Главное – это социальная поддержка семей с детьми-инвалидами

Государственное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Шиванда» вот уже на протяжении многих лет проводит профилактику и оздоровление детей-инвалидов.

Одной из задач учреждения является социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, направленная на их социализацию и интеграцию в общество в условиях Центра. Дети, с ограниченными возможностями, имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонения вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за предрассудков общества по отношению к инвалидам. Нетипичные дети находятся в особом положении. Они нуждаются в специальных услугах, включая медицинские, социальные, образовательные.

Нарушение физического или психического развития, как и любое функциональное изменение организма, например старение или болезнь, это не только медицинская ситуация. Она, безусловно, отражается на самом ребенке, всей его семье и окружающих. Но степень, глубина её влияния зависят от того, насколько гуманно и цивилизованно общество в целом, комфортно ли в этом обществе малышу, не чувствует ли он себя изгоем.

Семья для ребёнка – это наиболее благоприятные условия для роста и развития. Ситуация, когда в семье ребенок-инвалид предъявляет к ней более жесткие требования. К позиции родителей и других членов семьи по отношению к ребенку, к характеру взаимоотношений – между взрослым и ребёнком, между ребенком и другими детьми, между самими взрослыми.

И хотя в жизни всех семей можно найти что-то общее, родители нетипичных детей переживают особые события, подчас неожиданные, долговременные, вызывающие стрессы. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития вкупе с другими факторами может существенно изменить жизнь семьи, сократить возможности для заработка, контактов с друзьями, отдыха. Каждая семья – это система отношений со своими собственными правилами, запросами, интересами. Если же ребёнок посещает лечебное или образовательное учреждение, прибывает в каком-либо Центре, он естественно, включается в систему отношений этого учреждения. Важно, чтобы они не противоречили друг другу, а дополняли, взаимно обогащались. Поэтому вся работа Центра - врачей, психологов, социальных педагогов и специалистов по социальной работе направлена на оптимизацию всех этих отношений.

Основной контингент Центра составляют дети-инвалиды, которые помимо основного заболевания, как правило, имеют расстройство эмоциональной сферы, общее недоразвитие речи, неврозоподобные синдромы, двигательную расторможенность. Дети приезжают из разных районов Забайкальского края и пребывают в Центре 21 день. Курс реабилитации включает в себя квалифицированную медико-психолого-педагогическую помощь. Обучающие занятия с каждым ребёнком проходят по индивидуальному маршруту. Учитывается диагноз, уровень подготовленности, тип программы и занятость на лечебных процедурах.

Более подробно хотелось бы остановиться на работе с детьми с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространённых форм психических нарушений. Дети с ЗПР – это особый контингент детей, которым трудно учиться и которых трудно учить. Своеобразие такого ребёнка в основном определяется низкими отметками, недовольством учителей и родителей, низким социальным статусом в классе, отсутствием радости от хорошо сделанной работы.
Коррекционное воздействие на детей, в условиях нашего Центра, строится с учётом психологических особенностей. В этом большую помощь оказывают педагогические и психологические характеристики с места учёбы ребёнка. При работе учитываются нестойкость и незрелость эмоциональной сферы детей с ЗПР, истощаемость и, как следствие, низкая работоспособность, изменения в темпе формирования высших психических функций. Основным принципом обучения является индивидуализация.

С первых занятий учащихся с ЗПР включают в систему педагогических отношений, которая позволяет наиболее полно проявить свои достоинства. Отметим, что ЗПР не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причем тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком. Своевременная диагностика и создание условий воспитания и обучения – это главные факторы.

Рассмотрим на конкретном примере.
Антон К., 11 лет, ЗПР, Красночикойский район, приехал в сопровождении мамы – Ольги Павловны, учится в 5 классе. Со слов мамы «ничем не отличался от других детей». На первых обследованиях у специалистов Центра мама грамотно обозначала ряд проблем, с которыми предстояло работать в течение сезона. Ольга Павловна была обеспокоена отсутствием интереса к учебе, дисциплинированности, отсутствием бытовых навыков, эстетического воспитания. Специалистами был разработан план коррекционно-развивающих занятий, которые помогли бы Антону.

