Театр «Ульгэр» представил свой спектакль-сказку на фестивале "Золотая Маска" в Москве

Московская публика была более чем доброжелательна, а некоторые – в особенности дети – охотно смеялись истории о поселении эвенков «Под вечным светом Кумалана», о борьбе их со злым духом, о дружбе с животными.

Сделанный из рогов и рогатин, из шкур и жердин, спектакль улан-удэнского кукольного театра «Ульгэр» сумел произвести впечатление на искушенных театралов. Оказавшись в пространстве эвенкийской сказки, они едва ли до конца поняли, что значит «кумалан», однако, чем хорош «амака», осознали вполне.

Заявленный в конкурсной программе «Золотой маски», как этнографический, спектакль театра «Ульгэр», похоже, не обманул ничьих ожиданий: выстроенный на рогах и рогатинах, завешанный шкурами, темп он предлагал замедленный, упрощая задачу маленьким зрителям, а взрослым временами напоминая о камлании, а заодно и о существовании символического театра, в котором три жердины могут превращаться то в лодку, то в чум, то в гнездо.

Все было к месту, всего – по минимуму. Куклы, напоминающие о сувенирной лавке в Улан-Удэ, проживали свою простую оленеводческую жизнь под присмотром людей, которых можно было принять и за духов, то добрых, а то и злых….

В основу спектакля положены эвенкийские предания, и фразы звучали эвенкийские, но в переводе действо не нуждалось: слов минимум, их даже легко заучить. «Харги» - значит «злой», «амака» - «медведь». Кстати, исполнение «медвежьей» репризы Дымбрылом Улзутуевым, уморительно раскоряченным, пыхтящим под своей мохнатой шкурой, вызвало в зале даже аплодисменты.

Как пояснил режиссер Эрдени Жалцанов, «Кумалан» продолжает его цикл, посвященный народам Сибири. За сказкой эвенкийской последует история в честь дальневосточных народностей, затем наступит черед сибирских казаков, а далее в планах спектакли по русским былинам, еврейскому фольклору и армянским сказкам.

У этого спектакля, сообщили в пресс-службе министерства культуры Республики Бурятия, троекратная номинация на «Золотую маску» («лучший кукольный спектакль», «лучший режиссер», «лучший художник по костюмам»).

«Нас любят в Москве», - признал Эрдени Жалцанов, напоминая, что в этом году «Ульгэр» уже в третий раз претендует на главный трофей театральной России. На счету улан-удэнских кукольников уже две «Маски»: в 2006-м за «Поющую стрелу», и в 2008-м за «Небесный аргамак».

Кстати, «Под вечным светом Кумалана» в центре «На Страстном» побывали и создатели «Эпоса о Лиликане», другого претендента на кукольную «Золотую маску». Как минимум, это означает, что москвичи из театра «Тень» считают бурятских кукольников серьезными конкурентами. Сумеет ли «Ульгэр» продолжить заданный ими такт – по «Маске» каждые два года – станет известно 16 апреля на закрытии фестиваля в Москве, когда будут объявлены лауреаты.

"Байкал24"

пн вт ср чт пт сб вс