Валяй, фестиваль!

В Красном Чикое прошел I фестиваль семейских-старообрядцев.

Как показал I Межрегиональный фестиваль культуры семейских-старообрядцев «Семейская круговая», который проходил в Красном Чикое с 3 по 4 июня, семейские – голосистый народ и в песне выражает все свои чувства, рассказывают жизненные истории. Как призналась руководительница фольклорного коллектива села Архангальское Анна Тихоновна Титова, семейские поют всегда и везде: во время работы, отдыха, праздников, печальных событий.

- Вот смотрим: дождик идёт – запеваем «О-ой! Ты дождик…», солнце выглянуло – поём про солнышко, - рассказывает Анна Тихоновна.

Таких голосистых на фестиваль собралось более 700 участников. Съехались фольклорные коллективы из восьми районов края, Красночикойского района, Республики Бурятия, Китайской Народной Республики. Каждый приехал с уверенностью, что ревностно хранит традиции своих предков. Так, например, потомки переселенцев из Китая считают, что их костюмы и исполнение наиболее исторически верно, чем у чикоян, поскольку они сохранили то, что им досталось от бабушек и мам, и ничего нового они не привнесли. Хотя, откровенно говоря, на наш русский слух в их песнях уже слышится влияние китайской музыки.

Старообрядческий костюм

Женский костюм старообрядцев – это отдельная, очень интересная глава в истории культуры семейских. Благодаря закрытости и ортодоксальности старообрядцев они сохранили в первозданном виде истинный национальный русский костюм. Элементы костюма и украшения, которые сохранились в чикойских домах, поражают воображение своей стариной и уникальностью. На фестивале многие женщины красовались в нарядах, которым исполнилось уже как минимум 300 лет. Именно столько живут старообрядцы на нашей забайкальской земле. Но многие наряды, а особенно янтарные бусы были принесены предками в Забайкалье, поэтому установить их возраст можно только приблизительно.

Головной убор - кичка - передавался по женской линии, и, чтобы сохранить её форму, кичку бережно обвязывали так, чтобы её боковины стояли, поскольку они имитировали крылья птицы, а заострённый «козырёк» - клюв. Сверху кичка украшалась вышивкой из золотой нити, которая передавала определённый узор. Всё в этом сложном головном уборе носило смысловую нагрузку и являлось оберегом хозяйки. Директор центра народной культуры и этнографии Ольга Некрасова рассказала, что замужняя женщина обязательно должна была носить головной убор, волосы тщательно прятали, а вместо кудрей лоб украшали перьями селезня, взятыми из-под хвоста, переплетёнными с бусами из жемчуга. Позади кичку украшал вышитый бисером подзатыльник. Платок, на котором держалась кичка, завязывали крестом, что защищало женщину от сглаза. Ольга Некрасова призналась, что на убранство головы таким сложным головным убором уходит примерно час, и без посторонней помощи женщине с этим не справиться. Также к кичке пришивали атласные ленты, символизировавшие дождь, связь неба и земли.

Считалось, что нужно надеть на себя как можно больше украшений. Так, например, на грудь вешалось множество бус, а шея украшалась вышитым из жемчуга жарёлком. Всё это могли воочию лицезреть гости фестиваля, которых приехало великое множество. Даже по дороге в Красный Чикой в придорожных кафе спрашивали друг у друга: «Вы тоже едете на фестиваль в Красный Чикой?». Это напоминало паломничество на святую землю. Культура семейских – она действительно истинная, исконно русская, и припадаешь к ней, как к источнику после долгого пути.

Песни, частушки, Троица

Реконструкция праздника Троицы была запланирована на второй день фестиваля, поскольку по старообрядческой традиции Троицу отмечали не в сам праздник, а на следующий день. За день перед Троицой программа фестиваля изобиловала блюдами на любой вкус: концерт участников, выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства, работа мастерских, где давали мастер-классы признанные в Чикое умельцы, открытие игровых площадок, где одни частушечники стоили того, чтобы побывать на фестивале. Частушка, словно анекдот, молниеносно отражает жизнь.

Подруга моя, где плясать училась?

У нас корова так ходила, когда отелилась.

У моего миленка нос семерым, наверное, рос

Семерым он не достался – одному ему попался!

Иногда в частушках разыгрываются целые диалоги:

На дубу сидит ворона, кормит воронёночка

У какой-нибудь разини уведу милёночка!

Уводи, подруга, друга – всё равно не дам владеть!

На твои колени сядет, а на меня будет глядеть!

Естественно в частушках молниеносно отразился и фестиваль:

У меня штаны в полоску – хороши да хороши!

На фестивале девки ходят – покажи да покажи!

Особенно большие взрывы хохота у зрителей вызывают частушки с «перчинкой». На мою просьбу спеть частушку, не всякая бабушка могла вспомнить хоть одну приличную. А в памяти их хранится у чикоян великое множество. Как призналась одна задорная певунья, покорившая всех зрителей в округе, она их помнит столько, что до ночи может петь без остановки, а ночью споёт и с «сюжетом».

Радует то, что культура семейская пока очень крепка и жива в народе. Но проблем у неё хватает, и главная – это успеть сохранить то, что ещё народ помнит и знает. А сделать это непросто, поскольку пение это непростое, а крюковое, знаменное пение. Мелодия передаётся не по нотам, а крюками. Умение петь по крюкам в народе утрачено, а сохранилось только у старообрядческих священников.

Своеобразный язык семейских тоже уже исчезает, и, по мнению главы Красночикойского района Михаила Куприянова, самого родом из семейских, через поколение будет абсолютно забыт. Чикояне поэтому были несказанно рады долгожданному фестивалю, который поможет сохранить им традиции, передать как можно большому количеству молодёжи семейскую культуру.

Люди искренно благодарили губернатора края за помощь в проведении фестиваля и поддержку на всех уровнях. Немаловажно, что культура семейских занесена в список нематериальных ценностей ЮНЕСКО, и более того - наши семейские бабушки будут участвовать в культурной программе Олимпиады-2014 в Сочи. И кто знает, может, прославятся гораздо больше Бурановских, только славить они уже будут истинно русскую культуру!

Людмила Миркутова

пн вт ср чт пт сб вс