В Хакасии пытаются сохранить родной язык

В Бейском районе прошло собрание родов хакасского народа, посвященное изучению родного языка в школах района. Между тем, этот вопрос сегодня волнует не только жителей Беи, но и всей Хакасии. Отталкиваясь от результатов проведенной в Бее встречи, мы решили проанализировать, что же делается в республике для сохранения хакасского языка.

Хакасская народная мудрость гласит: «Отца корни – в тебе, матери сердце – в тебе, а язык твоего народа – в мире». Через язык мы не просто познаём мир, через язык мы несём в мир мудрость прошлого, творим настоящее, язык связывает поколения и ведет нас к будущему.

В Бейском районе свой родной язык в школе изучают 94% детей хакасской национальности (472 ребенка). В одиннадцати школах хакасский язык изучается как самостоятельный предмет, в пяти образовательных учреждениях района он изучается факультативно, и в Табатской школе ведётся кружок хакасского языка.

«Наше «завтра» начинается с сегодняшнего дня, с того, каких детей мы вырастим, – отмечает директор Куйбышевской школы Галина Толмачёва. – В нашей школе трудится работоспособный, творческий коллектив: есть учителя с большим опытом работы, а есть и совсем молодые. И наш коллектив добивается неплохих результатов. Например, в прошедшем учебном году из 19 выпускников, 13 поступили в высшие учебные заведения на бюджетные места. Мы рады, что национальным школам администрацией района, Министерством образования и науки республики уделяется большое внимание. Вы знаете, что идёт строительство мини-школы – учительского дома – в аале Койбалы, и в этом году начнётся строительство такой же школы в аале Шалгиново».

Всего в школах района работает 49 учителей хакасского языка и литературы. Для повышения престижа профессии учителя родного языка администрация района с 2012 года приняла беспрецедентное решение: производить компенсационные выплаты в размере 100% к должностному окладу за каждый урок хакасского языка, занятие кружка, факультатива.

«Я хочу поблагодарить Администрацию Бейского района за прекрасное отношение к родному языку, – подчеркнула в своем выступлении Клавдия Чебодаева, учитель Куйбышевской школы, неоднократный призёр республиканских конкурсов учителей родного языка. – Педагог, преподающий родной язык, держит дух хакасского народа, на нем держится язык, он ведет детей вперед. И, конечно, со своей стороны, мы, учителя родного языка, приложим все усилия, чтобы в нашем районе хакасский язык зазвучал, стал действительно языком общения».

А завуч Красноключинской школы, финалист республиканского конкурса «Учитель хакасского языка – 2011», соавтор электронных пособий по хакасскому языку для начальной школы Ольга Сагалакова отметила, что не нужно сидеть на месте, нужно работать, тогда и результаты будут налицо.

Так, например, в той же Красноключинской школе еще в 2009 году освоили работу на интерактивной доске, распространили опыт работы школы на уровне района и республики. Чтобы заинтересовать детей, педагоги школы самостоятельно создают электронные дидактические материалы, разрабатывают уроки с использованием интерактивной доски. А уже к концу текущего учебного года планируют создать электронный сборник материалов из опыта работы учителей своей школы.

«Считаю, что не нужно ждать погоды от природы, нужно просто работать. Все зависит от нас самих!» – подчеркнула О. Сагалакова.

Между тем, все выступающие отметили, что развивать любовь к родному языку, прививать его должна не только школа, но и семья. А вот здесь зачастую и кроется проблема. Сегодня далеко не в каждой хакасской семье говорят на родном языке. Зачастую в школу приходят дети, которые говорят только по-русски, более того, родители не всегда хотят, чтобы их ребенок изучал родной язык, считая это не нужным.

«Школа, общественность, государство много делают для воспитания любви, интереса к родному языку, но каждый ребёнок с первых дней своей жизни проходит самую главную школу – школу семьи, – подчеркнула в своем выступлении начальник Управления образования Администрации Бейского района Ольга Чаптыкова. – Уважаемые члены собрания хакасских родов, необходимо всемерно содействовать тому, чтобы хакасский язык вернулся в первую очередь в семью и стал главным инструментом семейного общения. (…) Решение многих проблем зависит от нас самих, от нашей самостоятельности, инициативы, желания изменить жизнь к лучшему. А государство помогает и будет помогать тем, кто движется вперед».

Что делается в целом по республике для сохранения и развития родных языков мы решили спросить у Министра образования и науки Республики Хакасия Галины Салата. Вот что она рассказала.

– В настоящее время в школах Хакасии обучается более восьми тысяч детей титульной нации. Из них родной язык изучают порядка шести тысяч детей (это 69% от общей численности). Хакасский язык преподается в 102 образовательных учреждениях, – отметила министр образования и науки. – Как самостоятельный предмет он изучается в 83 школах, факультативно – в 18, через кружковые занятия – в одной школе. Таким образом, основной формой изучения хакасского языка является его изучение как самостоятельного учебного предмета.

Более того, по словам Г. Салата, в 21 образовательном учреждении республики 425 детей коренной национальности с 1 по 4 класс изучают все предметы (кроме русского) на родном языке. В результате, уже к пятому классу дети достаточно хорошо владеют сразу двумя языками – русским и хакасским.

Следует отметить, что в 2011-2012 учебном году факультативное изучение хакасского языка начали в «Лицее» г. Черногорска, школе № 1 г. Сорска, в двух училищах Аскизского и Таштыпского районов и в Бейской коррекционной школе. Увеличилось количество детей, изучающих хакасский язык, в Аскизском, Бейском, Алтайском и Ширинском районах.

