Профориентация: Как убедить школьников учиться на сварщиков, бетонщиков, маляров и швей?

Спросите любого родителя, в каком учебном заведении он хотел бы видеть своего ребёнка после окончания 11 класса. В подавляющем большинстве вам назовут сначала вуз, потом техникум и только потом училище. Современные школьники прочно срослись с мыслью ­ во что бы то ни стало получить диплом вуза. Иногда ­ неважно какого. Иногда ­ за немалые деньги. Иногда ­ во второй или третий раз. При этом экономика Приангарья остро нуждается в рабочих кадрах. Почему, невзирая на усилия школ и учреждений системы профтехобразования, сегодня не происходит коренного перелома в пользу популярности рабочих профессий, обсудили в пресс-центре «АиФ в ВС» в ходе круглого стола «Школа - кузница кадров. Как наладить связь между профориентацией учащихся и потребностями промышленности региона?».

Рабочие на бирже труда не стоят

Чтобы убедиться в дефиците станочников, каменщиков, сварщиков, маляров и плотников, достаточно обратиться к статистике. Так, по итогам прошлого года в Центр занятости населения Иркутска было заявлено более 54 тысяч вакансий, 90% из них - на рабочие специальности.

- Самая большая потребность наблюдается в строительной отрасли, - отмечает заместитель директора Центра занятости населения по Иркутску Людмила САВИНЫХ. - В рейтинг наиболее востребованных профессий входят каменщики, бетонщики, плотники, маляры, газосварщики, затем идут грузчики, машинисты, облицовщики, монтёры пути. Так, например, бетонщику мы можем предложить сразу три тысячи вакансий, а тому же юристу - всего 1/37 долю, поскольку на одно место сегодня претендует 37 специалистов этого профиля. Кроме того, существует серьёзный дефицит врачей, медицинских сестёр, поваров, учителей, воспитателей.

В среднем в год закрывается лишь пятая часть заявленных вакансий - всего в пределах 10 тысяч. При этом в числе трудоустроенных практически нет рабочих. Они просто не обращаются в центры занятости, так как нарасхват на любом предприятии.

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда отмечает и заместитель руководителя Иркутскстата Ираида ОВСЯННИКОВА.

- Мы регулярно проводим обследование предприятий по вопросу потребности в кадрах определённой квалификации и специализации. По данным на конец 2012 года, в регионе особо «провисает» сфера добычи полезных ископаемых, - говорит эксперт.

Работодатели подтверждают печальную статистику.

- Парадокс, но в регионе, активно добывающем массу полезных ископаемых, никто не готовит специалистов этой сферы, - говорит ведущий инженер производственно-технического отдела Иркутской нефтяной компании Валерий РАХМАНСКИЙ. Он уверен, что главный толчок в этом направлении должен последовать от региональной власти, заинтересованной в трудоустройстве собственного населения и развитии местной промышленности.

- Создание учебных центров при предприятиях, что практикуют некоторые промышленные гиганты, не выход из ситуации, - убеждён эксперт. - В таком случае, ученик, окончивший данные курсы, не имеет ни диплома, ни статуса, а лишь запись в трудовой книжке о присвоении ему разряда или квалификации. К тому, же подготовка специалистов для нашей отрасли требует более серьёзного подхода. Того же машиниста нельзя обучить за 4 месяца, ему необходимо углублённое погружение в профессию.

Тем не менее ИНК не испытывает дефицита кадров. Проблему отсутствия необходимых рабочих рук на предприятии решили за счёт привлечения специалистов из других регионов на работу вахтовым методом. В то же время выстраивается сотрудничество с профессиональными училищами.

На Иркутском релейном заводе пошли другим путём - здесь создали собственный учебный центр. Ежегодно его выпускниками становятся порядка 40 человек.

- Обучение бесплатное, причём принимаются на него все желающие - даже без опыта работы и трудового стажа, - подчёркивает инженер по подготовке кадров завода Екатерина ВИКУЛОВА. - Нередко приходят специалисты с высшим образованием юриста или экономиста. Им приходится переучиваться на рабочих, так как трудоустроиться по своей профессии не получается.

Для швейной фирмы «Вид» проблема с кадрами перерастает в катастрофу.

- Это настолько больной вопрос, что хоть плачь, - не сдерживает эмоций заместитель директора по персоналу Светлана ЧЕРТКОВА. - Иркутский техникум машиностроения им. Трапезникова из года в год отправляет к нам на производство только коррекционные группы. Другие учащиеся благополучно проходят на фабрике практику, но работать не возвращаются. Молодёжь пугает строгая трудовая дисциплина. Мы пять лет добивались квоты на иностранную рабочую силу. В этом году получили. Но приглашённые швеи оказались очень низкой квалификации. Работать на конвейере они не приспособлены.

Уроки технологии - редкость

Педагоги школ и учреждений профтехобразования уверены, что ключом к решению кадровой проблемы является профориентация подростков.

