Дистанционное образование становится нормой

В Приангарье на финансирование проекта дистанционного образования детей-инвалидов в 2013 году запланировано направить более 30 млн рублей. Эти средства пойдут на приобретение компьютерной техники, которая используется в процессе обучения ребят, не имеющих возможности посещать школу.

На данный момент комплектами оборудования в Приангарье уже оснащены 536 детей с ограниченными возможностями и 413 педагогических работников. 12 июля в Центре дистанционного образования Института развития образования Иркутской области, где осуществляется координация проекта, побывали представители регионального правительства и журналисты. Общаясь с педагогами и учениками, они убедились, что дистанционное образование позволяет не только получать новые знания, но и успешнее социализироваться.

– Никита, добрый день. Мы хотим еще раз поздравить тебя с получением золотой медали! – заместитель председателя правительства Валентина Вобликова в режиме он-лайн беседует с Никитой Седых. Сейчас он находится у себя дома в Киренске, а недавно выпускник 11 класса получал золотую медаль в областном центре. Парень с детства страдает тяжелым физическим недугом, и когда вместе с родителями он поднимался на сцену, зал аплодировал этой семье стоя.

– Мы очень рады твоим успехам, – продолжает Валентина Вобликова. – Скажи, как сейчас складывается твоя судьба?

– Я дистанционно продолжу обучение в Евразийском открытом институте. Он находится в Москве. Я выбрал специальность «бизнесинформатика», – отвечает молодой человек. – Дистанционное образование открыло для меня много новых возможностей. В первую очередь – это дополнительные знания. Более того, информация часто представлялась в наглядном виде. Есть, допустим, схемы, презентации, которые можно просмотреть, изучить. Лабораторные работы проводились непосредственно на оборудовании, которое нам предоставили. Самим создать такую лабораторию невозможно. Он-лайн тестирование – это фактически подготовка к ЕГЭ. И вот что еще можно отметить: практически все тесты оцениваются автоматически, то есть оценка дается объективно. Этот проект очень эффективен, – резюмирует Никита.

Обучать детей-инвалидов дистанционно в Прибайкалье начали в 2009 году. В рамках реализации проекта за три года были оснащены рабочие места 536 ребят с ограниченными возможностями и 413 педагогов.

Они получили необходимые комплекты компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники, программного обеспечения, адаптированных с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов. Участникам образовательного процесса открыт доступ к учебно-методическим материалам – дистанционным курсам в сети интернет, сформированы учебные группы, определены сетевые педагоги.

– Каждый ребенок, за исключением тех, у кого есть тяжелые ограничения здоровья, получает не только компьютер, но и цифровой микроскоп, фотоаппарат, программированный конструктор и пр. Ребята могут создавать различные проекты, программные продукты. Они могут даже мультфильмы делать. Дети очень активные, они организуют сетевые выставки. Наши ребята в прошлом году участвовали в международном конкурсе по информатике, который проводил Иркутский государственный лингвистический университет. По результатам конкурса они попали в финал. Кстати, когда подводили итоги, и организаторы выяснили, что эти ребята – инвалиды, то они были просто поражены, – говорит руководитель регионального Центра дистанционного образования Института развития образования Иркутской области Светлана Гершпигель.

Возглавляемый ею Центр является региональным оператором реализации этого направления образовательной деятельности. Здесь организуют учебный процесс, осуществляют еженедельный мониторинг, в том числе состояния доступа как детей, так и учителей к сети интернет. Кстати, трафик для них обеспечивается каждый день в течение 24 часов, вне зависимости, идет учебный год или наступили каникулы. Тем более что с ребятами общаются не только предметные педагоги, но и узкие специалисты – дефектологи, логопеды, психологи и др. К тому же детям, которые обычно все время проводят дома, требуется больше общения. Одна из юных участниц проекта так и написала своим преподавателям: «Такое ощущение, что теперь у меня полный дом гостей всегда».

А еще ребята отныне могут познакомить других со своим творчеством. Аида Акулова из Братска отправляет педагогам свои стихи и прозу. Некоторые литературные опыты девочек размещаются на выставках и публикуются.

– Я всю жизнь хотела быть писателем. Еще лет в пять я научилась читать. И первые работы были написаны печатными буквами в тетрадках, сейчас я с удовольствием разбираю эти свои каракули. После школы хочу поступить на филологический факультет, – делится планами Аида.

С каждым годом в проекте дистанционного образования появляются новшества. Так, в 2011 году создана региональная информационно-образовательная среда «Школа без границ». Дети получили возможность обучаться не только на федеральных образовательных ресурсах, но и на областных. Помимо этого был создан и введен в действие электронный «Школьный журнал». Также появились муниципальные сетевые площадки, где между собой общаются педагоги, участвуют в педсоветах, семинарах, делятся опытом, проводят различные конкурсы.

– Проект дистанционного обучения детей-инвалидов начинал развиваться с приоритетного национального проекта «Образование». И во многих регионах России, в отличие от Прибайкалья, с прекращением федерального финансирования он остановил свою деятельность. А в Иркутской области на его развитие в этом году направлено более 7 млн рублей. Еще 24 млн рублей в рамках федерального проекта по модернизации общего образования также будет направлено на приобретение самого современного оборудования для обучения детей-инвалидов, которым необходимо не только раскрыть образовательное пространство, но и обеспечить успешную социализацию. Этот проект имеет важное социальное значение, к нам для ознакомления с ним приезжают из других регионов, поэтому он будет иметь продолжение, – уверена и.о. министра образования Иркутской области Елена Осипова.

В министерстве отмечают, что этот проект дал толчок для развития дистанционного образования в целом. Сейчас с помощью интернета педагоги, например, проводят занятия в малокомплектных, отдаленных школах. Всего в программе задействовано более 700 учителей и 2,5 тыс. учащихся. А в новом учебном году дополнительными образовательными услугами планируется охватить уже порядка 4,5 тыс. детей.

Автор: Юлия Мамонтова

Автор фото: Лариса Федорова

"Байкал24"

впервые опубликовано

пн вт ср чт пт сб вс