Сегодня все учащиеся образовательных учреждений Республики Хакасия с 1 по 11 классы обеспечены бесплатными учебниками хакасского языка и литературы.

– Кроме того, изучение хакасского языка организовано в 31 детском саду республики (18% от общего количества детских садов), – продолжает Галина Александровна. – Созданы условия по изучению хакасского языка в детских садах г. Абакана, а также Аскизского, Алтайского и Таштыпского районов. Во всех детских садах, где организовано изучение родного языка, установлена доплата воспитателям детских садов в размере до 15% от ставки заработной платы за обучение хакасскому языку за счет муниципальных бюджетов.

Интересен опыт работы воспитателей, обучающих детей хакасскому языку, дошкольных учреждений «Кристаллик» и «Светлячок» города Абакана, «Тополек» и «Родничок» с. Аскиз.

С 2006 года республиканским ресурсным центром по направлению «Развитие этнокультурного образования в Республике Хакасия» является Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова. Гимназия успешно выполняет одно из своих главных назначений – формирование этнического самосознания обучающихся.

Ежегодно учащиеся гимназии становятся лауреатами, призерами и победителями в городских, региональных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах. Отметим, что 95-98% выпускников национальной гимназии ежегодно поступают в престижные вузы республики и России.

В целях популяризации родного языка и национальных традиций в Хакасии ежегодно проводятся олимпиады по хакасскому языку и литературе. В этом году олимпиада была посвящена 150-летию со дня рождения Н.Ф. Катанова. В ней приняли участие более 250 школьников со всей Хакасии.

Победители республиканской олимпиады прошлого года принимали участие в заочном этапе Межрегиональной Олимпиады школьников по родным языкам и родной культуре коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Так, Александра Мамышева и Карина Сагалакова из Хакасской национальной гимназии им. Н.Ф. Катанова» отмечены дипломами Новосибирского госуниверситета.

– Традицией стало проведение республиканского конкурса учителей хакасского языка и литературы, причем количество участников с каждым годом увеличивается, – подчеркнула министр образования и науки республики. – Так, победители конкурса Мария Кызласова, Лариса Чекурова и Елена Карачаковапринимали участие во Всероссийском конкурсе учителей родных языков, который ежегодно проходит в Москве. Причем, Лариса Чекурова и Елена Карачакова в 2010 и 2011 годах заняли вторые места среди всех участников, представлявших многие субъекты России, а Мария Кызласова стала призером и награждена Почетным знаком «Достояние Сибири».

Хочу особо отметить, что вопросы сохранения и популяризации языков малых народов, проживающих на территории Хакасии, имеют первоочередное значение. И целенаправленную планомерную работу необходимо проводить не только на школьных занятиях, но и во внеурочное время.

Так, в целях сохранения хакасского языка, культуры и национальных традиций проводится много фестивалей, встреч, круглых столов. К примеру, ежегодно в республике проводится Международный молодёжный фестиваль интернациональной дружбы «Ынархас чоллары» («Дороги дружбы»), который проходит под эгидой ЮНЕСКО. Сейчас уже ведется подготовка к проведению фестиваля «Ынархас чоллары – 2012», посвященного 150-летию со дня рождения Н.Ф. Катанова. Благодаря таким мероприятиям у ребят появляется интерес к истории, культуре, традициям родного народа, возникает идентификация личности с богатством родной культуры, гордость за свой народ и его культурное наследие.

Вопросы обучения детей родному языку решаются и в летний период. Так, прошлым летом культурно-этнографические профильные смены были открыты в нескольких оздоровительных лагерях. В лагере «Березка» Бейского района данная тематика вводилась через воспитательную программу под названием «Хакасский Каганат». Отряды были объединены в рода, жилые корпуса назывались юртами. Ребята с удовольствием изучали хакасский язык, историю и посещали заповедные места Бейского района.

А в загородном оздоровительном лагере «Орленок» Аскизского района уже в течение трех лет по желанию создаются отряды с изучением родных языков всех детей (хакасского, шорского, польского, русского и др.), разработаны программы по изучению истории родов, Баланкульского ландшафта и др. Ежегодно проводятся праздники «День России», малый Тун пайрам.

Действует достаточно много воспитательных программ, которые ориентируют школьников на принципы толерантности и взаимодействия культур разных народов. Так, в муниципальных загородных лагерях Черногорска, Абазы, Саяногорска, Абакана прошли фестивали народных игр Республики Хакасия, конкурсы рисунков «Моя малая Родина – Хакасия», круглые столы на тему «Хакасия – земля, где я живу», мастер-классы «Хакасское прикладное искусство», викторины «Родина моя – Хакасия», «Символика Хакасии», еженедельно демонстрировались документальные фильмы о Хакасии.

– Одним словом, – заканчивая свой рассказ, сказала Галина Салата, – позвольте мне процитировать слова Виктора Кривоногова, доктора исторических наук, специалиста по коренным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, профессора СФУ г. Красноярска: «Школа – действенный, но далеко не единственный путь распространения родного языка. Отношение к преподаванию хакасского языка в школе у подавляющего большинства хакасов положительное. Больше сторонников обучения детей в школе родному языку среди тех, кто лучше знает хакасский язык, считает его родным. У русскоязычных хакасов это желание немного ослаблено, однако разница невелика. И среди них также резко преобладает число сторонников хакасского образования».

"Байкал24" впервые опубликовано

пн вт ср чт пт сб вс