- Сегодня она ведётся лишь на уровне психологического обследования. Дети проходят тестирование, по результатам которого им рекомендуют те или иные профессии, - рассказывает главный специалист отдела общего образования департамента образования администрации Иркутска Юлия КОБЕЛЕВА. - Уроки технологии и ускоренные курсы профподготовки - так называемые УПК - сейчас есть в редких школах. Это связано прежде всего с трудностями обновления материально-технической базы. Мастерские, оборудованные в советские времена, морально и физически устарели, на новые нет средств. Таким образом, ежегодно начальное профессиональное образование в Иркутске получают всего 70 старшеклассников.

Достижения типа вышивания крестиком или сколачивания табуретки нынче не котируются, да и сами дети зачастую даже не подозревают о том, что табуретку можно сделать своими руками! Мало того, не каждый способен прикрутить отвёрткой отвалившийся от стула или школьного стола шуруп.

- А потом мы удивляемся, почему подростки не идут в рабочие. Они просто не приучены к труду, - говорит методист ПУ № 9 Черемхово Екатерина МИРЕЦКАЯ. - Сегодня нет программы, которая бы связывала школу, учреждения ПТО и работодателя. Каждый варится в собственном соку.

Чтобы хоть как-то «добыть» своего абитуриента, училища и колледжи идут на различные эксперименты - большинство предоставляют собственную материально-техническую базу и педагогов, обучая школьников основам рабочих профессий.

- Традиционные методы - профтестирование, проф-диагностика, презентации сегодня устарели, поэтому мы используем практикоориентированные формы работы, - отмечает методист по инновационной деятельности колледжа управления и предпринимательства САПЭУ Людмила ЖУРАВЛЁВА.

- Однако не везде и не всегда получается выстроить взаимоотношения со школами, - сетует директор ПУ № 2 Иркутска Валентина ЗЯБЛОВА. - Многие директора не идут на контакт, объясняя это тем, что все их выпускники намерены получать высшее образование. Так, если раньше мы успешно практиковали совместные образовательные программы с рядом школ Ленинского района, то в этом году сотрудничество прекратилось.

Всем подавай вуз

Тем временем региональная система профобразования постепенно разваливается. Если верить цифрам, за годы реформ в Иркутской области практически вдвое снизилось количество образовательных учреждений данного типа и соответственно число учащихся в них.

По мнению директора иркутской гимназии № 3 Андрея ТРОШИНА, отток абитуриентов в техникумах, училищах и колледжах во многом происходит из-за лазеек в законе. По действующему законодательству школа обязана принять в 10 класс абсолютно всех детей, независимо от уровня их успеваемости. Доходит даже до судов, когда родители настаивают, чтобы их сына или дочь - троечников - приняли в 10-й класс.

- Все почему-то уверовали в исключительность своих детей. И с этим сложно спорить. В конце концов, такие ученики не сдают ЕГЭ и получают справки об окончании школы. Либо худо-бедно сдают экзамены, поступают в вузы на коммерческие отделения, а через год-два бросают учёбу и садятся на шею маме с папой. Хотя если бы в своё время они пошли в училище или техникум, то получили бы востребованную профессию и могли самостоятельно зарабатывать.

По мнению педагога, школы должны вести отбор в 10 класс и тем, кто не дотягивает до определённого уровня, говорить «до свидания».

- Действительно, современные школьники и их родители настроены на получение высшего образования. При этом ребята выбирают профессию, исходя из её престижа сегодня, а не востребованности завтра, - отмечает заместитель директора по научно-методической работе школы № 63 Иркутска Зоя НИКИТЕНКО. - В глазах общества станочник - синоним неудачника, хотя зарплата у высококвалифицированного рабочего может быть в разы выше, чем у инженера с высшим образованием.

- Мы также всячески пытаемся донести до родителей, что учебная площадка учреждения профтехобразования нисколько не хуже вуза, что многие ребята могут успешно реализовать себя в качестве каменщика, бетонщика или штукатура-маляра, - добавляет директор школы № 45 Иркутска Людмила БАЙКАЛОВА. - Однако стоит понимать, что профориентация молодёжи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Её правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. На мой взгляд, это один из аспектов государственной политики.

Ресурсные центры ­ профобразованию в помощь

В этом году в Иркутской области, по информации министра образования региона Виктора Басюка, будут функционировать десять ресурсных центров в системе профессионального образования.

Эти структуры призваны улучшить взаимодействие с другими учебными учреждениями по родственным программам начального и среднего профобразования, с предприятиями, на базе которых ребята могут проходить практику. Речь также идёт о профильном обучении школьников и дополнительном профессиональном образовании взрослых, в том числе повышении квалификации мастеров производства.

С 2009 года в регионе функционируют пять таких центров по следующим направлениям: сварочное производство, строительство, сельское хозяйство, общественное питание, информационные технологии. В прошлом году количество центров и направлений увеличилось вдвое. Теперь в числе последних есть транспортные средства, сфера обслуживания и туризма, дошкольное образование и педагогика в начальных классах, информационно-коммуникационные технологии, рыбное хозяйство.

Кроме того, как рассказал Виктор Басюк, в Приангарье создаются и новые центры профессионального образования, оснащённые высокотехнологичным оборудованием на основе партнёрства с работодателями. Эти учреждения станут базой для реализации целого ряда образовательных программ профподготовки. В целом, уверены специалисты, современное профобучение должно учитывать условия, в которых идёт формирование рынка труда и рынка профессиональных образовательных услуг.

пн вт ср чт пт сб вс