецке, куда после окончания училища он уехал вместе с супругой – художником Людмилой Статных по распределению. Там мастер погрузился в одну из сквозных тем своего творчества.

– В Новокузнецке я собирался делать Дом-музей Федора Достоевского, литературу накопал, но проект сорвался, – рассказал Николай Статных. – Писатель жил в этом городе в ссылке и там познакомился с Марией Исаевой, в то время женой спивающегося учителя гимназии. Именно она стала прообразом Настасьи Филипповны в «Идиоте». Вот живописный портрет писателя, на заднем плане Омский острог, я специально ездил туда.

Во втором зале выставки – два графических портрета Марии Исаевой и Федора Достоевского. Работы сделаны методом автолитографии. Кстати, Николай Статных владеет всеми графическими техниками: рисунком, монотипией, линогравюрой, офортом. Последний – его любимый – требует высочайшего мастерства. И художник, несмотря на вредное влияние на здоровье (при производстве офорта используется азотная кислота) и невостребованость этого вида искусства, продолжает им заниматься.

Николая Статных считают одним из лучших книжных графиков. За свою творческую жизнь он оформил около 100 книг. При этом он – интеллектуал – прекрасно разбирается в литературе и мифологии.

– Многие мои работы литературного плана, – признается художник. – И я к литературе отношусь особенно. У меня есть целая серия живописных полотен, посвященных литературе.

Елена Орлова

Фото: Лариса Федорова

пн вт ср чт пт сб вс