В результате психологического обследования выяснилось, что мышление мальчика не было глубоко нарушено, хотя в процессе работы он часто отвлекался, нуждался в дополнительной помощи, активнее выполнял задания, представленные в игровой форме. Антону хорошо давались задания по классификации, сравнению понятий, выделению «четвертого лишнего». Одновременно мальчик часто испытывал трудности в словесном оформлении своих ответов. Зрительное восприятие, пространственные представления достаточно развиты. Составление рассказа по серии последовательных картинок выполнял только с помощью психолога. Самые большие затруднения вызывали задания, требующие поэтапного планирования и самоконтроля. Антон справлялся с ними лишь при активной помощи психолога.

В школе тоже Антон обучался по индивидуальной программе. Индивидуализация обучения означает, что оно ориентировано на индивидуально-психологические особенности ребёнка и построено с их учётом.

На первом занятии были проведены психологические диагностики: «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний», с помощью которых выявили степень выраженности мотивации на отметку или приобретение знаний. После проведения этих методик провели входной контроль, цель которого – выявить уровень знаний Антона, определить пробелы в знаниях, умениях и навыках. По результатам составили план индивидуальной работы на сезон.
Первая часть уроков включала в себя проведение зрительно-двигательных упражнений и развитие моторных функций. Для этого использовали такие виды упражнений, как японская пальчиковая гимнастика; сравнение понятий; формирование оперирования смыслом; развитие логичности мышления. После этого приступили к изучению нового материала или повторению пройденного.

Для того чтобы ребёнок социализировался в общество, нужны важные знания о социально-бытовых умениях – ориентироваться в окружающем мире, иметь основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности и самостоятельно организовывать свой быт. Работой такого рода Антон занимался с социальным педагогом. В проведении некоторых диагностик и опросов был выявлен низкий уровень интеллектуальной и практической подготовки необходимых к жизни умений. По составленной программе Антон познавал и применял на практике социально значимые умения.

Кроме помощи ребёнку, социальный педагог работал и с родителями. Им зачастую нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребёнку. С Ольгой Павловной проводилась консультативная работа по воспитанию детей в семье; по проблемам внутреннего и внешнего общения семьи; пропаганда здорового образа жизни; духовно-ценностные ориентации; организация жизнедеятельности; права, обязанности и ответственность родителей.

Мальчик весь сезон посещал коррекционно-развивающие занятия. У каждого специалиста они были построены таким образом, чтобы выработать интерес к заданиям, научить фиксировать на них внимание, выделять смысловую сторону задания, оценивать свою деятельность, применять свои знания на практике, учить успешно существовать в социальной среде. Ребёнку, попавшему в социальную среду, предоставляется широкий выбор путей интеллектуального, физического, эстетического, морально-нравственного развития. Однако сам ребёнок не в состоянии решить, что ему делать и что предпочесть. Ему для возникновения устойчивой мотивации к тому или иному виду деятельности нужна умная помощь взрослого человека. Личность ребёнка не может развиваться без взрослого. Следовательно, управление развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-педагогическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для успешного вхождения в систему социальных отношений.

Часто на занятиях присутствовала мама. Она наблюдала, как занимается сын, с чем справляется, что затрудняет, наряду с этим училась сама приемам занятий с ребёнком. Помимо того Ольге Павловне каждый специалист дал свои рекомендации о дальнейшем воспитании и развитии ребёнка. Конечно, нескольких занятий за один сезон недостаточно, для коррекции всех нарушений, которые есть у Антона, но в конце реабилитационного периода, как специалисты, так и сама мама отметила положительные результаты работы.

Вера родителей в возможности ребёнка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру.

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://www.e-zab.ru/'>Министерство социальной защиты населения Забайкальского края</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс